Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическое развитие Российской Федерации за период 2001-2011 гг. Кризис 2008 г.



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Социально-экономическое развитие Российской Федерации за период 2001-2011 гг. Кризис 2008 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Российская экономика и российские власти вошли в финансовый кризис 2008 г. после длительного периода очень высокого экономического роста, когда в обществе и в экономике сформировалась "привычка к успеху" - ожидание, что условия ведения бизнеса и уровень жизни будут улучшаться, несмотря ни на что.

Анализ темпов рост валового внутреннего продукта (Приложение 1, 2) показал, что за период с 2000 г. по 2011 г., после стабильных 10 лет относительно кризиса 1998 г., пришел новый кризис 2008 г. Данное явление и подтверждает цикличность развития экономики.

В этот период наблюдается[20]:

-  резкое снижение темпов роста валового внутреннего продукта с 105,2% в 2008 г., до 93,3% в 2009 г.,

-  рост уровня безработицы (так, в РТ он вырос с 1,33 в 2008 г., до 2,8% в 2009 г.),

-  снижение дохода на душу населения;

-  резкий рост просроченной задолженности. Так, например, в Татарстане, где большая часть промышленного производства связана с ВПК, задолженность по заработной плате взлетела с 6,518 млн. руб. в 2007 г. до 110, 517 млн. руб. в 2008 г. (Приложение 3)

Мировой финансовый кризис значительно расширил и обогатил представления о возможностях государственного вмешательства в экономику и социальную сферу, его масштабах, направлениях, формах и приоритетах, а также о национальных особенностях применения отдельных мер.

Как ни парадоксально, но именно недостатки российской экономики в период кризиса обернулись, правда, весьма относительными и временными, достоинствами и несколько смягчили его последствия. Так, учитывая, что пусковым механизмом текущего кризиса послужил крах американского рынка ипотечного кредитования, недостаточное развитие ипотеки в России спасло ее финансовые институты от глубоких потрясений. Ограниченные объемы производства товаров народного потребления и соответственно небольшая численность занятых в этих отраслях сдержали рост безработицы в масштабах всего народного хозяйства. Изначально низкая энерговооруженность экономики и домашних хозяйств при недостаточном распространении энергосберегающих технологий и расточительном потреблении энергии населением явилась фактором несущественного сокращения внутреннего спроса на энергоносители, т.е. не усугубила состояния ТЭК.

Вместе с тем кризисные проявления в России имеют глубокие различия в территориальной плоскости. Если в небольших странах с однородной экономикой глубина их влияния на население варьирует, в основном, в подоходном разрезе, то в России - колоссальна дифференциация общего уровня хозяйственного освоения отдельных территорий, отраслевой специализации, развития инженерной и социальной инфраструктуры, в частности транспортного сообщения, специфики климатических условий, особенностей расселения.

Вариация основных показателей уровня жизни населения между отдельными субъектами РФ была чрезвычайно высокой и в докризисный период, хотя за последние годы достигнуты определенные успехи в ее смягчении. Очень высокой оставалась вариация всех показателей и внутри федеральных округов (ФО), значительно превышая межокружную.

Различия по основному показателю уровня жизни - среднедушевому денежному доходу - между Центральным и Южным ФО составляли от 2,16 раза в 2004 г. до 1,96 раза - в 2007 г. Так, в Уральском ФО внутриокружная дифференциация колебалась в пределах 4,90-3,72 раза, в Северо-Западном - 4,69-4,82 раза, причем в последнем, как и в Сибирском ФО, она возросла в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом. Сомнительное первенство принадлежало Центральному ФО, где различие в уровне среднедушевого денежного дохода составляло от 7,31 раза в 2004 г. до 6,23 раза в 2007 г. [2].

Поэтому экономический кризис и его социальные последствия, возможно, было бы целесообразнее рассматривать не в целом, а как совокупность локальных кризисов, каждый из которых обладает характерной динамикой и глубиной отдельных фаз.

Индекс промышленного производства, составивший в среднем за 9 мес. 2009 г. 86,5% по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года, в 36 субъектах с населением свыше 55% общей численности населения РФ был еще ниже, причем половина из них приходилась на Центральный ФО. В 20 субъектах, где проживает почти треть (31,9%) населения РФ, падение производства составляло свыше 20%, в том числе в пяти, из которых четыре находились в Уральском ФО - более 30%. Печальный рекорд принадлежал Орловской области, где индекс промышленного производства за январь-сентябрь 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. составил 65,1% [21].

В 27 субъектах индекс промышленного производства за указанный период составлял от 80 до 90%, еще в 27 - от 90 до 100%, и только в 11 субъектах, из которых пять относились к Дальневосточному ФО и три - к Южному, отмечался относительный рост. (В Чукотском АО индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. составил 168,9%) [23].

Однако динамика промышленного производства не обеспечила автоматически сохранения ранее достигнутых показателей жизненного уровня населения. Не только сокращение промышленного производства, меньшее, чем в среднем по стране, но и положительная динамика индекса не гарантировали от снижения реальных денежных доходов населения за январь-август 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. в размере, превышающем средний показатель.

