Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Петровский теория психосоциальная развитие личности.



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Петровский теория психосоциальная развитие личности. 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Адаптация. (установка, нормы, роли, быть как все).

2) Индивидуализм. (определяется в своей индивидуальности).

3) Интеграция (юношеский возраст). Человек должен связать воедино требования, нормы общества со своим собственным индивидуальными потребностями (интегративная).

В отечественной психологии каждая стадия связана с новообразованиями у человека, определенный вид деятельности социальная ситуация.

 

?18 Каковы способы мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений.

1 этап – социаметрия. 2 этап – список личных характеристик (до 15). Каждому члену группы нужно дать определенную характеристику. Полученные данные мотивационного ядра выбора соотносят с данными социометрии.

Для выявления межличностных отношений в коллективе используют такой метод, как социометрия (Морено). Однако социометрический анализ может дать лишь общее описание отношений, и его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими.

Благодаря методической процедуре выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. В диффузных сообществах при выборе партнера для взаимодействия и общения члены группы исходят, как правило, из эмоционально-личностных симпатий и антипатий, ориентируются скорее на внешние стороны выбираемого. В коллективе межличностные выборы обусловлены ориентацией преимущественно на моральные и деловые качества партнера, т.е. на его личностные особенности, формирующиеся и проявляющиеся в совместной деятельности.

Характер мотивационного ядра выбора определяется путем соотнесения ранжированного ряда межличностных предпочтений индивида с ранжированием им членов группы по различным основаниям.

 

Билет № 7.

 

?19.Развитие личности: движущие силы, периодизация.

Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает его на высшую ступень. Теория психического развития личности базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются, и реальными возможностями их удовлетворения.

Приобретение речью социальных функций и выход за ее пределы через употребление орудий труда – вот два важнейших момента, подготавливающих в первые годы жизни два важнейших изменения, которые лягут в основу дальнейшего развития.

Вся эта пора в жизни ребенка является переходом от натуральной к культурной жизни. Как показывает исследование Пиаже, у новорожденного ребенка отсутствует даже самое примитивное Я, то есть личность и мировоззрение, отношение к другим. То и другое у него, следовательно, нераздельно.

При необычайной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в продолжении последующий жизни ребенка. Это другая, как бы доисторическая эпоха в культурном развитии ребенка..

В следующую эпоху развития ребенка решающим моментом в смысле развития личности ребенка является осознание им собственного Я. Как известно, ребенок сначала называет себя собственным именем, он с некоторым трудом переходит на личное местоимение.

Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности, есть таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим.

Следующей типичной стадией в развитии детского мировоззрения мы возраст игры как особую форму поведения ребенка. На стадии игры ребенок еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение.

Только в школьном возрасте у ребенка появляется впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Появляется познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания, умения, и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять общественно значимую деятельность. Это приводит к очень быстрому формированию у младших школьников различных качеств личности, необходимых для успешного выполнения школьных учебных обязанностей.

На протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия.

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психического развития становиться развитие самосознания. У подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению свои возможностей и их оценке. В результате складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний.[1]

В своей обширной монографии «Психология развития» Г. Крайг приводит весьма подробные характеристики возрастного развития личности:

- Младенчество (до года)

- Раннее детство (1-3 года)

- Дошкольный период (3-6 лет)

- Среднее детство (7-12 лет)

- Подростковый и юношеский период (13-21 год)

- Ранняя взрослость (22-35 лет)

- Зрелость (35-60 лет)

- Старость (от 60 лет)

 

 ? 20 Наследственность и среда в индивидуальном развитии.

Айзенк 67% определяет индивидуальные способности, 13% определяет среда. (Поколение мышей умных и глупых. Обогащенная среда – умные мыши, бедная среда – глупые мыши).

                                                                                                                                    

Развитие, по Энгельсу, представляет собой единство и борьбу внутренних противоречий – наследственности и изменчивости. Наследственность – готовность к функционированию и развитию отдельных структур и систем. В основе изменений, вызванных индивидуальным опытом, лежат возможности, созданные наследственным опытом. Во врожденном поведении хранится итог всего эволюционного пути. Совокупность генов образует целостную, исключительно слаженно и эффективно работающую систему, постоянно совершенствующуюся в процессе эволюции. Под контролем генотипа находятся все признаки организма. Однако становление признаков и их индивидуальное выражение зависят в пределах возможностей, заданных генотипом, от конкретных условий, которые складываются для каждой особи в процессе индивидуального развития.

