Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты экспериментального изучения агрессии, их анализ



2020-03-17 243 Обсуждений (0)
Результаты экспериментального изучения агрессии, их анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде всего, нами было проведено исследование типов агрессивности по методу Басса-Дарки. В экспериментальной группе преобладают следующие (см. таблицу 1) типы агрессивных реакций: физическая агрессия (62,5%), раздражительность (70%), вербальная агрессия (77,5%), негативизм (65%). В контрольной группе таковыми оказались: обида (30%), подозрительность (10%), чувство вины (25%).

 

Таблица 1 - Результаты диагностики испытуемых по методике Баса-Дарки (субшкалы агрессивности и индекс в баллах)

 Испытуемые

Тестовые шкалы

Индекс агрессивности
  Физическ. Косвенная Раздражен Вербальн.  
1 А.С. 6 2 9 8 25
2 Б.Д. 8 7 8 11 34
3 Б.С. 4 5 9 6 24
4 Г.Г. 9 6 8 10 33
5 Д.Е. 4 5 6 7 22
6 Е.О. 8 7 9 8 32
7 К.А. 5 3 7 5 20
8 К.М. 5 2 6 5 18
9 К.Ю. 3 2 8 8 21
10 К.А. 9 8 9 6 32
11 К.Л. 3 6 5 3 17
12 М.М. 7 8 9 10 36
13 М.А. 8 5 5 5 23
14 О.А. 9 6 10 11 36
15 Р.Р. 5 2 5 6 18
16 Р.С. 4 2 6 6 18
17 С.Т. 8 7 7 9 31
18 С.М. 4 5 5 7 21
19 С.С. 8 7 8 10 33
20 С.А. 3 4 6 7 20
21 С.Ю. 6 6 6 6 24
22 С.К. 7 7 7 9 30
23 Т.Л. 7 4 3 6 20
24 Ф.Ф. 6 3 5 4 18
25 Ф.А. 7 6 8 11 32
26 Ш.К. 6 2 7 4 19
27 Ш.С. 3 4 6 7 20
28 Ш.Г. 5 4 4 3 16
29 Э.О. 9 8 10 8 35
30 Я.В. 4 3 6 7 20
Среднее арифмет. 6 4,87 6,9 7,1 24,93

 

Согласно полученным данным сравнительно более выражены виды агрессии: вербальная и раздражение. Среднее значение общего индекса агрессии достаточно высокое, что свидетельствует о том, что агрессия в целом характерна для испытуемых нашей выборки.

Также были обработаны результаты диагностики испытуемых с использованием характерологического опросника К. Леонгарда - Г. Шмишека. Результаты представлены в табл. 2.

 


Таблица 2 - Результаты диагностики по методике Леонгарда - Шмишека

№ п/п испытуемые Гипертимный Застревающий Эмотивный Педантичный Тревожный Циклоидный Демонстра тивный Возбудимый Дистимный Экзальтиро ванный
1 А.С. 6 6 12 10 12 12 16 12 3 14
2 Б.Д. 3 6 9 6 12 9 18 9 3 18
3 Б.С. 9 4 6 14 9 9 8 6 9 6
4 Г.Г. 9 10 9 12 9 12 12 9 6 8
5 Д.Е. 6 10 12 8 15 12 16 9 3 18
6 Е.О. 3 8 9 6 12 9 12 12 3 12
7 К.А. 6 10 12 10 12 12 10 12 6 10
8 К.М. 6 12 6 2 6 9 8 9 12 4
9 К.Ю. 6 12 9 10 9 9 12 9 6 8
10 К.А. 9 10 15 12 3 15 12 15 3 10
11 К.Л. 15 12 0 2 0 0 8 3 6 8
12 М.М. 18 10 9 8 3 6 2 9 6 2
13 М.А. 9 12 12 10 12 12 16 12 3 20
14 О.А. 9 6 9 8 6 9 10 9 3 16
15 Р.Р. 6 18 9 12 12 12 14 15 3 6
16 Р.С. 6 12 15 10 9 6 14 12 9 14
17 С.Т. 12 18 12 6 12 12 2 18 3 10
18 С.М. 6 10 9 12 6 9 12 6 6 12
19 С.С. 12 16 15 12 12 12 10 15 6 14
20 С.А. 15 8 12 6 15 15 14 9 6 10
21 С.Ю. 12 4 12 8 12 12 10 6 12 10
22 С.К. 18 6 15 12 15 15 10 6 3 18
23 Т.Л. 9 16 12 16 18 15 22 15 6 12
24 Ф.Ф. 12 14 12 6 12 12 12 12 3 14
25 Ф.А. 18 10 9 12 9 9 10 9 15 4
26 Ш.К. 9 16 12 12 9 12 12 9 6 14
27 Ш.С. 9 12 12 10 9 9 16 9 12 4
28 Ш.Г. 3 6 15 6 15 12 16 15 3 16
29 Э.О. 12 6 9 10 9 9 18 9 9 20
30 Я.В. 6 20 15 14 12 12 12 12 6 10
Среднее арифмет. 9,01 10,31 10,07 8,79 8,75 9,51 10,82 9,50 5,57 10,22

