Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Групповое упражнение, его подготовка и проведение



2020-03-17 535 Обсуждений (0)
Групповое упражнение, его подготовка и проведение 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(дипломная работа)

Слушателя 000 учебного отделения

 

Тема: Анализ возможностей современных педагогических

технологий по формированию практических навыков

Профессиональной деятельности слушателей

на групповых упражнениях по специальным учебным дисциплинам

 

Руководитель:

 

 

ТВЕРЬ 2003

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Задание на квалификационную работу………………………………………………

Содержание квалификационной работы……………………………………………..

Введение………………………………………………………………………………..

Глава 1.        Педагогическая система и педагогическая технология, их роль в 

                     формирования специалиста заданного профиля…………………...

      Глава 2. Групповое упражнение как сфера применения педагогических технологий……………………………………………………………………

2.1. Групповое упражнение, его подготовка и проведение……………

2.2. Анализ особенностей групповых упражнений по учебной дисциплине Оперативное искусство ВВС………………………….

      Глава 3. Обоснование предложений по совершенствованию технологий проведения групповых упражнений по учебной дисциплине Д-21….

                     3.1. Анализ накопленного кафедрой №2 опыта использования педагогических технологий в исследуемой области……………….

                     3.2. Синтез рекомендаций по совершенствованию приемов и способов учебной деятельности в рамках информационно-операционного этапа отработки учебного вопроса на групповых упражнениях по Д-21…………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………       

Литература………………………………………………………………………………

Отзыв научного руководителя…………………………………………………………

Заключение начальника кафедры о допуске к защите……………………………….

 

 

В В Е Д Е Н И Е

 

На исходе ХХ столетия изменилось главное оружие военной агрессии. Им стали силы воздушного нападения, активно поддерживаемые и обеспечиваемые из космоса. Основной сферой вооруженной борьбы стало воздушно-космическое пространство. Это объективная тенденция, которая подтверждается множеством неоспоримых фактов [ 9 ] .

Более чем очевидное изменение главного средства войны и объективное смещение центра тяжести вооруженной борьбы с земли в воздушно-космическую сферу требует соответственного смещения приоритетов в вопросах подготовки специалистов для отражения вероятной агрессии. Сегодня уже недостаточно иметь профессионалов, владеющих оружием противовоздушной обороны на тактическом уровне. Нужны высококвалифицированные управленцы, способные планировать и применять разнородовые группировки войск оперативного масштаба.

Подготовка таких специалистов осуществляется в рамках учебной дисциплины Оперативное искусство на кафедре №2 ВУ ПВО.

Среди многих видов занятий, предусмотренных курсом данной учебной дисциплины, наиболее объемным по программе и сложным по технологии проведения, является групповое упражнение. 

Целевой установкой настоящей квалификационной работы является разработка рекомендаций преподавателю по формированию практических навыков профессиональной деятельности на групповых упражнениях по учебной дисциплине "Оперативное искусство ВВС".

 

 

Глава 1. Педагогическая СИСТЕМА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ИХ роль в формированиИ специалиста заданного профиля

 

 

Педагогическая система вуза, являясь основой образовательного процесса подготовки специалиста в вузе, системно отражает цель, содержание, принципы, формы, методы и средства деятельности руководящего, преподавательского, научного и административного состава вуза по организации и ведению учебной, методической, воспитательной и научной работы, контролю и оценке уровня подготовленности слушателей и курсантов.

В [ 5 ] на основе анализа педагогических понятий сделаны следующие выводы. Во-первых, что педагогическая система – это целевая система обучения и воспитания, где решаются конкретные педагогические задачи. Во – вторых, в основе педагогической системы лежат цель, содержание, формы, методы и средства деятельности (организаторской, учебной, методической, воспитательной), которые обусловливают определенные действия обучающих и обучающихся по овладению методами и средствами будущей профессиональной деятельности. В-третьих, педагогическая система – это "система-процесс", в которой осуществляется формирование личности будущего специалиста с заданными качествами.

Основными элементами педагогической системы являются:

обучающие- руководящий и преподавательский состав;

обучающиеся- слушатели и курсанты вуза;

цель подготовки специалиста и требования к уровню его подготовлен-ности;

содержание образования, как определенное количество задач обучения, воспитания и развития будущего специалиста;

принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания слушателей и курсантов, контроля и оценки их подготовленности.