Человек одновременно является и представителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю и членом общества, которое является результатом исторического развития, и поэтому принципиальным для понимания структуры психологических свойств является представление о взаимодействии биологических и социальных факторов в формировании индивидуальности.

По Ломову: Существует 3 точки зрения на психическое развитие:

1. оно не зависит ни от биологического, ни от социального;

2. зависит от биологического;

3. зависит от социального (воспроизводит основные ступени исторического развития).

Нужно помнить, что человек рождается как биологическое существо, его развитие социально опосредовано.

Роль биологического и социального в разные периоды жизни различны.

По Ананьеву, Индивид – как биологический организм; личность как социальный

 

?21.Обсудите проблему взаимодействия (интеграции) массового и специального образования.

Конечной целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности. Мерилом достижения этой цели является результат, который надо искать в личности выпускника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания и др.

Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью и задачей любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве системообразующего компонента. Развитие подменяется передачей знаний учащимся. Однако школа как соц. институт должна готовить к жизни. Социализация не сводится лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека как личности и субъекта деятельности – это обязательно развитие: 1) интеллекта; 2) эмоциональной сферы; 3) устойчивости; 4) уверенности в себе; 5) позитивного отношения к миру и принятия других; 6) сомостоятельности; 7) мотивации маактуализации, саморазвития.

А так же основная проблема взаимодействия массового и специального образования состоит в том, что в школе, даже в старших классов не подготавливают детей к поступлению. Необходимо ввести больше мероприятий, направленных на самоопределение школьника по поводу своей будущей профессии.

 

Билет № 8.

?22. Основные свойства восприятия.

Восприятие- отражение в коре головного мозга предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. Сначала возникает субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Затем идет процесс формирования этого образа. Если воспринимаемое явление по самой своей природе воздействует только на один анализатор (воспроизведение мелодии), то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей, связей в пределах одного анализатора. Это связи на отношение элементов. Образование таких связей в слуховом анализаторе дает возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в нее звуков, хотя мелодия звучит в голосе, то в исполнении на различных инструментах. Осмысленность восприятия связана с работой вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его. Различают виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.д. Особенности восприятия:

4) роль прошлого опыта восприятия тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями. Под влиянием таких факторов как индивидуально-психологические особенности человека (потребности, склонности, интересы) знания, содержания и задачи выполняемой деятельности, создается характерная для каждого человека апперцепция- т.е. свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека. Апперцепция обуславливает различные различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или же одним и тем же человеком в разное время. Восприятие :

Неспецифическое, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет ( это автомобиль, дом, человек).

Специфическое, человек узнает конкретный предмет (автомобиль моего брата).

2) Избирательность восприятия. Это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом восприятия, а все остальное- фон.

3) Иллюзии- неправильное, искаженное восприятие. Истинность восприятия проверяют практикой. Чайная ложка в стакане чая или весло, погруженное в воду, кажутся нам переломленными, но мы извлекая их из воды убеждаемся в их целостности.

4) Наблюдение и наблюдательность. Наблюдательность- целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдательность, как свойство личности есть стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов, явлений. Наблюдение- это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления- сравнением, анализом. Иначе его называют «думающим восприятием». Наблюдение всегда осуществляют с той или иной познавательной целью, связанной с ясным представлением задач и предварительной разработкой плана наблюдения. Наблюдательность тесно связана с любознательностью, живым, пытливым интересом к предметам и явлениям.

 

?23. Психодиагностика, её задачи, возможности и области применения.

Психодиагностика- это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значения некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз. Задачи психодиагностики:

1.Фиксирование и описание в упорядоченном виде индивидуальных психологических различий между людьми и между группами людей, объединенных по какому-то признаку.

2.Конструирование психодиагностических методик, уточнение требований, которым должны они удовлетворять: определение границ применения методик, совершенствование результатов, которые получается при применении психодиагностических методик.

Уменьшение разрыва между теорией и практикой.

Ввести в психологическую науку, обогатить ее однозначными по своим результатам математическими методами.