Так, в пяти субъектах Федерации, где индекс промышленного производства был больше 100%, реальные доходы населения сократились: в Белгородской области на 2,4%, в Тамбовской - на 3,9%, в Кабардино-Балкарии - на 8,2, в Сахалинской области - на 9,6, в Чукотском АО - на 12%. [2]

Общее снижение реальных денежных доходов населения составило 1.4%, в том числе в Сибирском ФО за 8 мес. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 9,1%, в Уральском - 5,9%, в Северо-Западном ФО - 5,4%. Всего за указанный период реальные денежные доходы населения снизились в 60 субъектах РФ, причем в 54 из них - больше, чем в среднем по стране, т.е. падение жизненного уровня коснулось более 75% проживающих на территории РФ. В 25 субъектах реальные денежные доходы сократились до 5%, в 23 от 5 до 10%, в 10 - от 10 до 20%, и наконец, в 3 субъектах более чем на 20%: в Республике Алтай - на 27,4%, Ингушетии - на 26,3%, в Рязанской области - на 21,7%, т.е. больше всего пострадало население самых бедных регионов [21].

К числу важнейших факторов, повлиявших на снижение реальных денежных доходов, относятся инфляция и рост безработицы, которые также различаются высокой дифференциацией в территориальном разрезе.

По данным Росстата, с августа по октябрь 2009 г. в России наблюдалась нулевая инфляция, а за 9 мес. с начала года индекс потребительских цен составил 108,1%. Однако в 15 из 18 субъектов Центрального ФО, в 10 из 13 субъектов Южного ФО и в 8 из 9 - Дальневосточного этот показатель превышал среднее по РФ значение инфляции, в том числе в Чукотском АО индекс цен составил 116,8%, в Магаданской области - 112,4%. Всего с января по сентябрь цены превысили среднюю величину в 46 субъектах РФ, затронув интересы в общей сложности почти 54% населения [22].

При среднем уровне безработицы 7,7% в сентябре этот показатель был выше в половине (в 9 из 18) субъектов Центрального ФО, в 7 из 11 СевероЗападного, в 10 из 13 - Южного, половине (в 7 из 14) субъектов Приволжского и в 11 из 12 - Северного, а всего - в 49 субъектах Федерации, в которых проживает свыше 48% всего населения РФ. В 19 из них уровень безработицы в сентябре превышал 10%, в том числе в шести субъектах Южного и в шести - Сибирского ФО. Самые высокие показатели безработицы, как, впрочем, и в докризисный период, отмечались в Ингушетии (51,2%) и в Чеченской Республике (36,2%) [23].

Спад промышленного производства и негативное воздействие инфляции и роста безработицы за 9 мес. 2009 г. наиболее сильно отразились на снижении жизненного уровня населения в 16 регионах РФ с численностью почти 15% ее населения (табл.2.1.1).

 

 

Таблица 2.1.1

Некоторые показатели региональной экономики (сентябрь 2009 г. в % к декабрю 2008 г.) [23]

Регион Промышленное производство Уровень безработицы Потребительские цены и тарифы на товары и услуги Реальные денежные доходы населения Удельный вес населения, %
Российская Федерация 86,5 7,7 108,1 98,6 100,00
Брянская обл. 77,5 9,7 108,9 94,2 0,92
Владимирская обл. 76,9 9,4 108,5 94,2 1,01
Воронежская обл. 91,5 8,7 109,8 95,2 1,60
Ивановская обл. 78,5 9,1 108,1 82,7 0,76
Курская обл. 92,1 9,6 109,2 91,1 0,81
Смоленская обл. 83,8 8,7 108,9 96,8 0,69
Ярославская обл. 75,3 8,9 108,9 84,0 0,92
Карелия 87,9 8,6 109,6 97,5 0,48
Ингушетия 93,9 51,2 109,9 73,7 0,36
Кабардино-Балкария 100,0 11,4 109,1 91,8 0,63
Удмуртия 92,0 8,6 109,2 97,7 1,08
Пермский край 83,6 8,3 108,4 93,6 1,91
Республика Алтай 83,0 11,7 111,1 72,6 0,15
Алтайский край 88,2 11,2 109,9 90,8 1,76
Томская обл. 100,0 10,1 108,1 85,4 0,73
Хабаровский край 90,7 7,9 108,5 95,0 0,99

Всего населения

14,79

Снижение реальных доходов населения отразилось на динамике товарооборота розничной торговли, который за 9 мес. 2009 г. составил 94,7% уровня соответствующего периода предыдущего года, в том числе товарооборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая алкогольные напитки и табачные изделия, уменьшился на 2,8%. Товарооборот розничной торговли непродовольственными товарами за январь - сентябрь 2009 г. сократился по сравнению с показателем 2008 г. на 7,8%. Такое соотношение обусловлено и структурой потребительских расходов населения, сложившейся в докризисный период, и вынужденными ограничениями семейного бюджета во время кризиса, и высокими показателями подоходной дифференциации и концентрации доходов.

Кризис, распространившийся на все территории, по-разному отразился на уровне жизни всех слоев населения. Если в период экономического роста, когда часть трудоспособного населения, занятая в сфере наемного труда, имела возможность реализовать свой трудовой потенциал, а успешный частный бизнес через механизм перераспределения доходов в форме налогов и непосредственно в виде благотворительности поддерживал беднейшие слои населения, государство оказывало адресную помощь наиболее нуждающимся социальным группам. Во время же экономического спада социальная функция государства выходит на первый план, а государственный патернализм вынужденно распространяется на все общество. Именно такой подход позволяет сохранить человеческие и трудовые ресурсы, социальную и территориальную целостность страны, избежать групповой и национальной конфронтации, повысить управляемость и контроль за развитием ситуации и в конечном счете создать предпосылки для выхода из кризиса.

 




2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Социально-экономическое развитие Российской Федерации за период 2001-2011 гг. Кризис 2008 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическое развитие Российской Федерации за период 2001-2011 гг. Кризис 2008 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)