Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ особенностей групповых упражнений по учебной



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Анализ особенностей групповых упражнений по учебной 0.00 из 5.00 0 оценок




                  дисциплине Оперативное искусство ВВС

 

Создание в 1941 году ПВО территории страны (ТС) позволило перейти на общевоенные структуру и принципы ведения борьбы с воздушным противником (фронты ПВО, корпуса ПВО, дивизии ПВО, части зенитных и авиационных средств). 

Так во второй половине Великой Отечественной войны в борьбе с воздушным противником зародилось и сложилось оперативное искусство противовоздушной обороны [ 9 ]. В свою очередь, войсковая ПВО на уровень объединений различных родов войск (зенитных и авиационных), а значит и на уровень оперативного искусства не поднялась (а в силу штатной принадлежности ее частей общевойсковым объединениям и не может подняться в принципе).

В этой связи и курс оперативного искусства противовоздушной обороны ни в каких высших военно-учебных заведениях (ВВУЗах) видов ВС до создания военной академии ПВО имени Г.К. Жукова в 1957 году не читался и не разрабатывался. Равно как и нигде не проводились фундаментальные исследования по ПВО на оперативном уровне.

В уникальности этой отрасли знаний состоит первая особенность, которая должна учитываться на занятиях.

Применительно к групповым упражнениям это обусловливает повышенную роль преподавателя и его ответственность за содержание занятия. Проверить правильность идей и рациональность "кафедрального" варианта решения на операцию негде. ВА ПВО (ВУ ПВО)- единственная носительница преподаваемого материала по данной тематике.

Вторая особенность вытекает из того масштаба действий, которому обучает кафедра слушателей в рамках дисциплины Д-21. То, что преподается по программе оперативного искусства нельзя проверить на практике- ни на полигонах, ни на учениях.

Присутствуя однажды на экскурсии на курсах "Выстрел", я был удивлен степенью взаимосвязи занятий различного вида. Вначале, на лекции слушателям в теории разъяснялась тактика отхода мотострелковой роты на второй рубеж обороны. Затем, на групповом упражнении эта же тема отрабатывалась у карты. После этого демонстрировался кинофильм, где те же действия (но образцовые) роты происходили на том самом участке местности, который предполагался учебной задачей ГУ. И, наконец, последним этапом была практическая отработка в поле тех же действий, на той же местности, но силами обучаемых.

Но то, что возможно реализовать на занятиях по тактике подразделения, невозможно проделать в реальной обстановке для армии. Тем более, это невозможно в нашем виде ВС. Поэтому групповое упражнение, зачастую, является единственным звеном привития практических навыков в области оперативного искусства.

Третья особенность состоит в следующем. В нашем вузе преподаются элементы военного искусства, которые относятся к теории и практике стратегии, самостоятельного курса которой у нас нет. Поэтому данный материал "прикомандирован" к самой высокой по уровню иеррархии кафедре- кафедре № 2 и, конкретно, к учебной дисциплине Д-21.

В силу этих обстоятельств курс оперативного искусства является не вполне целостным и логичным. Он состоит из двух условных этапов- основ оперативного искусства (на них дается и деление геостратегического пространства, и военная доктрина, и структура Вооруженных Сил и т.д.) и собственно оперативного искусства ВВС (раньше- ПВО). Но групповые упражнения в рамках учебной задачи закрепляют знания только по второму этапу. В итоге у слушателей теряется грань между стратегией и оперативным искусством. А то, что курс читается в 1 и в 4 семестрах лишь усугубляет путаницу в восприятии материала.

Четвертая особенность. На групповых упражнениях по оперативному искусству слушатели ставятся в роль командующего, начальника штаба, начальника оперативного отдела объединения. Но в своей реальной жизни они не только не служили в оперативных штабах, но и никогда в них ранее не бывали вообще. Для них здесь все новое: терминология, обязанности, рабочие места на КП.

Здесь же следует отметить, что и преподаватели, обучающие слушателей оперативному искусству, в подавляющем большинстве имеют прохождение не выше полка. Тому способствовала недальновидная в последние 10 лет политика военного и государственного руководства по отношению к армии вообще и к вузам в частности. Утерян престиж профессии преподавателя, снижены должностные категории, тарифные разряды.

Особенно тяжело таким преподавателям приходится на групповых упражнениях, где наряду с заблаговременно подготовленными приходится решать такие возникающие задачи, которых предусмотреть нельзя.

Пятая особенность обусловлена теми объективными процессами, которые существенно снизили исходный уровень тактической подготовки слушателей, с которым они попадают в стены нашего вуза. Боевое дежурство в войсках практически свернуто. Требования к поддержанию боевой готовности снижены. Выезды на государственные полигоны для проведения реальных стрельб стали редким явлением в служебной практике каждого офицера войск ПВО. Летчики имеют налет на порядок меньший, чем каких-то 10-15 лет назад.

