Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры по борьбе с кризисом в 2008 г.



2020-03-17 266 Обсуждений (0)
Меры по борьбе с кризисом в 2008 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Антикризисные меры правительства РФ были сформулированы в начале 2009 г., когда основные тенденции спада экономики уже были зафиксированы в статистических данных.

Основной задачей было предотвращение роста бедности, особенно среди пожилого населения. К двум индексациям страховой части пенсии в феврале и апреле 2008 г., добавилось в августе, когда уже кризис наступил, одновременное повышение базовой части пенсии на 15%, и страховой части - на 8% [9].

Дважды в 2009 г. повышалась страховая часть пенсии, а с 1 декабря ее базовая часть была увеличена более чем на 30%. На фоне снижающейся динамики реальной заработной платы денежные доходы пенсионеров в этот период относительно увеличились (рис. 2.2.1) [20].

 

Рис. 2.2.1. Динамика размеров пенсий и реальной заработной платы в 2008-2009 гг.:

индекс повышения базовой части;

¤- индекс повышения страховой части;

▲- реальная заработная плата, % к предыдущему месяцу

 

Вторая задача по реализации антикризисных действий в социальной сфере была нацелена на устранение ситуации, в которой часть пенсионеров живет за чертой бедности - для этого вводятся специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам. В результате, пенсия со всеми социальными выплатами и доплатами стала не меньше величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания. На повышение пенсий и социальные доплаты ассигновано 4,4 трлн. руб. бюджетных средств Пенсионного фонда РФ [16].

Среднедоходные слои этот процесс затронул по двум направлениям. С одной стороны, работу теряет управленческий персонал: менеджеры среднего и высшего звена, лица творческих профессий, дизайнеры, специалисты по рекламе, по связям с общественностью, занятые в издательском бизнесе и т.п. Это - лица, имевшие уровень материального достатка выше среднего, высокие жизненные притязания и определенный общественный статус, возраст, близкий к среднему, не готовые к радикальным переменам.

Другая часть среднего класса - ИТР и высококвалифицированные рабочие кадры, работавшие в реальном секторе экономики, среднего и выше возраста, и низкого уровня профессиональной и территориальной мобильности. Проблемы "белых воротничков" сосредоточены, в основном, в крупных городах, где существует достаточно рабочих мест по многим видам экономической деятельности, а уровень безработицы изначально был ниже среднего. Беды же второй категории распространены по всей территории, как было показано выше, особенно в регионах с преобладанием обрабатывающей промышленности, концентрируясь в промышленных центрах, имеющих градообразующие предприятия.

Для решения проблем безработицы в моногородах правительство России образовало в 2009 г. под эгидой Минрегиона. специальную рабочую группу по вопросам нормализации социально-экономического положения. В перечень моногородов вошли 335 населенных пунктов, в том числе 223 с численностью жителей свыше 10 тыс. чел. Первыми поддержку из федерального бюджета получили Тольятти, Пикалево, Байкальск и Ленинск-Кузнецкий, которые подготовили собственные планы развития [15].

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство был предусмотрен ряд мер организационного характера [15]:

в 2009 г. в 2 раза уменьшены по сравнению с предложениями квоты на привлечение в субъекты РФ иностранных работников;

запланировано организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах;

предусмотрена материальная поддержка на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. чел.;

намечено оказание адресной помощи при переезде в другую местность 15 тыс. чел.;

предполагалось направление на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. чел.

Предполагалось также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. (В августе 2009 г. уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет составил 16,6%, а ее доля в общей численности безработных - 23,5% [10].

Но основным направлением поддержки занятости, естественно, является финансовое. С начала 2009 г. в 1,5 раза был увеличен максимальный размер пособия по безработице: минимальная величина пособия по безработице составила 850 руб., максимальная - 4,9 тыс. руб. На эти цели было предусмотрено 33,9 млрд. руб. [21]

В целом предпринятые усилия, если и не снизили уровень безработицы до уровня докризисного периода, то, во всяком случае приостановили ее рост.

Одновременно с потерями в сфере занятости, негативные последствия кризиса проявились и в потребительском секторе. Поэтому такие направления финансовой политики, как сохранение сбережений населения и поддержание покупательной способности национальной валюты, с полным правом можно отнести к числу важнейших общегражданских социальных гарантий. Первой антикризисной мерой российского правительства была финансовая поддержка банковского сектора. Государство потратило на реализацию программы докапитализации банков 900 млрд. руб. Всего же российские банки получили государственную помощь в размере 5 трлн. руб. на то, чтобы выдать кредиты реальному сектору и населению по приемлемым ставкам [22].

В качестве комплексной меры, призванной, с одной стороны, поддержать отечественную автомобильную промышленность (соответственно сохранить занятость, особенно в таком моногороде, как Тольятти), а с другой - стимулировать потребительский спрос, было решено субсидировать 2/3 ставки рефинансирования по трехлетним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. руб.). Также выделена субсидия ОАО "РЖД" на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока. (2 млрд. руб.) [8].

