Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генезис волевой регуляции.



2020-03-17 358 Обсуждений (0)
Генезис волевой регуляции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ильин выделил рассмотрение воли:

1) Немецкое направление (волентаризм).

2) Как свободный выбор (я сам выбираю).

3) Как производственная мотивация.

4) Как долженствование.

5) Как особой формы психического регулирования.

6) Как к механизму преодоления внешних и внутренних препятствий.

Шульга, Иванников. Первые открытия Аристотель, Платон. Ушинский: несколько сфер:

o Эмоциональная (сердце).

o Интеллектуальное.

o Волевое (практическая жизнь).

Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Её становление. Волю рассматриваем в рамках саморегуляции (волевая и психическая регуляция). Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуаций преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий.

Волевое действие – как личностное качество, системное по своей природе, соотносимое с проявлением волевых усилий, требующее специфических условий формирования (преодоление трудностей).

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Важным является изменение личности при достижении результата. Ближняя цель – осуществление результата, дальняя цель – направлена на изменение самого себя.

Бен Волевая регуляция - проявление мотивации на только в выборе субъекта, но и побудительных действиях (мотив – действие).

Вундт – Результативная часть действия связана с изменением самого себя:

o Мотивация

o Исполнение

o Результат

Общие представления по генезису волевой регуляции.

Под генезисом – происхождение, возникновение и последующее развитие волевой регуляции личности человека.

Шульга Т.И. труды и работы

Общие подходы

Взрослость – достижение человеком определенного возраста, определенного с позиции психического развития – зрелая идентичность. Понимание возрастной периодизации, возрастных кризисов.

Эльконин взрослость18 лет

Эльза Френкель Брунсфельд 5 фаз жизни

Эрик Эриксон 8 фаз жизни. Первый сказал, что каждая фаза заканчивается кризисом (переломным периодом, обостренной чувствительностью). Развитие психической регуляции происходит в процессе прохождения через кризисы.

______0______1______3_______7______14______16_______20________30_______50_______

Критические периоды сопровождаются психической перестройкой.

КРИЗИС – подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей к мотивации, перестройке личности. Новообразования стабильного периода деформируют отношения ребёнка к среде, создавая противоречие в развитии и новый взгляд, новой отношение к среде.

Выгодский, Божович, Поливанова (теория возрастных кризисов, возрастной периодизации).

Возрастные кризисы – это результат становления волевой регуляции (Поливанова определила, но не развила свою мысль).

ФАЗЫ КРИЗИСА (Поливанова) – 1. предкритическая фаза (зарождение новообразование)

2. Фаза эмонсимпатия (проявление нововобразование)

3. Критическая фаза

4. Посткритическая фаза (новые особенности создают новые способы действий). Новообразования будут присутствовать в жизни человека, но главную роль оно играть уже не будет. Функциональная структура процесса волевой регуляции:

I/ Мотивационнопобудительное звено

II/ Исполнительное звено

III/ Оценочнорезультативное звено

Становление звеньев волевой регуляции:

    1   1  1+2  2+3    2+3    3         1+2+3          1+2+3        1+2+3    

0       1   3      7      14      16        20                30             50

Развитие видов регуляции:

           Н            Н+П          П          П+В          В+П                      В    

0          1               3      7       14              16           20                30  50

?83 Понятие группы в социальной психологии, характеристика малой группы.

Понятие группы как психологическая категория было введено в 19 в. (имелось ввиду большие социальные группы). О малой группе речь только зашла в 20 веке. По - итальянски «группа» значит связка. Не всякое сообщество людей можно назвать группой.

Группообразные признаки: историчность, общая жизнедеятельность, стабильность существования. Реальные группы: лабораторные и естественные (большие и малые).

Границы группы: нижняя (диады, триады), верхняя граница + 7 и более, шоу (15-20 человек). Пока группа сохраняет основные характеристики малой группы – малая, если нет – большая.

Группообразовательные признаки: 1. непосредственность контактов (лицом к лицу);

Совместная деятельность, взаимодействие, взаимовлияние (каждый влияет на каждого, взаимодействует с каждым и подвергается влиянию каждого);

Наличие общей цели;

Групповая структура (распределение деятельности и ролей);

Донцов Люди оценивают преимущество от своего объединения, как превосходящие издержки от объединения;

Наличия чувства «мы» (осознание своей групповой принадлежности). Когда все признаки сохранены имеем малую группу, если возникает опосредование контактов, нет осознания «мы» имеем большую социальную группу, распадающуюся на малые.

Классификации малых групп: (В зависимости от основания).

функции группы Специализированные (класс) Поливалентные (семья)
По факту времени Постоянные, временные случайные
По заданности – может быть внутри формальной гр неформал. Формальные (если её структура задано из вне – администрация, студенчес. группа) Неформальные (группа сама задает структуру)
По принципу значимости Участие (членство) человек относит себя формально Референтные на поведение человек ориентируется в процессе социализации (семья).

История группы: «Психология масс» большее социальной общности, влияют на формирование личности и только в 30-е годы позиция влияния малой группы на формирование личности. Один из самых изученных феноменов – малая группа.

 

 

?84 Может ли быть нарушена речь и сохранена эпизодическая память.

Грульвик (Гпульвик или Тульвик) выделил: эпизодическую и семантическую память.

Эпизодическая память – получает и хранит информацию о датированных эпизодах, событиях и о связях с этими событиями (вехи жизни в виде образов). Образ океана. Опознание явлений, событий мест, где вы были – эпизодическая память характеризуется неупорядочностью структурой. Есть природа забывания как только поступает новая информация, старая забывается. При воспроизводстве информации при эпизодической памяти возникает комплекс: ощущения, картинка, эмоциональная окраска.

Семантическая память (слова, понятия) – возможно только при опосредовании. Хранит обобщенные схемы и образы, хорошо структурированная, легче воспроизводиться, она относительна стабильна.

Трех уровневая структура памяти: 1 уровень процедурная память, связь между стимулом и реакцией. Солсо Р.П. назвал её ассоциативной памятью. 2 уровень семантическая память. 3 уровень – эпизодическая память. Не смотря на то, что эти виды памяти автономны, они представляют собой определенную структуру.                                                                        

Процедурная память
Семантическая память
Эпизодическая память

 

 

Процедурная              Семантическая                                Эпизодическая

Эпизодическая память не пользуется речевыми структурами, она не логическая память, поэтому может быть сохранена (двигательная, зрительная, эмоциональная память, при этом анализаторы участвуют в ней).

Память двигательная нарушается, слуховая, оборонительная – сохраняется. Речь связана с двигвательной памятью, семантической памятью (сунн брат, брат сын). Эпизодическая память на лица, запахи остается, если сохранены первичные и вторичные зоны анализаторов.

Билет № 29.

 

 ?85 Виды памяти, развития памяти.

Виды памяти Рассмотрим основные виды памяти.

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
 Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. ,  -1

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

           а. механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

                   Ь. логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

                   с. Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

d. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

 

У ребенка память непроизвольная (запоминает то, что привлекательно). О памяти мы можем говорить, когда ребёнок узнает маму. В конце дошкольного детства появляется произвольная память. В младшем школьном возрасте произвольная память развивается. С 7 лет начинает доминировать мышление. Психические функции интеллектуализируются и благодаря этому развивается смысловая память (прежде чем запомнить текст, его понимает). Ребёнок овладевает приемами запоминания: мнемические.

 

 

? 86. Основные содержания процесса социализации личности

Механизмами социализации личности являются социальные роли и ролевое поведение. Социализации личности – развитие социального образа «я», становление личной социализации есть только в человеческом обществе усвоение культуры человечества, всего социального опыта предшествующих поколений. Развитие и становление личности возможно в социальном обществе (рожден, воспитан, обучен человек, тогда из «индивида»формируется «личность»). «Маугли» обучение среди животных есть, но нет передачи культуры, ценностей, т.е. усвоение социального опыта. 2 подхода к социализации:

1. Социологический – усвоение человеком социального опыта: социальных установок и ролей. Как социальная среда влияет на человека, же нет обратного влияния. Человек активен, поэтому может влиять, человек индивидуален: особенности восприятия, культуры.

2. Психологический – социализация – двусторонний процесс:

- усвоение человеком социального опыта,

- воспроизводство человеком этого опыта в активной деятельности.           Сфера социализации:

1. Деятельности – Овладение человеком разными видами деятельности: в онтогенезе: младенчество – эмоции, младший возраст – предметно-манипулятивный, общение с матерь. Дошкольный возраст – игра, школьный возраст – учебная деятельность, овладение профессией.

2. Общение – усвоение человеком разных форм общения: младшем возрасте – эгоцентрическое общение, дошкольный возраст – диалогическое.

3. Самосознание – два основных важных этапа для социализации «два рождения личности» Леоньев (введение в психологию Гиппенрейтер)

1 рождение с кризисом 3-х лет осознанно выделяет себя из окружающего мира, местоимение «я», существует независимость от мира. 2 рождение – подростковый возраст.

Итогом процесса социализации является формирование идентичности личности (Эриком Эриксоном). ИДЕНТИЧНОСТЬ (идентичность Я) – согласно Э. Эриксону, - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития.

Устойчивый принимаемый «я», которым человек адекватно пользуется в различных ситуациях. Если образ сформирован, то тогда мы имеем человека успешного в профессии, способного правильно выбирать спутника жизни, правильно выстраивать отношения с детьми, людьми.

Противоположность этому – ступенчатая идентичность:

Эриксон Не понимаем в чем потенциал и ограничение личности, долгие пробы и ошибки в выборе профессии.

Задачи социализации: выбор профессии, создание семьи. Осваивая социальный опыт, научаясь общаться, важно понять «кто я такой?» Это важно, чтобы считаться зрелой личностью.

Институт социализации: Та социальная группа, которая передает человеку определенную часть исторического опыта. Семья, детский сад, школа, вуз, спортивная школа, группа друзей. Все они выполняют одну задачу: передать человеку социальный опыт, но у каждого есть специфические функции. Семья – формирование установок о общечеловеческих ценностях, обеспечение психологической поддержки, принятие ребёнка. Эриксон У ребёнка должно быть базовое доверие к миру. Школа – систематизация знаний, научную систему знаний о мире, обеспечение развития самостоятельности у ребенка и его гражданской позиции. Когда 2 эти института хорошо циркулируют + влияние на социальную личность.

Агенты социализации – конкретные люди, которые помогают социализации личности, берут на себя ответственность за это. Учителя, родители, лидеры – друзья, начальники.

Референтные группы – группы людей на мнение, которых ориентируется личность.

Социализация личности = референтные группы + социальные институты + адекватный образ себя. Выбор всегда за зрелой личностью, он не зависит от обстоятельств и оценок.

 

 

?87. Почему ребёнок раннего возраста ситуативен

Ранний возраст от 1 года до 3 лет

Доминирующая психическая функция – восприятие, все психические функции зависят от неё, включая поведение. Вне наглядной ситуации его ничего не интересует. Поэтому ребёнок задает взрослому вопросы о том, что он видит и делает. Поведение ребёнка раннего возраста импульсивное (по К. Левину полевое).

 Выбор профессии, создание семьи. Осваивая социальный опыт, научаясь общаться, важно понять «кто я такой?» Это важно, чтобы считаться зрелой личностью.

Институт социализации: Та социальная группа, которая передает человеку определенную часть исторического опыта. Семья, детский сад, школа, вуз, спортивная школа, группа друзей. Все они выполняют одну задачу: передать человеку социальный опыт, но у каждого есть специфические функции. Семья – формирование установок о общечеловеческих ценностях, обеспечение психологической поддержки, принятие ребёнка. Эриксон У ребёнка должно быть базовое доверие к миру. Школа – систематизация знаний, научную систему знаний о мире, обеспечение развития самостоятельности у ребенка и его гражданской позиции. Когда 2 эти института хорошо циркулируют + влияние на социальную личность.

Агенты социализации – конкретные люди, которые помогают социализации личности, берут на себя ответственность за это. Учителя, родители, лидеры – друзья, начальники.

Референтные группы – группы людей на мнение, которых ориентируется личность.

Социализация личности = референтные группы + социальные институты + адекватный образ себя. Выбор всегда за зрелой личностью, он не зависит от обстоятельств и оценок.

 

Билет № 30

 

?88. Темперамент и характер в структуре личности.

Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познанательных процессах, действиях и общении человека, опре­деляет его индивидуальным стиль деятельности. Он представляет со­бой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данно­го человека.  .

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темперамен­ту, он определяется и другими причинами, включает умения н на­выки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индиви­дуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это при­способление должно обеспечить достижение наилучших результатов и деятельное! и с наименьшими затратами.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведе­ния), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы'. Среди тех особен­ностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятель­ности, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер но отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной систе­мы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

 

От темперамента зависят такие свойства личности как:  впечатлительность, эмоциональность импульсивность и тревожность. Впечат­лительность — эти сила воздействия на человека различных стиму­лов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Один и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воз­действие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реак­ции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у не эмоционального человека, выра­жены всевозможные, телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмо­циональный индивид—это тот, кто почти никогда не бывает спо­койным, постоянно находится во власти каких-либо эмоции, в состоя­нии.

 Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и проявлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию

 и принять разумное решение по пово­ду того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реаги­рует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет п себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефон­ных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, пуб­личных выступлений п т. п.

Сочетание описанных свойств и создаст индивидуальный тип тем­перамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуж­дены были, время от времени отступать от чисто динамических опи­саний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.            

Темперамент в некоторой степени влияет па развитие способнос­тей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с та­кими их существенными характеристиками, как теми, скорость реакции, возбудимость и тормозность. В первую очередь это способность включать в свой состав сложные и точные движения

?.89. Социально перцептивные характеристики общения.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических особенностей и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди), стериотипизация.

Первый этап в механизме познания – идентификация. Это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его самому познаваемому объекту. Рефлексия углубляет восприятие другого человека, создает представление об отношении к себе как субъекту восприятия. Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация их причин в соотнесении с примерами, отвечающими социальным стереотипам.

?90. Каковы возможности психодиагностики в измерении способностей?

Отдельные методики на измерение творческого потенциала личности (например, адаптивные методики Е. Торранса, методики Богоявленской и др.) требуют высокого уровня специальной подготовки и при нарушении тонких деталей диагностической процедуры могут давать совершенно невалидную информацию об уровне потенциала у конкретного человека.

Исследование способностей и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профотбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности.

Диагностика общих способностей, как правило, осуществляется с помощью тестов интеллекта: тест Равена (прогрессивные матрицы) – по мнению сторонников концепции независимости развития мышления от речи, тест Равена (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в «чистом виде», исключая влияние языка и знаний; тест Векслера – один из наиболее известных и используемых – диагностирует и вербальный и невербальный интеллект; тест Амтхауэра – в частности применяется при изучении влияния ситуации на проявление испытуемыми интеллектуальных способностей; и другие тесты.

Все специализированные методы тестирования специальных возможностей перечислить невозможно, так как стимульный материал, а нередко и методические приемы отражают специфику этих специальных способностей. Например, когда тестируется пассивная зрительная память, проводится экспериментально-диагностическая процедура по типу задачи на узнавание, а когда тестируется активная память, ставится задача на воспроизведение.

Также существуют тесты на креативность: тест Гилфорда, тест Торранса.