Рассмотрим сущность основных структурных элементов педагогической системы и принципы их взаимодействия в процессе обучения и воспитания слушателей.

Обучающие – субъекты системы, в функции которых входит планирование, организация, ведение, контроль, оценка учебной, методической, научной и воспитательной работы и обеспечение образовательного процесса. Ответственность, обязанности и права должностных лиц руководящего и преподавательского состава определяются действующим законодательством Российской Федерации, приказами министра обороны РФ и нормативными документами, утверждаемыми начальником вуза. Уровень профессионализма обучающих является решающим условием качества и эффективности образовательного процесса и соответственно результативности педагогической системы.

Обучающиеся – объект системы. Слушатели в соответствии с профессиональными образовательными программами в рамках педагогической системы овладевают знаниями, навыками и умениями будущей профессиональной деятельности, приобретают и развивают необходимые личностные качества. Учебная деятельность слушателей в ходе образовательного процесса максимально приближается к условиям профессиональной деятельности специалиста.

Цель подготовки специалиста и требования к уровню его подготовленности определяют основные количественные и качественные показатели и критерии, в соответствии с которыми должен быть организован образовательный процесс и по которым должны оцениваться его результаты. Указанный элемент педагогической системы является системообразующим и предопределяет содержание образования, задачи, формы, методы и средства учебной, методической и научной работы вуза, факультета, кафедры и преподавателя. Уяснение обучающими и обучающимися цели подготовки специалиста и требований к уровню его подготовленности делает образовательный процесс целенаправленным на конкретные результаты, активным и интенсивным, а учебная деятельность носит творческий характер. Это позволяет избегать шаблона, стереотипов в обучении и в полном объеме реализовать принцип научности и перспективности в подготовке специалиста.

Содержание образования составляет основу профессиональных образовательных программ, в соответствии с которыми формируются задачи учебной, методической и научной работы вуза, факультета, кафедры, определяется логика и взаимосвязи учебных дисциплин, выбираются формы и средства учебной деятельности. При этом содержание образования для слушателей определяется в соответствии с квалификационными требованиями. Содержание должно быть построено так, чтобы оно отражало достигнутый уровень науки в данной области деятельности и служило основой теоретической, практической и психологической подготовки обучающегося к будущей профессиональной деятельности.

Принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания слушателей, контроля, оценки их успеваемости и подготовленности образуют "инструмент" технологии подготовки специалиста конкретного профиля, специальности (специализации) и квалификации, а в единстве с формами и методами деятельности руководящего и преподавательского состава по планированию и организации образовательного процесса – педагогическую технологию.

Результатом функционирования каждой педагогической системы подготовки специалиста в вузе является уровень знаний, навыков, умений, сформированности качеств личности слушателей.

Уровень знаний, навыков и умений слушателей должен характеризоваться минимальным количеством показателей, критериев и в то же время отвечать требованиям достаточной объективности. В противном случае контроль и оценка результатов обучения и воспитания, учебной деятельности преподавателей и слушателей становится громоздкой, трудоемкой, а самое главное, не понятной для обучающихся, что не позволяет им своевременно регулировать процесс самообразования.

Переход вузов к подготовке специалистов по новым профессиональным образовательным программам предполагает не только знание основных принципов организации и ведения образовательного процесса, но и практические умения системного решения частных, но взаимосвязанных задач подготовки специалиста – обучения, воспитания и разхвития.

Всю совокупность принципов создания педагогических систем можно условно (по признаку вида деятельности) разделить на три группы.

Первая группа объединяет принципы организаторской деятельности руководящего, преподавательского, научного и административного состава вуза, реализация которых приводит к созданию определенной целевой системы подготовки специалиста заданного профиля, специальности (специализации) и квалификации. Предметным выражением реализации этих принципов является деятельность по проектированию образовательного процесса, а конечным результатом- профессиональная образовательная программа подготовки специалиста в вузе.

Такими основными принципами являются:

принцип диагностичности цели подготовки (зачем учить), содержания образования (чему учить), уровня подготовленности офицера-выпускника вуза (какой уровень квалификации обеспечить) и организации обучения (как учить);

 принцип соответствия квалификационных требований к уровню подготовленности выпускника вуза, бюджету учебного времени, цели подготовки, содержанию образования и возможностям по обеспечиванию образовательного процесса;

принцип главного звена и достаточного основания в планировании и организации образовательного процесса;

принцип рационализма в разделении полномочий (ответственности, обязанностей и прав) должностных лиц при формировании цели, содержания, выборе форм, методов и средств организации и ведения образовательного процесса;

принцип перспективности в планировании подготовки специалиста;

принцип оптимальности логики и междисциплинарных связей образовательного процесса.