В результате слушатели ВУ ПВО за два года не столько растут профессионально (поднимаясь на уровень оперативного искусства), сколько вынуждены наверстывать упущенное (на уровне тактики). А двухлетняя система образования ограничивает и эту перспективу.

Наконец, проанализируем тот ряд занятий, которые проводятся на командных пунктах.

Наши (университетские) командные пункты оперативно-тактического и оперативного звена управления оснащены комплексами средств автоматизации: "Протон-2М" и "Алмаз". В войсках такую аппаратуру имеет всего одно соединение и одно объединение вида ВС. В остальных аналогичных структурах развернуты либо другого типа средства, либо боевая работа ведется на неавтоматизированных КП. Следовательно, подавляющее большинство выпускников будет проходить службу не на том оборудовании, на котором обучался.

А между тем, на занятиях немалая часть времени уходит именно на обучение "обезъяньей" работе- как с помощью органов управления вызвать тот, или иной формуляр на индикаторе АРМ, как подать команду и т.д. Сама по себе данная работа не является элементом оперативного искусства, а лишь создает необходимые условия для его изучения. А времени требует много. Преподаватели кафедры №2 неоднократно обращались по команде с просьбой перевести занятия на неавтоматизированную базу, где все 100 % учебного времени можно отдавать вопросам управления войсками в ходе операции, а не освоению рабочих мест.

Наконец, и это тоже важно, алгоритмы наших КСА построены совершенно на одинаковых принципах: что для полка, что для дивизии, что для армии ВВС и ПВО. Их смысл сводится к последовательному назначению на появившиеся воздушные цели свободных от "работы" средств ПВО. При этом командующий на КП вынужден заниматься не решением подлинно оперативных (оперативно-тактических) задач, а "гоняться" за каждым СВН. Его заблаговременно принятое решение на операцию, как бы существует само по себе- на бумаге.

В таких условиях объяснить слушателю, зачем на групповых упражнениях он обосновывал и принимал решение очень трудно. 

Таким образом, учебная дисциплина Д-21 (Оперативное искусство ВВС) весьма специфична. Ее особенности в большей мере проявляются на групповых упражнениях, что требует от преподавателя использования особых педагогических приемов и некоторого усовершенствования всей педагогической технологии подготовки слушателей ВУ ПВО.

 

 

 Глава 3. Обоснование предложений по совершенство- ванию технологий проведения групповых упражнений по учебной дисциплине Д-21

                    

3.1. Анализ накопленного кафедрой №2 опыта использования педагогических технологий в исследуемой области

 

Основными учебными заведениями, где формируются навыки офицеров в управлении оперативно-тактическими и оперативными воинскими формированиями, являются в настоящее время военные академии и университеты. 

Однако, как показывают исследования, существующие в них учебно-материальная база и технологии обучения оперативному искусству объективно не позволяют научить слушателей эффективно управлять войсками (силами) при решении поставленных задач и тем более развивать у них оперативное мышление и интуицию. Это обусловлено рядом причин.

 Во-первых, при существующих методах обучения оперативному искусству на групповых упражнениях слушатель оказывается перед необходимостью "поднять" такой объем исходной информации, с которым сталкивается командующий объединением в реальных условиях обстановки. Это и общая военно-политическая ситуация, на которой отрабатывается учебная задача, и частная обстановка на заданный момент времени, и данные по противнику, и по своим войскам, по соседям, по району проведения операции. Казалось бы, хорошо, ведь обстановка и должна быть приближена к реальной, а ее учет - всесторонним. Но реальный командующий в реальной группировке войск имеет в своем распоряжении заместителей, мозговой центр – штаб, множество отделов, отделений и служб. И эти органы призваны "переварить" львиную долю располагаемой информации, добыть недостающую, оценить обстановку и синтезировать выводы в виде предложений в решение на операцию. И при этом выполняют они работу профессионально каждый на своем месте.

 Слушатель же оказывается перед необходимостью делать то же самое, но единолично, будучи поставлен преподавателем на групповом упражнении (в зависимости от темы занятия и изучаемого вопроса) то в должность начальника разведки, то начальника рода войск, то начальника штаба, то командующего и т.д.  

Но и это полбеды. Хуже всего то, что на выполнение функциональных обязанностей он располагает куда меньшим временем, чем соответствующие должностные лица в реальных штабах. Проводимые руководителем занятия оперативные "скачки" времени (на групповом упражнении и от занятия к занятию) выгодны преподавателю, но не слушателю. Ведь время, "пропущенное" этими скачками и должно было использоваться на всестороннюю оценку факторов обстановки, синтез рациональных предложений, подготовку необходимых планирующих и распорядительных документов. Самоподготовка этой потери времени не компенсирует.   