В общероссийских масштабах избраны разнообразные меры смягчения ситуации на рынке ипотечного жилищного кредитования. Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации [8] на 2009 г. предусмотрено, что семьи, имеющие право на получение материнского капитала, уже в этом году смогут использовать его на погашение долга по ипотеке6. Предполагалась также реструктуризация ипотечных кредитов для граждан, потерявших работу, через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Из выделенных на эти цели 60 млрд. руб. в 2008 г. было потрачено 8,4 млрд., на 2009 г. было запланировано израсходовать 52,6 млрд. руб. Часть средств направляется на погашение обязательств самого Агентства (в декабре 2008 г. - 7,8 млрд. руб., на 2009 г. - 4,1 млрд. руб.). На рефинансирование ипотечных кредитов было выделено 0,6 млрд. руб. в декабре 2008 и 30 млрд. руб. на 2009 г. На выкуп ипотечных ценных бумаг, выдачу целевых займов планировалось затратить в 2009 г. 9,4 млрд. руб. Взнос в уставной капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов составил еще 5 млрд. руб. [1].

В Правительстве РФ посчитали, что в данных условиях ставки по ипотечным кредитам должны быть снижены до 10-11% годовых. С этой целью только в 2010 г. на поддержку ипотеки было направлено 250 млрд. руб. Для этого 163 млрд. руб. пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка, были вложены в надежные ипотечные облигации российских банков [8].

В качестве собственно антикризисных мер предусмотрена поддержка промышленности строительных материалов и отдельных строительных компаний. Внушительный пакет мер, адресованных непосредственно населению, продолжил начатые направления жилищной политики. К ним относятся: реализация ФЦП "Жилище" (суммарно - 61,4 млрд. руб.), а именно выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан: реализация государственных жилищных сертификатов (для военнослужащих, увольняемых из Вооруженных сил РФ; выезжающих из районов Крайнего Севера), обеспечение жильем молодых семей, всех ветеранов Великой Отечественной войны (субвенции субъектам РФ - 35,0 млрд. руб.).

Правительством было предусмотрено стимулирование спроса населения на жилье, помимо реализации временных антикризисных мер по поддержанию ипотечного кредитования, налоговыми послаблениями. Увеличена сумма имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн. руб. Кроме того, организациям разрешено включать в состав расходов суммы, внесенные в возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.

Антикризисная программа поддержки ЖКХ предполагала как дальнейшее развитие и продолжение ранее выбранных направлений (разработка комплекса мер по реформированию ЖКХ на 2009-2011 гг. и формирование системы адресных субсидий для населения), так и новые меры, в частности, бюджетное субсидирование капитального ремонта жилого фонда.

В то же время непосредственное использование бюджетных средств в качестве антикризисных мер принесло положительные результаты. Общий объем средств, предусмотренный для предоставления финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ с 2008 по 2011 г., составит 240 млрд. руб. Часть этих средств предполагается, согласно принятому решению о реализации антикризисных мер было выделено на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья по 124 заявкам 78 регионов на общую сумму 55,02 млрд. руб. Общий объем осваиваемых финансовых средств с учетом долевого финансирования регионов составляет 116,0 млрд. руб. Выполнение региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда, обеспечивает занятость 1,5 млн. чел. [1]

В системе образования антикризисной программой был предусмотрен целый комплекс мер. В связи со сложной ситуацией в экономике студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся (или планировавшие воспользоваться) образовательными кредитами, нуждались в поддержке. Одно из решений - развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год). Планировалось рассмотреть возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 г., несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тыс. (в начале 2009 г. - 20 тыс.); в аспирантуре до 29 тыс. (увеличение на 3 тыс. мест), по наиболее востребованным техническим специальностям (при сокращении по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук), а также по изменению структуры подготовки в вузах и учебных заведениях среднего специального образования [15].

В области здравоохранения сохранилась ранее сформулированная политика, предусматривающая совершенствование системы обязательного медицинского страхования в сочетании с поддержкой наиболее важных направлений медицинской помощи, а также был введен целый ряд специальных антикризисных мер.

В рамках национального проекта "Здоровье" продолжены начатые в 2008 г. программы развития системы оказания специализированной сосудистой помощи и совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Перечень субъектов РФ, участвующих в проектах, расширился. Была развернута работа по оснащению 119 учреждений службы крови, созданию единой информационной базы, пропаганде массового донорства крови. В 2009 г. реализовывались мероприятия по совершенствованию онкологической и по обеспечению противотуберкулезной помощи населению [15].

Проводилась и проводится в настоящее время дополнительная диспансеризация работающих граждан и углубленные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, что позволяет выявлять социально значимые заболевания на ранних стадиях для своевременного оказания специализированной и высокотехнологичной помощи. Продолжается работа над комплексом мероприятий по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям.

В период кризиса повысилось внимание к состоянию лекарственной помощи. По итогам 2008 г. цены на медикаменты поднялись на 16,4%, более чем вдвое опередив рост цен на все непродовольственные товары (он составил 8%). В ноябре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. прирост цен на медикаменты составил 17%, тогда как все непродовольственные товары подорожали на 9,4% [12].

В целом приведенные цифры свидетельствуют, что вопреки кризису правительство, в первую очередь, решало вопросы социальной защиты населения, опосредованно влияя и на экономику. Это стало в широком смысле наиболее крупным и динамичным направлением бюджетных расходов. С учетом межбюджетных трансфертов расходы на социальную политику увеличились с 27,3 в 2008 г. до 32,0% всех расходов в 2010 г.

Усилия власти по сохранению социальной сферы, которое рассматривается как основной положительный итог 2009 г., и их намерения продолжить намеченные меры вселило в население доверие к ее способности организовать и возглавить наметившийся перелом в экономической ситуации и постепенный переход к росту.

 



2020-03-17 266 Обсуждений (0)
Меры по борьбе с кризисом в 2008 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меры по борьбе с кризисом в 2008 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)