Вторая группа принципов предопределяет ведение образовательного процесса, то есть, собственно принципы обучения, которые определяют функционирование целевой педагогической системы подготовки специалиста. К ним относятся:

принцип научности, профессионализма и фундаментальности в подготовке специалиста;

принцип активности, самостоятельности и сознательности в обучении;

принцип систематичности, последовательности и наглядности в обучении;

обучение на требуемом уровне трудностей;

прочность в овладении знаниями, навыками и умениями военной специальности;

самообучение, самоконтроль, самооценка и личная ответственность обучающегося за уровень подготовленности;

коллективизм и индивидуальный подход в подготовке специалиста.

Третья группа принципов охватывает деятельность руководящего и преподавательского состава по непосредственному руководству образовательным процессом в целом и его главными частями- учебной, методической, научной и воспитательной работой.

К ним можно отнести:

принцип адресности и диагностичности задач учебной, методической, научной и воспитательной работы вуза, факультета, кафедры, преподавателя;

принцип рациональности в обеспечении образовательного процесса;

принцип объективности в контроле, оценке и учете уровня успеваемости и подготовленности слушателей;

принцип оперативности в принятии решений и их выполнении по регулированию (корректированию) образовательного процесса.

На практике реализация указанных принципов приводит к стройной системе управления вузом и к стабильности в организации учебной деятельности, к требуемой результативности процесса подготовки специалиста.

Рассмотренные принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и предполагают определенные формы, методы и средства деятельности по организации и ведению образовательного процесса, то есть педагогическую технологию.

Современная педагогическая технология [ 4 ] представляет собой совокупность процессов определения (оптимизации) и реализации в образовательном процессе подготовки специалиста, цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить), форм и методов обучения (как учить).

Структурно педагогическая технология как процесс деятельности руководящего, преподавательского и административного состава вуза, факультета, кафедры включает технологию проектирования образовательного процесса (порядок подготовки и проведения учебных занятий, контроля и оценки успеваемости слушателей, курсантов, контроля и оценки качества занятий, других мероприятий учебной, методической, научной и воспитательной работы).

Предметным выражением единства технологии проектирования образовательного процесса и технологии обучения является структурно-логическая схема подготовки специалиста и соответствующая ей система видов учебных занятий. Такая технология реализует логику подготовки специалиста и оптимизирует междисциплинарные связи учебных дисциплин как по времени, так и по виду и месту проведения занятий.

Педагогическая технология в педагогической системе отражает структуру и динамику учебной деятельности и ее результаты. Вот почему учебный план подготовки специалиста должен связывать единой целевой установкой комплект учебных программ, чтобы в итоге обучения можно было определить уровни обученности. Такими уровнями являются:

о чем обучающийся должен иметь представление;

что обучающийся должен знать… и уметь использовать;

какими навыками и умениями обучающийся должен владеть;

какой опыт (навык, умение) в какой деятельности обучающийся должен иметь.

Рассмотренный подход к формированию целевых установок учебных дисциплин и квалификационных требований позволяет преподавательскому составу дифференцированно подходить к определению целей учебных занятий (учебных и воспитательных), а руководящему составу максимально объективизировать оценку хода и результатов обучения, прогнозировать уровень подготовленности выпускника, и при необходимости, корректировать образовательный процесс.

Рассмотрение процессов педагогической технологии предполагается вести в плане разумного увеличения напряженности интеллектуального и физического труда преподавателей, слушателей, которое компенсируется заранее спланированной и обеспеченной научной организацией образовательного процесса и мерами по сохранению и укреплению их здоровья.

В ряде научных исследований и педагогической практике выделяются организационно-методическое, психолого-педагогическое и материально-техническое направления.

По каждому направлению осуществляется деятельность руководящего, преподавательского, научного и административного состава вуза, которая базируется на рассмотренных выше принципах и с помощью определенных методов деятельности.

Так, в основе организационно-методического направления лежат методы планирования, моделирования, оценки вариантов и выбор оптимального варианта образовательного процесса подготовки специалиста в вузе, учебной работы факультета, кафедры, преподавателя, слушателя.

