Результаты экспериментального изучения агрессии, их анализ
Прежде всего, нами было проведено исследование типов агрессивности по методу Басса-Дарки. В экспериментальной группе преобладают следующие (см. таблицу 1) типы агрессивных реакций: физическая агрессия (62,5%), раздражительность (70%), вербальная агрессия (77,5%), негативизм (65%). В контрольной группе таковыми оказались: обида (30%), подозрительность (10%), чувство вины (25%).
Таблица 1 - Результаты диагностики испытуемых по методике Баса-Дарки (субшкалы агрессивности и индекс в баллах)
Согласно полученным данным сравнительно более выражены виды агрессии: вербальная и раздражение. Среднее значение общего индекса агрессии достаточно высокое, что свидетельствует о том, что агрессия в целом характерна для испытуемых нашей выборки. Также были обработаны результаты диагностики испытуемых с использованием характерологического опросника К. Леонгарда - Г. Шмишека. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Результаты диагностики по методике Леонгарда - Шмишека
Обобщенно результаты диагностики по выборке можно охарактеризовать тем, что в целом в данной группе школьников наиболее выражены черты демонстративного типа характера (среднее значение почти 11 баллов), а наименее выражены черты дистимного типа (среднее значение около 5 с половиной баллов). Наглядно результаты представляет рис. 1.
Рис. 1. Гистограмма распределения акцентуаций характера
Гипертимных испытуемых в нашей выборке 10 человек. Это испытуемые 11, 12, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 29. Поскольку это треть выборки, следует отметить, что это может быть сопряжено с излишним напряжением в отношения и может быть причиной частых межличностных конфликтов в школе. Испытуемых застревающего типа в нашей выборке 7. Это испытуемые 15, 17, 19, 23, 24, 26, 30. Такое количество застревающих акцентуантов, представляется несколько завышенным для школьного коллектива. По эмотивному типу акцентуации высокие показатели установлены для 7 испытуемых №№ 10, 16, 22, 26, 28, 30, 31. Педантичных подростков в нашей выборке оказалось 4: №№ 3, 23, 30 и 31. Тревожных акцентуантов в нашей выборке оказалось 5: №№ 5, 20, 22, 23 и 28. Подростков циклоидного типа в нашей выборке оказалось 4: №№ 10, 20, 22 и 23. Демонстративный тип в определенной степени проявили 10 испытуемых. Испытуемых возбудимого типа в нашей выборке оказалось 6: №№ 10, 15, 17, 19, 23 и 28. Дистимный тип акцентуации обнаружен лишь у одного испытуемого № 25. Экзальтированный тип акцентуации в определенной степени обнаружен сразу у 13 испытуемых. Целью всей нашей работы было выяснение связи агрессивности подростков с характерологическими особенностями. Для этого с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона была вычислена степень корреляции между индексом агрессивности испытуемых и величиной выраженности у них каждого типа характера по классификации К. Леонгарда. Коэффициент линейной корреляции Пирсона вычисляется по формуле
∑(xi - Mx) (yi - My) rxy = -------------------, (nσxσy)
где x - индекс агрессивности;- тип характера; М - среднее арифметическое; σ - стандартное отклонение;- количество респондентов; ∑ - сумма. Результаты вычисления корреляций представлены в табл. 3. Таблица 3 - Корреляционная связь агрессивности с типами характера
Благодаря проведенному корреляционному анализу, обнаружена средне выраженная корреляция агрессивности с тремя типами акцентуаций характера: гипертимным (0,53), тревожным (0,47) и возбудимым (0,31). Вместе с тем выявлена слабая отрицательная корреляция агрессивности с двумя типами акцентуаций характера: эмотивным (-0,30) и дистимным (-0,22). Таким образом, мы получили подтверждение нашей гипотезы о связи между агрессивностью и определенными типами акцентуаций характера у подростков. Выводы по главе 3
В экспериментальной части работы проведено диагностическое обследование выборки испытуемых в количестве 30 человек - мальчики 9-10 классов. Согласно полученным данным сравнительно более выражены виды агрессии: вербальная и раздражение. Агрессия в целом достаточно характерна для испытуемых нашей выборки. В целом у школьников наиболее выражены черты демонстративного типа характера, а наименее выражены черты дистимного типа. В результате корреляционного анализа обнаружена средне выраженная корреляция агрессивности с тремя типами акцентуаций характера: гипертимным, тревожным и возбудимым. Вместе с тем выявлена слабая отрицательная корреляция агрессивности с двумя типами акцентуаций характера: эмотивным и дистимным. Заключение Личностный фактор влияет на все поведение человека в целом. Соответственно, влияет он и на агрессивность как один из способов реагирования на внешние раздражители. Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном, в области субъектно-субъектных отношений. Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, склонность к раздражению, негативизм. Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Знание того, какие черты характера подростка ассоциируются с высоким или низким уровнем агрессии, может способствовать пониманию агрессивного поведения в целом. Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Важным критерием оценки поведения подростков является то, как проходит их социализация. Чаще всего подростки именно психологически не готовы принять социальные нормы общества и адаптироваться к социальной среде. В ряду главных причин асоциального поведения подростков можно выделить отсутствие взаимопонимания и поддержки в отношениях между родителями и детьми. Во многих исследованиях выявляются и описываются уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации и пр. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Главный источник агрессии в детях - семья. Согласно гипотезе нашего исследования мы ожидали найти связь между уровнем агрессии у подростков и степенью выраженности у них определенных черт характера. При этом величина связи для разных типов характера должна была быть различной. Согласно полученным диагностическим данным у испытуемых сравнительно более выражены виды агрессии: вербальная и раздражение. Среднее значение общего индекса агрессии достаточно высокое, что свидетельствует о том, что агрессия в целом характерна для испытуемых нашей выборки. Обобщенно результаты диагностики по выборке можно охарактеризовать тем, что в целом в данной группе школьников наиболее выражены черты демонстративного типа характера, а наименее выражены черты дистимного типа. Целью всей нашей работы было выяснение связи агрессивности подростков с характерологическими особенностями. Для этого с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона была вычислена степень корреляции между индексом агрессивности испытуемых и величиной выраженности у них каждого типа характера по классификации К. Леонгарда. Благодаря проведенному корреляционному анализу, обнаружена средне выраженная корреляция агрессивности с тремя типами акцентуаций характера: гипертимным, тревожным и возбудимым. Вместе с тем выявлена слабая отрицательная корреляция агрессивности с двумя типами акцентуаций характера: эмотивным и дистимным. Таким образом, мы получили подтверждение нашей гипотезы о связи между агрессивностью и определенными типами акцентуаций характера у подростков.
Список использованной литературы
. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М., 1990. . Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с. . Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. . Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с. 5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с. 6. Гриценко А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10//СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г. . Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 1991. . Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально- педагогическая работа. 1997. № 4. 1997. С.85-92. 9. Ениколопов С. Н. Опросник Басса - Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 6. 10.Клейберг Ю. Девиантология: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007. - 412 с. 11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. - Л., 1983. . Лоренц К. Агрессия: Так называемое "зло". М.: Прогресс, 1994 г. 13. Макарова О. Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999. 14. Можгинский Ю.Б Эмоциональные основы агрессии / Журнал практической психологии и психоанализа #1, март 2006 г. 15. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с. 16. Психотерапия: Учебник для вузов / Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. - СПб.: Питер, 2003. - 472с. 17. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1999. 18. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7. 19. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003. 20. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Лейтц Г. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Е.В. Лопухиной и А.Б. Холмогоровой. - М.: Изд. група «Прогресс», «Универс», 1994. - 352 с. 21. Романов И.Ю., Дурас С.Г. Теории агрессивности и детская агрессия / Вісник Харківського державного університету №439. Серія психологія, політологія. Особистість і трансформаційні процеси у суспільстві. Психолого-педагогічні проблеми сучасної освіти.: Х., 1999. - С. 276-279. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции». М., 1996. 22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350 с. . Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб.: ИК «Комплект» 1995. - 244с. . Старшенбаум Г.В. Суицидальный синдром в соматической клинике / Журнал практической психологии и психоанализа #3, сентябрь 2004 г. . Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989.- 448с. . Фальова О.Є, Заїка Є.В. Особистість і пізнавальні процеси студентів у внз: діагностика, розвиток, корекція: Навч. посібник для внз.- Краматорськ: КЕГІ, 2005. - 404 с. . Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Триада-Х, 2000 - 232 с. . Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |