Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система показателей, определяющих эффективность производства и реализации продукции растениеводства



2020-03-17 171 Обсуждений (0)
Система показателей, определяющих эффективность производства и реализации продукции растениеводства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эффективность производства - это сложная экономическая категория, отражающая комплекс природных, экономических, научно-технических и социальных условий функционирования производительных сил и производственных отношений [6, с. 13].

Расчет экономической эффективности производства на основе сопоставления его результатов как с общими затратами живого и прошлого труда, так и с объемом использованных производственных ресурсов обусловлен тем, что результат производства характеризуется производительными затратами, а также величиной ресурсов, вовлеченных в производственный процесс.

Необходимо различать понятия эффекта и экономической эффективности. Эффект -это результат какого-либо мероприятия, проводимого в сельском хозяйстве. Так, эффект от применения минеральных удобрений выражается в виде прибавки урожая, однако это еще не свидетельствует о выгодности применения удобрений. Об этом можно судить только на основе сравнения полученного эффекта с затратами на его достижение [6, с. 13].

Критерии экономической эффективности - максимум эффекта с единицы затрат или минимум затрат на единицу эффекта. Для отдельных товаропроизводителей критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности является максимум прибыли.

Экономическая эффективность сельского хозяйства и перерабатывающих промышленных производств характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. К натуральным показателям относятся урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных. Натуральные показатели являются базой для расчета стоимостных показателей: валовой и товарной продукции, валового и чистого дохода, прибыли и рентабельности производства.

Известно, что реализация молока является постоянным (ежедневным) источником получения дохода. Вместе с тем на практике имеют место колебания надоев молока по месяцам, особенно в зимнее и летнее время, поэтому возникает необходимость определения объемов производства молока и денежных поступлений по месяцам (кварталам). Наиболее точно установить объем поступления молока можно на основании данных об удое коров, находящихся на различных месяцах лактации [4, с. 363].

Следует отметить, что многочисленные факторы производства по-разному влияют на формирование издержек. Одни из них в большей мере зависят от организации труда, другие - от подготовки производства, третьи - от условий кормопроизводства, создания запаса и приготовления кормов, четвертые - от экономических взаимоотношений между производственными подразделениями животноводства и растениеводства и т.д.

Себестоимость молока (Сбм) рассчитывают по формуле

 

 (1.1)

 

где ∑Ипр - сумма производственных затрат на содержание коров, тыс.

руб.;

Споб - стоимость побочной продукции (навоза), тыс. руб.;

QM - валовой надой молока за год, ц;

n - количество полученного (делового) приплода, голов;

Кпс - коэффициент перевода сопряженной продукции (приплода) в

основную продукцию (молоко).

Отметим, что при исчислении себестоимости молока не учитывают его жирность. Правильнее было бы себестоимость молока определять в пересчете на базисную или однопроцентную жирность.

Пути снижения себестоимости животноводческой продукции можно свести к главным:

а) осуществление режима экономии производственных затрат - снижение транспортных расходов и себестоимости кормов, совершенствование управления и сокращение административно-управленческих расходов, улучшение качества кормов и уменьшение их расхода на единицу продукции;

б) повышение продуктивности животных - улучшение породного и племенного состава стада, внедрение технических и технологических инноваций, полнорационное кормление, ветеринарное обслуживание, совершенствование оплаты труда и т.п.

Комплексное использование этих направлений способствует дальнейшему повышению экономической эффективности молочного скотоводства и формированию прибыли от реализации продукции.

Производительность труда в молочном скотоводстве можно представить как отношение молочной продуктивности к затратам труда в расчете на 1 корову. Если рост этих затрат связан с улучшением содержания животных и ухода за ними, соблюдением оптимальных сроков их доения и кормления, он полностью перекрывается повышением продуктивности молочного стада. Нередко, однако, дополнительные затраты труда не приводят к росту продуктивности животных, и производительность труда снижается [15, с. 403].

Важнейшей задачей молочного скотоводства является сокращение затрат труда и средств на производство единицы продукции. В настоящее время высокие затраты на производство молока не компенсируются выручкой от его продажи. Чем больше хозяйство производит молока, тем больше убыток. Разумеется, недостатки организационного порядка могут снизить эффективность молочного скотоводства, но не до такой степени, чтобы отрасль в целом была убыточной.

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

Одно из его определений звучит так - рентабельность показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль [30, с. 245].

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

 

, (1.2)

 

где Р - уровень рентабельности, %;

П - прибыль;

Оф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

Ос - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения, а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:

 

, (1.3)

 

где Р - уровень рентабельности, %;

О - оптовая цена предприятия на изделие;

С - полная себестоимость изделия.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму полученной выручки и характеризует доходность реализации с рубля продаж:

 

,                                                  (1.4)

 

где Rп - рентабельность продаж;

Прп - прибыль от реализации продукции;

В-выручка от реализации продукции.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) рассчитывается по формуле:

 

                       (1.5)

 

где И - затраты на производство и сбыт продукции.

Таким образом, показатели рентабельности производства имеют особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.

 


 



2020-03-17 171 Обсуждений (0)
Система показателей, определяющих эффективность производства и реализации продукции растениеводства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система показателей, определяющих эффективность производства и реализации продукции растениеводства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)