Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы экспериментального изучения агрессии



2020-03-17 256 Обсуждений (0)
Методы экспериментального изучения агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок




Опросник Басса-Дарки [9] содержит 8 субшкал для диагностики агрессивных и враждебных реакций (физическая агрессия, непрямая, раздражительность, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины). Авторы методики предложили рассматривать агрессию как комплексный феномен. Все выделенные субшкалы представляют из себя важные показатели агрессии.

Данный опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:

. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

Адаптированный А.К. Осницким, вариант теста предполагает 4 возможных ответа для испытуемого «да», «пожалуй да», «пожалуй нет», «нет». Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Опросник выделяет следующие формы агрессивныых и враждебных реакций:

. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

. Косвенная агрессия - агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топание ногами, битье кулаками по столу и т. д.).

. Раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

. Негативизм - оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).

. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

. Угрызения совести, чувство вины - выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

Глубоко проработанная типология характеров предложена немецким ученым К. Леонгардом. Им же предложена методика определения акцентуаций характера - характерологический опросник Леонгарда [26].

Методика содержит 88 вопросов. Оценивание уровня акцентуированного выражения личности производится по ключевой таблице.

Испытуемому предлагаются утверждения, касающиеся его характера. Если он согласен с утверждением, рядом с его номером должен поставить знак “+” (“да”), если нет - знак “-” (“нет”).

Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которых выше среднего.

В основе методики лежит классификация типов характера, основанная на оценке стиля общения человека с людьми. Она представляет 10 самостоятельных типов характера. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.

Гипертимный.Большая подвижность, шумливость, общительность, выраженность жестов, мимики, пантомимики, склонность к озорству. Отсутствует застенчивость и робость. Недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Любят компанию сверстников, стремятся ими командовать. Почти всегда имеют хорошее настроение, высокий жизненный тонус. Повышенная самооценка, легкомысленность, поверхностность, в то же время изобретательность, деловитость. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда терпят неудачу или сильное противодействие.

Застревающий.Высокая устойчивость аффекта (длительность положительного или отрицательного переживания - «тлеющий уголёк»). Умеренная общительность, склонность к нравоучениям. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило,долго не забывается и не прощается. Часто страдает от мнимой несправедливости. Поэтому проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям. Аффект накипает долго и постепенно, поэтому внезапность возбуждения лишь кажущаяся. В аффекте могут проявляться ярость, брань, неспособность учесть превосходящую силу объекта нападения. Повод для взрыва может быть ничтожным и сыграть роль последней капли. Жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые отстаиваются с особой энергичностью. Педагог, несправедливо задев, может надолго потерять личностный контакт. Личные отношения могут отразится и на отношение к предмету.

Педантичный. Гипертрофированная внешняя и внутренняя упорядоченность. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, осторожность, нерешительность. Склонен жестко следовать плану, в выполнении действий. Нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы, склонен к частым самопроверкам, формализму. За этим может скрываться неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Ценит привычную обстановку.

Эмотивный. Эмоционально чувствительный, тревожный, боязливый, глубокие реакции в области тонких чувств. Впечатлительность, слезливость, любые жизненные события воспринимаются серьезнее,чем другими людьми. Отзывчивость, мягкосердечность, сопереживание другим людям. Сопереживанием, готовностью понять можно достичь того, что не удается сделать другими способами. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Следует учитывать высокую изменчивость настроения, поэтому фальшь, безразличие, черствость не проходят мимо таких характеров. Педагоги часто пропускают повышенную чувствительность и впечатлительность таких подростков. Очень важен эмоциональный контакт.

Тревожный. Низкая контактность, боязнь новых людей, предметов, темноты. Робость, пугливость, неуверенность в себе. Сторонятся бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр. Декомпенсация при высокой ответственности (тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки). Часто стесняются публично выступать. Охотно подчиняется опеке, нотации могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. Им присущи тревожная мнительность, самоанализ, самокопание. Обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя чаще всего пассивную роль. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток. От смущения краснеют. Гиперкомпенсация проявляется в неожиданной самоуверенности, безапелляционности, утрированной решительности. Фон настроения может быть понижен, но могут быть и неадекватные данному типу истерические реакции.