Образовательный процесс, построенный на основе традиционных и новых форм, методов и средств активного обучения, содержит определенное количество учебных задач- моделей, выраженных на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности выпускника вуза. В этом случае педагогическая система подготовки специалиста претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловлены следующим.

Во-первых, модель учебной деятельности содержит предметную и социальную составляющие профессиональной деятельности специалиста, а не модель процесса обучения, то есть в модели содержатся ситуации профессионального действия, требующие интеллектуальной или физической деятельности обучающегося. Он воспринимает не готовые алгоритмы, правила, способы, а пытается найти их.

Во-вторых, требования к обучающемуся становятся системообразующими и задают новый принцип построения целевой педагогической системы, как системы, нацеленной на выполнение квалификационных требований.

В-третьих, субъект учения (слушатель) в этой системе занимает деятельную позицию, предметом которой являются профессиональные действия.

Системное применение рассмотренных методов и особенностей педагогических систем позволяет спроектировать процесс учебной деятельности на основе диагностических и реально достигаемых целей подготовки специалиста, оптимизировать содержание образования и соответствующую ему систему видов учебных занятий. Это позволяет успешно решить задачи обучения, воспитания и развития будущего военного специалиста- профессионала.

 

 

Глава 2. Групповое упражнение как сфера примене-ния педагогических технологий

 

Групповое упражнение, его подготовка и проведение

 

Групповые упражнения по оперативно-тактическим дисциплинам имеют целью привить слушателям навыки в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении войсками [ 1, 2 ].

Подготовку и проведение группового упражнения условно можно разделить на предварительную и непосредственную.

В ходе предварительной подготовки (перед началом или в начале учебного семестра) целесообразно уточнить в учебном отделе и иметь в личном плане работы выписку из расписания занятий на семестр: в каком учебном отделении, когда, по какой теме предстоит провести ГУ. Это позволит правильно спланировать подготовку к их проведению по времени. Большую помощь преподавателю может оказать формуляр исходных данных для проведения ГУ. Такой формуляр может быть разработан в предметно-методической комиссии для общего пользования, но наиболее эффективно его использование индивидуально каждым преподавателем, проводящим ГУ. В формуляре, как правило, записываются следующие исходные данные: тема ГУ, время для его проведения, перечень учебно-методических материалов (УММ). На этапе предварительной подготовки следует уточнить наличие и степень отработки методической разработки. Особое внимание следует уделить на соответствие темы и учебных вопросов ГУ тематическому плану прохождения дисциплины, а также проверить перечень используемой литературы. Не секрет, что иногда требования новых нормативных документов по различным причинам несвоевременно учитываются в содержании ГУ, что ставит преподавателя в неловкое положение при проведении занятия. С этой же целью требуется проверить содержание схем, слайдов, диафильмов. Очень важно определить потребность в картах, вычислительных средствах, АСУ. При проведении ГУ на КП, оснащенном АСУ, следует проверить наличие и состояние материалов подыгрыша обстановки.

В ходе учебного семестра организация работы по подготовки к ГУ в основном сводится к следующему [6]. За 10-15 дней до начала ГУ необходимо получить в секретной библиотеке методическую разработку для проведения ГУ. Изучив ее, при необходимости обсудить с автором наиболее сложные вопросы, а также конкретный подход к организации ГУ. Изучить материал, получить ответы на все возникающие вопросы. Для формирования методических навыков посетить занятие опытного педагога по близкой теме. По наиболее сложным ГУ на кафедре планируются открытые занятия. Выводы и рекомендации из анализа этого занятия следует учесть.

Непосредственную подготовку к ГУ следует начинать за 5-7 дней до его проведения. Прежде всего, разработать план проведения занятия, утвердить его у старшего начальника. В нем выделить главные моменты другим цветом. Имея в плане список пофамильно отделения способствует фиксации промежуточных результатов оценки слушателей.

При планировании общего вступительного опроса готовится контрольный бланк (карточка) для каждого слушателя. В ходе занятия это задание выдается на 3-4 минуты.

В целях подготовки слушателей к ГУ разрабатывается задание. В нем указываются: номер ГУ, тема, литература, что иметь, к чему быть готовым. Через 1-2 дня следует убедиться, что задание получено. При необходимости провести консультацию.

За 1-3 дня до занятия в журнал заказов на обеспечение занятий записывается заявка, в которой указывается когда, куда и какие наглядные пособия следует представить лаборантам.