Обобщенно результаты диагностики по выборке можно охарактеризовать тем, что в целом в данной группе школьников наиболее выражены черты демонстративного типа характера (среднее значение почти 11 баллов), а наименее выражены черты дистимного типа (среднее значение около 5 с половиной баллов). Наглядно результаты представляет рис. 1.

 

Рис. 1. Гистограмма распределения акцентуаций характера

 

Гипертимных испытуемых в нашей выборке 10 человек. Это испытуемые 11, 12, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 29. Поскольку это треть выборки, следует отметить, что это может быть сопряжено с излишним напряжением в отношения и может быть причиной частых межличностных конфликтов в школе.

Испытуемых застревающего типа в нашей выборке 7. Это испытуемые 15, 17, 19, 23, 24, 26, 30. Такое количество застревающих акцентуантов, представляется несколько завышенным для школьного коллектива.

По эмотивному типу акцентуации высокие показатели установлены для 7 испытуемых №№ 10, 16, 22, 26, 28, 30, 31.

Педантичных подростков в нашей выборке оказалось 4: №№ 3, 23, 30 и 31.

Тревожных акцентуантов в нашей выборке оказалось 5: №№ 5, 20, 22, 23 и 28.

Подростков циклоидного типа в нашей выборке оказалось 4: №№ 10, 20, 22 и 23.

Демонстративный тип в определенной степени проявили 10 испытуемых. Испытуемых возбудимого типа в нашей выборке оказалось 6: №№ 10, 15, 17, 19, 23 и 28.

Дистимный тип акцентуации обнаружен лишь у одного испытуемого № 25. Экзальтированный тип акцентуации в определенной степени обнаружен сразу у 13 испытуемых. Целью всей нашей работы было выяснение связи агрессивности подростков с характерологическими особенностями. Для этого с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона была вычислена степень корреляции между индексом агрессивности испытуемых и величиной выраженности у них каждого типа характера по классификации К. Леонгарда.

Коэффициент линейной корреляции Пирсона вычисляется по формуле

 

∑(xi - Mx) (yi - My)

rxy = -------------------,

(nσxσy)

 

где x - индекс агрессивности;- тип характера;

М - среднее арифметическое;

σ - стандартное отклонение;- количество респондентов;

∑ - сумма.

Результаты вычисления корреляций представлены в табл. 3.


Таблица 3 - Корреляционная связь агрессивности с типами характера

Испытуемые Гипертимный Застревающий Эмотивный Педантичный Тревожный Циклоидный Демонстра тивный Возбудимый Дистимный Экзальтиро ванный
Индекс агрессивности  0,53  0,23  - 0,30  0,13 0,47 - 0,14 0,17 0,31 - 0,22 0,08

 

Благодаря проведенному корреляционному анализу, обнаружена средне выраженная корреляция агрессивности с тремя типами акцентуаций характера: гипертимным (0,53), тревожным (0,47) и возбудимым (0,31). Вместе с тем выявлена слабая отрицательная корреляция агрессивности с двумя типами акцентуаций характера: эмотивным (-0,30) и дистимным (-0,22).

Таким образом, мы получили подтверждение нашей гипотезы о связи между агрессивностью и определенными типами акцентуаций характера у подростков.


Выводы по главе 3

 

В экспериментальной части работы проведено диагностическое обследование выборки испытуемых в количестве 30 человек - мальчики 9-10 классов.

Согласно полученным данным сравнительно более выражены виды агрессии: вербальная и раздражение. Агрессия в целом достаточно характерна для испытуемых нашей выборки.

В целом у школьников наиболее выражены черты демонстративного типа характера, а наименее выражены черты дистимного типа.