 

Билет № 31

?91. Проблемы периодизации интеллектуального развития личности.

Вопросов и открытие новых методов мышления для решения проблем. Пиаже делит когнитивное развитие на четыре основные стадии:

1. Сенсорно-моторная стадия – от рождения до 2 лет – это операции, выполняемые не в уме, а на практике

2. Предоперационная стадия – от 2 до 7 лет – период обретения речи, ребенок учится общаться с миром, манипулируя символами. В своих рассуждениях ребенок переходит от частного к частному, а не от частного к общему и не от общего к частному.

3. Конкретно-операционная стадия – от 7 до 11-12 лет – появляются способности к логическим рассуждениям. Это объясняется тем, что ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу.

4. Формально-операционная стадия – после 11-12 лет – «покорение мысли» (по Элкинду).

Критика концепции Пиаже: определение возраста, в котором происходит замещение конкретно-операционного мышления формально-операционным. Пиаже допускал, что этот процесс может затянуться до 15-20 лет, и что «при особенно неблагоприятных условиях мышление этого типа может вообще никогда не сформироваться». Дети одного возраста не всегда находятся на одной и той же стадии когнитивного развития.

Исследования стадии формальных операций Пиаже позволяют предположить, что прогрессивные изменения в структуре мышления продолжаются и после достижения этого уровня. Некоторые исследователи выделяют пятый

?92. Феномены группового влияния.

В группах имеют место события и динамические процессы, периодически повторяющиеся в определенной последовательности. К ним относятся давление на членов группы, способствующие их конформизму, исключение из группы и формирование ролей. Эта проблема целиком и полностью зависит от влияния группы на поведение индивида, которое можно разделить на четыре самостоятельных вопроса:

§ влияние нормы группового большинства

§ влияние группового меньшинства

§ последствия отступления индивида от групповых норм

§ особенности референтных групп

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членом встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:

§ сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

§ вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

§ демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);

§ осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы). 

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Термин меньшинство в исследованиях используется в буквальном его смысле. Это та часть группы, которая имеет меньше возможности влияния. Но если численное меньшинство сумеет навязать свою точку зрения другим членам группы, то сможет стать большинством. Для влияния на группу, меньшинство должно руководствоваться следующими условиями: последовательность, стойкость поведения, единство членов меньшинства в конкретный момент и сохранность, повторение позиции во времени. Последовательность поведения меньшинства производит заметное влияние, поскольку сам факт стойкости опозиции подрывает согласие в группе. Меньшинство во-первых, предлагает норму, противоположную норме большинства; во- вторых, она наочно демонстрирует, что групповое мнение не является абсолютным.

Референтные группы – реальная соц. общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности ориентируется.

 

?93. Рассмотрите общие принципы состовления профессиограммы.

Задача психодиагноста, составляющего профессиограмму, рассмотреть какие качества индивида, навыки, умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий подрастающему поколению, исходя из их индивидуальных качеств. Собственно это и является задачами профориентации и целью составления профессиограммы.

Первые профориентационные службы основывались на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Такая работа впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения характеристик человека с профессией.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых системы профессиональных качеств, которые ложиться в основу профессиграммы:

1. Гражданские качества –моральный облик человека как члена общества

2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности

3. Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические – состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.

4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

5. Навыки, привычки, знания, опыт

Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.

 

Билет № 32

?94. Восприятие пространства. Формы, времени, движения.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения – ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина – образ, внесли представители гештальтпсихологии – направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. В Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор “естественного продолжения”. Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть достаточно большими. Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения их размера может не происходить. Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности, в соответствии с которым видимая величина объекта мало меняется при не очень больших изменениях расстояния до него или не меняется совсем. То же самое происходит в том случае, если человеку известно, что сам объект мало меняется, а варьируется только величина его изображения на сетчатке.

В восприятии вели



2020-03-17 358 Обсуждений (0)
Генезис волевой регуляции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генезис волевой регуляции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)