Провести работу по окончанию личной подготовки: получить необходимую литературу, провести тренировку в методическом кабинете.

Как и всякое учебное занятие, ГУ начинается с объявления темы, целей, учебных вопросов и порядка их отработки. Положительное влияние на весь ход занятия окажет правильно сформулированная и отмеченная во вступительной части важность рассматриваемой темы. В некоторых случаях полезно отметить эту важность с двух точек зрения: для учебы в академии (использование полученных знаний и навыков при проведении КШУ, в ходе разработки и защиты дипломных работ, при сдаче государственных экзаменов по оперативно-тактическим дисциплинам и в практике войск. Существенного различия в этих точках зрения быть не должно, но некоторые особенности каждой из них, на наш взгляд, должны быть обозначены. Контроль готовности обучаемых к ГУ может быть проведен различными известными способами. Опыт показывает, что наибольшая эффективность достигается в ходе проведения короткой практической летучки по индивидуальным заданиям. Содержание задания должно быть направлено на подготовку обучаемых к выполнению обязанностей при отработке основных вопросов ГУ. Следует избегать заданий, направленных на формирование теоретических положений, шаблонных решений и т.д. Важно также четко выполнять временные ограничения. С этой целью время начала и окончания решения тактической летучки можно записать на доске или в бланке задания. Оценку решения летучки преподаватель может провести в ходе занятия (во время самостоятельной работы обучаемых), во время перерыва или после занятия. В первых двух случаях оценка за практическую летучку учитывается при определении общего уровня подготовки на данном ГУ.

Отработка учебных вопросов ГУ, как правило, начинается с объявления исходной обстановки. Основные элементы исходной обстановки целесообразно записать на доске или продемонстрировать на кадре диафильма. К ним относятся: состав сторон и их состояние, оперативное время, должность, в которой обучаемым предстоит отрабатывать учебные вопросы.

Разделив учебное отделение на несколько групп (штабов, управлений), преподаватель может использовать элементы состязательности между ними. При отработке учебного вопроса слушатели одной из групп докладывают свой вариант решения, а слушателям другой группы предоставляется право критики, оценки докладов решений, принятых на карте, модели и т.д. В некоторых случаях преподаватель должен быть готов сам доложить вариант решения, причем поучительность такого приема целиком зависит от уровня его личной подготовки. Наращивание обстановки обычно осуществляется путем объявления вводных, основное содержание которых также целесообразно записать на доске.

Алгоритм работы обучаемых в той или иной роли может быть представлен на схеме, кадре диафильма. На отдельных кадрах диафильма целесообразно показывать информацию для коллективного пользования: таблицы, графики, нормативы и т.п. Но нельзя злоупотреблять этим приемом. На ГУ, проводимом в течение двух учебных часов, достаточно использовать 2-3 таких кадра.

Важно привить слушателям способность и навыки самостоятельной работы с первоисточниками: приказами, директивами, сборниками, наставлениями и другими нормативными документами. Для достижения отдельных воспитательных целей важно предъявлять к слушателям высокую требовательность в выполнении Уставов ВС РФ, добиваться четкого формирования предложений, решений, не допускать ненужных на данном ГУ теоретических рассуждений. В том случае, когда обучаемый допускает грубую тактическую ошибку, целесообразно немедленно прервать его доклад и потребовать ее исправления. Такой же метод оправдан и в тех случаях, когда в докладе допускаются слова- "паразиты", оговорки.

Надо ли оценивать работу каждого обучаемого на ГУ ? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В некоторых случаях целесообразно дать оценку в целом расчету, управлению, сформированному в составе учебного отделения для отработки конкретного вопроса. Следует также учитывать и индивидуальные особенности каждого обучаемого. Например, можно оставить без оценки того слушателя, который по каким-то объективным причинам не смог качественно подготовиться к данному занятию. А вот отметить "рост" в изучении дисциплины другог следует обязательно.

Приведенный перечень некоторых методических приемов в ходе подготовки и проведения ГУ ни в коей мере не ограничивает рамки творческой деятельности преподавателя. Вместе с тем опыт показывает, что использование этих приемов и рекомендаций позволит (особенно начинающим преподавателям) правильно спланировать свою подготовку и повысить эффективность его проведения. 

 

 



2020-03-17 535 Обсуждений (0)
Групповое упражнение, его подготовка и проведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Групповое упражнение, его подготовка и проведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)