В результате корреляционного анализа обнаружена средне выраженная корреляция агрессивности с тремя типами акцентуаций характера: гипертимным, тревожным и возбудимым. Вместе с тем выявлена слабая отрицательная корреляция агрессивности с двумя типами акцентуаций характера: эмотивным и дистимным.


Заключение

Личностный фактор влияет на все поведение человека в целом. Соответственно, влияет он и на агрессивность как один из способов реагирования на внешние раздражители.

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном, в области субъектно-субъектных отношений.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, склонность к раздражению, негативизм.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Знание того, какие черты характера подростка ассоциируются с высоким или низким уровнем агрессии, может способствовать пониманию агрессивного поведения в целом.

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

Важным критерием оценки поведения подростков является то, как проходит их социализация. Чаще всего подростки именно психологически не готовы принять социальные нормы общества и адаптироваться к социальной среде. В ряду главных причин асоциального поведения подростков можно выделить отсутствие взаимопонимания и поддержки в отношениях между родителями и детьми.

Во многих исследованиях выявляются и описываются уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации и пр. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Главный источник агрессии в детях - семья.

Согласно гипотезе нашего исследования мы ожидали найти связь между уровнем агрессии у подростков и степенью выраженности у них определенных черт характера. При этом величина связи для разных типов характера должна была быть различной.

Согласно полученным диагностическим данным у испытуемых сравнительно более выражены виды агрессии: вербальная и раздражение. Среднее значение общего индекса агрессии достаточно высокое, что свидетельствует о том, что агрессия в целом характерна для испытуемых нашей выборки.

Обобщенно результаты диагностики по выборке можно охарактеризовать тем, что в целом в данной группе школьников наиболее выражены черты демонстративного типа характера, а наименее выражены черты дистимного типа.

Целью всей нашей работы было выяснение связи агрессивности подростков с характерологическими особенностями. Для этого с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона была вычислена степень корреляции между индексом агрессивности испытуемых и величиной выраженности у них каждого типа характера по классификации К. Леонгарда.

Благодаря проведенному корреляционному анализу, обнаружена средне выраженная корреляция агрессивности с тремя типами акцентуаций характера: гипертимным, тревожным и возбудимым. Вместе с тем выявлена слабая отрицательная корреляция агрессивности с двумя типами акцентуаций характера: эмотивным и дистимным.

Таким образом, мы получили подтверждение нашей гипотезы о связи между агрессивностью и определенными типами акцентуаций характера у подростков.

 


Список использованной литературы

 

. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М., 1990.

. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.

. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.

6. Гриценко А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10//СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г.

. Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.

. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально- педагогическая работа. 1997. № 4. 1997. С.85-92.

9. Ениколопов С. Н. Опросник Басса - Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 6.

10.Клейберг Ю. Девиантология: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007. - 412 с.

11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. - Л., 1983.

. Лоренц К. Агрессия: Так называемое "зло". М.: Прогресс, 1994 г.

13. Макарова О. Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999.

14. Можгинский Ю.Б Эмоциональные основы агрессии / Журнал практической психологии и психоанализа #1, март 2006 г.

15. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

16. Психотерапия: Учебник для вузов / Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. - СПб.: Питер, 2003. - 472с.

17. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1999.

18. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7.

19. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.

20. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Лейтц Г. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Е.В. Лопухиной и А.Б. Холмогоровой. - М.: Изд. група «Прогресс», «Универс», 1994. - 352 с.

21. Романов И.Ю., Дурас С.Г. Теории агрессивности и детская агрессия / Вісник Харківського державного університету №439. Серія психологія, політологія. Особистість і трансформаційні процеси у суспільстві. Психолого-педагогічні проблеми сучасної освіти.: Х., 1999. - С. 276-279. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции». М., 1996.

22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350 с.

. Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб.: ИК «Комплект» 1995. - 244с.

. Старшенбаум Г.В. Суицидальный синдром в соматической клинике / Журнал практической психологии и психоанализа #3, сентябрь 2004 г.

. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989.- 448с.

. Фальова О.Є, Заїка Є.В. Особистість і пізнавальні процеси студентів у внз: діагностика, розвиток, корекція: Навч. посібник для внз.- Краматорськ: КЕГІ, 2005. - 404 с.

. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Триада-Х, 2000 - 232 с.

. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.

 




2020-03-17 243 Обсуждений (0)
Результаты экспериментального изучения агрессии, их анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты экспериментального изучения агрессии, их анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)