Решение внутри психологических проблем (методологических) Таким образом, Психодиагностика- наука о методах классификации и ранжировании психологических и психодиагностических особенностей людей. Области применения психодиагностики:

Школьная психодиагностика. Цель- оптимизация процесса обучения. Задачи- определение психологической готовности детей к школе или школьной зрелости. Школьная зрелость включает в себя несколько сфер, требующих диагностирования : а) мотивационно-потребностная сфера: в какой степени у ребенка формирована школьная мотивация ( беседы с ребенком, опросники, рисуночные тесты), б) интеллектуальная сфера ( тестовые методы), в) речевая сфера: как ребенок владеет повествовательной речью, способность составить рассказ, богатство словарного запаса, сформирован ли фонематический слух, г) произвольная сфера: насколько ребенок способен подчиняться требованиям взрослого, избавиться от своей импульсивности, копировать образец: сформированы ли сенсорно- моторные комбинации, владение рукой.

1). Контроль за развитием конкретного ученика в школе,

2) Отбор в спец. Классы и спецшколы,

3) Выяснения проблем и трудностей, которые возникают ученика,

4)Сравнительная эффективность программ и методов обучения,

5)Отбор детей, нуждающихся в коррекционно- развивающей работе,

6)Отбор детей, которые могут учиться по индивидуальной программе.

Клинико- консультативная работа. (психиатрическая и нейроклиники). Психодиагностическое исследование здесь- вспомогательное, подчинение задачам клинической работы. Посредством медико-психологических исследований решаются следующие диагностические задачи: а) примерами задач на классификацию является определение типов отношения к болезни, осуществляемое с помощью личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ), или типов акцентуаций характера у подростков посредством патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). Примером решения задачи на ранжирование может служить определение уровня невротизации и психонатизации (УНН), показателя психологической склонности к алкоголизации у подростков с помощью (ПДО), показателей развития интеллекта по методу Векслера. Б) выявление психопатологических симптомов, которые трудно обнаружить при клиническом, врачебном обследовании. Эта задача решается посредством методов патопсихологической и нейропсихологической диагностики. Диагностическая задача здесь не сводится только к установлению наличия или отсутствия признака. Этому признаку всегда дается особая качественная квалификация ( например, в чем нарушения при выполнении определенного патопсихологического теста). В) использование методов психодиагностики для оценки эффективности лечения и реабилитационных программ.

Судебная экспертиза. При судебной экспертизе используются все методы психодиагностики: беседа, наблюдение, тесты и т.д. Высокая ответственность психолога- требования к его компетентности. Судебная экспертиза включает: 1) Выявление культурного социально-экономического уровня испытуемого (доходы, семья, имущество). 2) Выявление возможных расстройств : отдельных органов, сознания, поведения (сведения об основной деятельности испытуемого). 3) Выявление изменений обусловленных патологией мозга, травмами, психическими заболеваниями. 4) Изучение личности испытуемого. 5) Выдается заключение, отвечающее основному запросу суда (не должно быть отношения виновен- невиновен)

Профконсультирование и профориентация. Профпригодность- соответствие требований профессии- свойствам. 1) Определение профпригодности проводится для ознакомления человека с его способностями, для облегчения обучения. 2) Помочь выбрать профессию (если человек не знает что выбрать). 3) Если человек выбирает профессию требующую определенных качеств, свойств (например: летчик- должна быть сильная нервная система). 4) Подбор кадров при приеме на высококвалифицированную работу(мотивация, способности, навыки, умения). 5) Сегодня психодиагностические методики стали применять для работы с персоналом различных учреждений. 6) Растет использование тестов как средства самопознания личности (показатели тестов могут стать средством, облегчающим человеку принятие решения).

 

 

?24. Особенности зависимости эффективности групповой деятельности от её размера и эмоциональных взаимоотношений в ней.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоцианальной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации и наоборот. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.

В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков. Важной характеристикой группы, связанной с эффективностью ее деятельности, является количественный размер группы, его нижняя и верхняя границ. Часть психологов считает нижней границей малой группы количество в два человека Диады.

Диада, или группа, состоящая из двух человек, (например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбивает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесном, упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.

Часть психологов считает, что группа должна состоять не менее, чем из 3 человек

Триады. Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего.

Так, известный психолог К.К.Платонов считает, что обучающая или экскурсионная группа является наиболее эффективной при составе в 20-25 человек; оптимальное количество группы ученых, которые разрабатывают конкретную проблему - 5-7 человек; группы по изучению иностранного языка - 3-5 человек.

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженность. Эти различия, возможно, связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме тот, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений

 

 

Билет № 9.

?25 Эмоциональные процессы: их функции, компоненты и закономерности протекания.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и

встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности

можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

 

 

?26. Психология развития ребенка от рождения до 3-х лет.

В раннем детстве наступает этап психологического отделения от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки самосознания).

Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Произнесенные слова становятся более правильными, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. Позже – в 2-3 года возникает понимание речи-рассказа. Также растет активный словарь – количество произносимых слов.

Помимо речи в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. В раннем детстве из всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Ребенок максимально связан наличной ситуацией – тем, что он непосредственно воспринимает.

В этот процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное ранее. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предмет притягивают ребенка, взывая у него яркую эмоциональную реакцию.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Хотя примерно в 2-х летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Также совершенствуются и сами предметные действия.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Сознание «Я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития и начинается переходный период – кризис 3-х лет.

Кризис 3 лет – это один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Эльконину.

Выготский описывает 7 характеристик кризиса 7 лет:

1. Негативизм – ребенок дает негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого.

2. Упрямство – ребенок хочет, чтоб с ним считались

3. Строптивость – направлена против принятых в семье норм воспитания

4. Своеволие – гипертрофированная тенденция к самостоятельности

5. Протест-бунт – постоянные конфликты с родителями

6. Ревность – нетерпимое отношение к другим детям

7. Обесценивание – того, что раньше было привычно, интересно и дорого

Все эти явления свидетельствуют, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от других взрослых.

Жизненный мир на протяжении почти всего раннего детства остается простым: ребенок живет только ситуациями, каждое его побуждение связано с непосредственным восприятием. Однако в отличие от младенчества у значительной части детей появляется значимость трудности жизни.

 

?.27. Почему для предсказания поведения человека по результатам диагностического обследования нельзя рассчитывать на обыденный диспозиционизм и житейскую мудрость.

Прежде всего из-за субъективизма. Каждый человек обладает своей собственной призмой восприятия окружающего мира, набором установок и практически у каждого есть какие – то еще не до конца решенные проблемы. Формируется устойчивая предрасположенность к таковой социальной ситуации, к реализации определенных потребностей диагноста.

При определенной методологической установки, а именно обращенности субъекта на собственную внутри психическую активность, психодиагностическая проблема приобретает новое содержание, определившее специфику интроспективного направления в психологии.

 

Билет № 10.

 

?28 Потребности и мотивы

Потребность – функция побуждающая. Мотив функции: побуждающая, поправляющая, служнообразующая. Потребность в ходе активности опредмечивается (предметная деятельность). Мотив из поискового в целенаправленное. Появление нового мотива изменяет…

Гуманистическая психология – Маслоу – пирамида потребностей.

С точки зрения теории деятельности по Леонтьеву квазипотребностей, мотивов много.

Нет классификаций, нет делений на социальные и биологические, - все это продукт человеческой культуры. Есть деление на актуальные и значимые мотивы. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Сдвиг мотива на цель (ребенка учат читать начала поощряя, затем ребенок читает и у него отбирают книгу. Он читает с фонариком под одеялом).

Теория бихевиоризма. Преимущества

Психоанализ. Потребности врожденны. Из физических потребностей возникают.

Когнитивизм. Фестингер когнитивный диссонанс. Конфликт внутри наших знаний является источником побуждений.

Роттер. Локус – контроль. Внешний – поведение ситуативное, зависит от обстоятельств.

 

?29.Психология развития ребёнка в дошкольном детстве.

Дошкольный возраст является периодом дальнейшего интенсивного формирования психики, возникновения различных качественных образований как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни. В то же время продолжают развиваться элементарные формы психики, сенсорика и перцепция.

Ведущей формой психики в это время становиться представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ролевые, сюжетные игры). Представление накладывает отпечаток на весь процесс психического развития.

Этот период жизни чрезвычайно важен с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. В общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение прежде всего для формирования у него личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди.

К 5 годам у детей возникает определенная позиция в группе, происходит их дифференциация по социометрическому статусу.

Дошкольный период является начальым этапом формирования субхекта деятельности. Формируется целеполагание, волевой компонент субъекта деятельности. Проявляется сосредоточенность и последовательность в действиях, самооценка своих действий и полученного результата. В дошкольном возрасте формируются как общие, умственные, так и специальные способности к изобразительной, музыкальной, хореографической и др. видам деятельности. Их своеобразие состоит в том, что в их основе лежит развитие разных форм представлений (зрительные, слуховые и др.)

 

?30. Темперамент как помощ и как помеха человеку в деле.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно <



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Петровский теория психосоциальная развитие личности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Петровский теория психосоциальная развитие личности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)