Во-вторых, переход на двухлетнее обучение в ВУ ПВО привел к резкому уплотнению занятий по оперативному искусству. Групповые упражнения во время прохождения учебной задачи следуют друг за другом ежедневно. И это кто-нибудь может назвать полезным, делая акцент на том, что слушатель меньше забудет материала к очередному занятию. Но плохо другое, а именно- что обучаемому некогда "переварить" полученные знания, ему едва хватает времени на механическую и неосмысленную отработку карты.

В-третьих, и самих карт в нашем учебном заведении не стало. Сначала мы смирились с тем, что получаемые карты не того масштаба, потом перестали обращать внимание на их систему координат, затем вместо недостающих листов стали наклеивать белую бумагу и, наконец, перешли на обучение по одной карте на отделение. С одной стороны при отсутствии времени на самоподготовку слушатели и не смогут отработать каждый по своей карте. Это – негативное следствие двухгодичного обучения. С другой стороны они теряют не только оперативные навыки, но и качества, присущие офицеру любого штаба- способность самостоятельно и качественно отрабатывать боевые документы. Да и ответственность за нарисованную абракадабру теряется, ведь чертили и писали коллективно. Отсюда – проблема контроля качества обучения каждого слушателя на групповом упражнении.

В-четвертых, необходимость учить слушателей оперативно и всесторонне схватывать информацию, обобщать и отражать ее в своем сознании и на этой основе качественно решать учебные задачи уже привела к внедрению в процесс обучения новых информационных технологий.

 Это веление времени и оно объективно. Но есть и опасность перестараться в погоне за данью моды. Опыт проведения групповых упражнений по учебной дисциплине Д-21 показывает, что в рамках тех часов, которые были выделены ранее, с помощью компьютерных моделей не уложиться. Как ни пародоксально, но это так. И объяснение банально простое. При работе на ПЭВМ львиная доля учебного (или в часы самоподготовки) времени слушателя (до 80-95 %) уходит не на оперативную (в смысле- интеллектуальную, творческую), а на механическую работу, связанную с самой процедурой действий на компьютере. Это: включение, вызов необходимой программы, ввод исходных данных, их коррекция, устранение тех неувязок, которые возникают в процессе диалога оператора с компьютером и т.д. А где же здесь сама умственная деятельность слушателя, где место для раскрытия его военной хитрости и в чем нестандартность его оперативного замысла ? Все поглотила машина и все за него просчитала. А если не просчитала (произошел сбой, зависание компьютера), то и вовсе цель группового упражнения оказывается недостигнутой, так как время занятия истекло, а конечный результат не получен. Чего не бывает на ГУ, проводимых "вручную", без применения новых технологий. Но даже, когда результаты расчетов получены слушателем, он оказывается в нелепой ситуации, вынужденный отстаивать и защищать перед преподавателем не результат своего оперативного анализа, а то, что за него решил тайваньский процессор и выдал на корейский монитор.

В-пятых, одним из требований, установленных на кафедре, является обязательное наличие единого "кафедрального решения" по любому вопросу, выносимому на групповое упражнение. Сделано это с целью облегчения задачи для того преподавателя, который оказался на подмене занятия и проводит его "не в своем" отделении.

Но в итоге слушатель лишается всяческой инициативы. Он привыкает к тому, что любой замысел должен быть стандартным. А говоря более точно- шаблонным.

Здесь следует заметить, что военная наука не знает самого лучшего способа действий [ 7,8 ]. Тем более, что его эффективность зависит не только от действий своей группировки, но и от поведения противника. А уж он подыгрывать нам не станет. Следовательно, то что разработала кафедра- это просто один из возможных вариантов. И оценивать другие (слушательские) варианты надо не методом сравнения с ним, а по иным критериям- по числу учитываемых факторов, по полноте оценки обстановки, по прогнозируемому результату, по наличию или отсутствию явных оперативно-тактических ошибок. Но лучше всего- по способности слушателя аргументированно и доказательно отстаивать свое решение.

Проведенный краткий анализ опыта, накопленного кафедрой, не является исчерпывающим. Но и приведенных аргументов вполне достаточно, чтобы на реализуемую технологию подготовки профессионалов для оперативного звена ВВС взглянуть под углом критики. А на этой основе можно выработать рекомендации по совершенствованию системы обучения такой определяющей учебной дисциплине, как Д-21.

Особенно важной представляется данная задача в условиях ввода Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и повышения требований к выпускнику военного университета.



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Анализ особенностей групповых упражнений по учебной 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ особенностей групповых упражнений по учебной

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)