Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Синтез рекомендаций по совершенствованию приемов и способов учебной деятельности в рамках информационно-операционного этапа отработки учебного вопроса на Д-21.



2020-03-17 284 Обсуждений (0)
Синтез рекомендаций по совершенствованию приемов и способов учебной деятельности в рамках информационно-операционного этапа отработки учебного вопроса на Д-21. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Информационно-операционный этап отработки учебного вопроса, выносимого на групповое упражнение, условно разделен на три цикла: информационный, операционный и контрольно-оценочный.

Информационный цикл включает:

постановку учебной проблемы (ввод в ситуацию);

показ возможных технологий разрешения ситуации (проблемы);

выбор технологии разрешения проблемы (ситуации).

Операционный цикл включает:

формирование ориентировочной основы деятельности;

выполнение операций, действий, деятельности;

упражнение в действиях, деятельности;

  контрольно-корректировочные действия (диагностика, выбор показателя, критерия, оценки результата, решение на корректировку.

Контрольно-оценочный цикл включает:

предъявление требования (задание теста);

выполнение требования (решение теста);

 оценка результата (сравнение решения с эталоном).

В ходе отработки учебного вопроса на групповом упражнении основная роль отводится преподавателю вуза, который, владея основами современных педагогических технологий, способен и должен четко представить себе цели, содержание, методы, средства и формы обучения специалиста, роль и место учебной дисциплины "оперативное искусство" в образовательном процессе, а также пути, способы и средства повышения результативности занятия.

Кроме известных и широко применяемых приемов предлагаются следующие.

1. Поскольку учебная задача по дисциплине Д-21 является комплексной и межкафедральной, то при вводе обучаемых в проблему (ситуацию) необходимо довести исходную обстановку не в отрыве, а во взаимосвязи с тематикой предыдущих занятий, проведенных преподавателями других кафедр. Например, при оценке района боевых действий слушателям рекомендуется выявить влияние не только факторов, заданных в условии задачи (физико-географических, военно-политических и др.), но и обусловленных недавним воздействием противника, его ВТО, ОМП. То есть, рекомендуется учесть результаты предыдущих занятий по Д-161 (например, районы затопления в следствие разрушения плотин). 

1. Предлагаемый прием "провокация" состоит в вызове элемента несогласия слушателя на короткое время. Например, дается команда на постановку боевой задачи формированию ПВО, которое не состоит в оперативном подчинении данному объединению ВВС и ПВО. Такой прием заостряет внимание слушателей и завязывает дискуссию в аудитории.

2.  Предоставление слушателю права докладывать и защищать собственный (отличный от кафедрального) вариант решения ведет к неприятию шаблонности. Всемерного поощрения при этом заслуживают элементы военной хитрости и нестандартности в подходах к решению оперативных задач.

      Еще Ф. Энгельс показал, что как только те или иные приемы и способы ведения вооруженной борьбы становятся общеизвестными, они теряют свою эвристическую силу и неизбежно ведут к провалу операции.

Практическая деятельность военного специалиста в боевой обстановке вызывает необходимость постоянного поиска путей формирования нестандартного мышления офицеров. Его специфическая особенность состоит в необходимости творческого решения в короткие сроки постоянно возникающих задач в условиях единоборства с противником.

3. Важной является установка на многовариантность любого решения, ибо вооруженное противоборство основано на антагонизме сторон. Противник также старается перехитрить командующего А ВВС и ПВО и умеет творчески подходить к делу. Тому есть ряд примеров из опыта локальных войн. В 1986 году операцию "Эльдорадо Каньон" США построили на том, что бомбардировка Триполи и Бенгази началась не со стороны Средиземного моря (откуда ливийцы ожидали агрессию), а с юга, со стороны пустыни.

Карл Клаузевиц писал: "Война- область недостоверного. Три четверти того, что делается на войне, лежит в тумане неизвестности. Поэтому обязательным условием работы полководца является готовность и умение действовать во мраке. Без риска и дерзания эта деятельность невозможна".

4. Прием "возражение" предполагает высказывание преподавателем несогласия с тем решением слушателя, которое безусловно верное. Это заставляет слушателя находить дополнительные аргументы и доказательно отстаивать свою точку зрения.

5. Прием "прогнозирование" состоит в предъявлении слушателю требования оценить ожидаемый результат реализации его решения с последующей проверкой его на высокотехнологичных математических моделях.

6. На групповом упражнении полезным бывает заслушивание тех обучаемых, которые к данной проблеме имеют (имели) непосредственное отношение. В этой связи можно только сожалеть, что больше нет "смешанного" зенитно-авиационно-радиотехнического факультета, где в каждой учебной группе были специалисты различных военных профессий и родов войск. Их обмен опытом на групповых упражнениях в последствии имел большую пользу при организации взаимодействия. 

Эти и другие приемы в совокупности обогащают педагогическую технологию и позволяют повысить эффективность проведения ГУ.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Совершенствование практических навыков профессиональной деятельности слушателей на групповых упражнениях по учебной дисциплине Оперативное искусство является проблематичной задачей.

Это вызвано рядом причин, основными из которых являются:

Ввод Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и необходимость подготовки военного специалиста в вузе по военной и близкой к ней гражданской специальности;

Необходимость повышения фундаментальной подготовки специалиста, которая должна обеспечить его профессиональную мобильность и способность к самообучению;

Сокращение бюджета учебного времени и уплотнением занятий с переходом на двухлетний срок обучения.

В этих условиях на кафедре оперативного искусства ведется настойчивая работа по поиску и внедрению более совершенных, более результативных приемов учебной деятельности профессорско- преподавательского состава. Важное место в ней принадлежит развитию современных педагогических технологий по формированию практических навыков профессиональной деятельности слушателей на групповых упражнениях по учебной дисциплине "Оперативное искусство ВВС".

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Руководство по организации работы вуза МО РФ (приказ МО РФ 2000 г. № 10).

2. Приказ МО РФ 1998 г. № 338.

3. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: "Высшая школа", 1989.

4. Торгованов Ю.Б., Добуш М.Г., Мурашко М.В. Педагогическая технология подготовки военных специалистов в высших военно-учебных заведениях. Тверь: ВУ ПВО, 2001.

     5.   Благодеров А.В., Добуш М.Г. Педагогическая система и принци-пы интенсификации обучения слушателей и курсантов. Тверь: ВУ ПВО, 1997.

     6. Методический сборник. Часть 1.Тверь: ВА ПВО, 1995 г.

     7.   Методический сборник № 4. Психологические аспекты обучения и воспитания слушателей и курсантов академии. Тверь, ВА ПВО, 1998 г.

     8. Мухин В.И., Новиков В.К. Информационно-психологическое оружие. Москва: ВА РВСН, 1998 г.

9. Криницкий Ю.В. и др. Исчезающая академия. Москва: Независимое военное обозрение № 1999 г.

 

 



2020-03-17 284 Обсуждений (0)
Синтез рекомендаций по совершенствованию приемов и способов учебной деятельности в рамках информационно-операционного этапа отработки учебного вопроса на Д-21. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Синтез рекомендаций по совершенствованию приемов и способов учебной деятельности в рамках информационно-операционного этапа отработки учебного вопроса на Д-21.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)