Циклотимный. Чередование фаз подъемов и спадов настроения часто зависит от внешних событий. Постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций: способность сегодня быть приветливым, а завтра окатить холодом или вообще сделать вид, что человек ему не знаком. Длительность фаз с возрастом увеличивается от дней до нескольких недель. В субдепрессивной фазе отмечается вялость, упадок сил (всё валится из рук, труднее становится учиться). Приключения и риск теряют привлекательность, заметно отдаление от компаний. Тяжело в этот период переживаются мелкие неудачи. На замечание и укоры может появляться раздражение и грубость, хотя в душе циклотимы впадают в еще большее уныние. Прежде шумные и бойкие они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или наоборот сонливость. В период подъема выглядят, как гипертимы. Появляются обычно несвойственные рискованные шутки, желание везде и всюду острить.

Возбудимый. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, вспыльчивость, склонность к неоправданно резким реакциям характерна повышенная импульсивность, грубость, гневливость, склонность к хамству и брани к конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. И в мимике и в словах дает волю раздражению. Конфликт может возникать по пустячному поводу. Развитие характера в этом направлении может сочетаться с развитием тяжеловесности. Влечения часто преобладают над разумом - в этом кроется причина возможных асоциальных проявлений. Общение с таким типом легче устанавливать вне периода аффективного напряжения. Необходимо давать выговориться. Отрицательных качеств касаться осторожно после оценки положительных.

Дистимический. Низкая контактность. Уход от шумного общества, серьезность, даже некоторая подавленность настроения, медлительность, слабость волевых усилий. Характерно пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка. Часто встречается угрюмость, заторможенность, склонность фиксироваться на теневых сторонах жизни. Как правило, добросовестны и ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться. Располагают обостренным чувством справедливости, а также некоторой замедленностью мышления.

Демонстративный. Главная черта эгоцентризм. Повышенная способность к вытеснению. Живость, подвижность, легкость в установлении контактов. Жажда постоянного внимания окружающих, потребность вызвать восхищение, удивление, почитание и сочувствие. На худой конец даже негодование или ненависть, только бы не остаться незамеченным. Склонность к фантазии, притворству с целью приукрасить себя, авантюризм, артистизм, склонность к интригам ( при внешней мягкости манеры общения ), эмоциональная лабильность. Часто успехи в учебе во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим. Систематически может провоцировать конфликты, при этом активно защищаясь. Обладая патологической способностью к вытеснению, может полностью забыть то, о чем не желает знать. Обычно лжет с невинным лицом, так как внутренне верит в то что говорит. Если не удается привлечь к себе внимание, в ход идут мнимые болезни, ложь, фантазии. Инфантильная детская протестная реакция на утрату или уменьшение внимания, на потерю роли семейного кумира. Требования свободы и самостоятельности лишь поза, так как они не жаждут избавиться от внимания и заботы. Хорошее интуитивное чутье позволяет быть выразителями групповых интересов. На самом же деле им лидерство связанное с ответственностью не нужно. Могут менять круг общения из-за «разочарования в прежних приятелях». Способны увлечь других неординарностью мышления и поступков

Экзальтированный. Склонность к преувеличенному выражению чувств, способность восторгаться, восхищаться, ощущение счастья, радости, наслаждения. Легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Споры могут быть частыми, но как правило не доходят до открытых конфликтов. Альтруистичны, обладают хорошим вкусом, проявляют яркость и искренность чувств. Чрезмерная впечатлительность может подтолкнуть к отчаянию и даже к паникерству.

 



2020-03-17 256 Обсуждений (0)
Методы экспериментального изучения агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы экспериментального изучения агрессии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)