Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.



2020-03-17 203 Обсуждений (0)
Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

 

 Свойства внимания

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.          

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке

 

коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, - пишет Станиславский, - вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внимания.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

 

 

?38. Психология отрочества.

Этот период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Особенности развития подростка:

1) возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов и др. возникновение представления о себе как «не о ребенке», подросток начинает чувствовать себя взрослым. Нет еще подлинной взрослости, но есть желание, чтобы его таковым признавали..

2) развитие рефлексии и на его основе самосознания.

3) общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы соц. поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства. Учебная деятельность отходит на второй план. Деятельность общения важна, так как она формирует самосознание. Основное новообразование – социальное сознание, перенесенное внутрь.

4) расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

5) кардинальные изменения в мотивационной сфере. На первый план выступают мотивы, которые связаны с планами будущей жизни. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы.

6) новообразование – «самоопределение» (Божович). Характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

 

 

?39. При каком понимании личности верно утверждение, что «личность рождается дважды»

В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный возраст, то подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз – когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (феномен «горькой конфеты»), второй раз – когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая – то особая перестройка сознания. Возникает – задача – понять необходимость этой перестройки, в чем именно она состоит.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. Они образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткого периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, действия перестают существовать, либо превращаются в безличные операции.

 

 

Билет № 14

 

?40.Структура личности 

Структура личности: структура личности не сводится к понятию "индивидуальности", оно значительно шире. Поэтому в структуру личности сле­дует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно представленное в темпераменте, характере, способностях и т.д. ,но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в меж индивидуальных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы Д. В структуре личности выделяют 3 составляющие:

-внутри индивидная подсистема /интра - индивидная/ включает: темперамент, характер, способности

-интер-индивидная

сферой ее определения и существования становится "пространство меж-,индивидных связей"

-мета индивидная воздействие индивида на др. людей посредством д.

                                структура личности в разных психологических теориях.

В разных психол. теориях структура личности рассматривается по разному. Так в психоанализе, основоположником является З. Фрейд, личность состоит из трех компонентов - Оно-Ид- бессознательное - инстинкты, биологический опыт, вытесненные из сознания неблагоприятные опыты человека. Я - Эго - это сознание, самосознание, восприятие и оценка человеком себя. Сверх-Я - итог воздействия общества на сознание и подсознание, принятие норм и ценностей, общественной морали.        Представителями Неофрейдизма были Юнг и Адлер. Юнг разделял психику на три составляющие - сознание , личное бессознательное и коллективное бессознательное. Наличие коллективного бессознательного и отсутствие разделения сознания и личного бессознательного и отличает теорию Юнга от фрейда.. Коллективное бессознательное состоит из национального расового и общечеловеческого наследования . Личное бессознательное состоит из переживаний бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Юнг ввел понятие Я как архетипа представляющего стремление человека в целостности и единстве и находящего свое выражение в различных символах ( сновидении творчестве). Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным.

       Адлер подчеркивая , что структура личности едина выступал против расчленения на тир инстанции.

       В бихевиоризме (СТИМУЛ - РЕАКЦИЯ) отстаивается мысль о непрерывном влиянии на человека его социального окружения, личность развивается под этим влиянием.

        В отечественной психологии наиболее известные исследования связаны с теоретическими работами представителями школы Выгодского, Леонтьева А.Н., Л.И. Божович, которые представители свою концепцию структуры развития личности, в котором центральное место отведено понятию деятельности. Основными внутренними характеристиками личности у Леонтьева является мотивационная сфера, личностный, который выражает отношение целей деятельности человека. т.е. того на что она направлена в данный момент, к ее мотивам, к тому, что ее побуждает. По словам Леонтьева личность рождается дважды , Первое рождение в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями, т. е. возникает возможность действовать вопреки непосредственным побуждениям соответственно со. мотивам . Второе рождение происходит в подростковом возрасте и связано с осознание мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания.

 

?41. Феномены группового влияния.

На человека влияет даже присутствие других людей (на их деятельность). Социальная фацилитация (влияние других полож.) ФАЦИЛ ИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (фасилитация) - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (-> субъектность отраженная). Впервые зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым и пр. Иногда реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, ведет к ухудшению результатов деятельности; это явление получило название ингибиции социальной (подавления). Установлено, что возникновение феномена фацилитации социальной зависит от характера выполняемых задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно - на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена зависимость фацилитации социальной от пола, возраста, статуса и других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. В зарубежной психологии для объяснения механизма фацилитации социальной пользуются в основном теориями Р. Зайонца и Н. Коттрелла. Социальная ингибиция (отриц влияние других). ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - понижение (подавление), ухудшение продуктивности выполняемой индивидом деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, реальных или воображаемых (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (-> субъектность отраженная). Феномен, противоположный фацилитации социальной.

При определенных условиях бывает фацилитация: 1) при выполнении хорошо знакомой или простой работы (спортсмен-зритель). Условия для ингибиции: выполнение сложной или незнакомой работы. Улучшается в присутствии людей. 1. сила мышечного напряжения; 2. долговременная память;

5) ассоциативное мышление; 4. продуктивность внимания.

Ухудшается в присутствии людей: 1. концентрируется внимание; 2. чувствительность; 3. показатели сложных интеллектуальных действий; 4. генерирование определенных идей.

 

?42. В чём основные причины ограниченной прогностичности результатов диагностических методик?

Понимание уровня общности заданных в методике диагностических категорий необходимо, в частности, для обоснованно выбора глубины прогноза по результатам диагностики. Более обобщенные диагностические свойства обладают более «широким полем прогноза». Но важно учитывать, что при увеличении «ширины» поля прогноза, как правило, снижается.

Более узкий по «области валидности», более конкретный тест даст нам гораздо более точный, хотя и узкий прогноз, который будет распространяться на один какой-то предмет.

По структуре интеллекта мы можем прогнозировать, к примеру, относительную легкость и быстроту усвоения арифметики и трудности в грамматике. Но при этом всегда необходимо учитывать комплекс параметров. Такой комплексный учет параметров не под силу дилетанту, не знающему как параметры связаны и взаимодействуют между собой. Именно поэтому науке интерпретации нужно долго учиться.

 

Билет № 15.

?43. Самосознание: его функции, характеристики, развитие в онтогенезе.

по Гиппенрейтер

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Такие образ и отношение неразрывно связаны со стремлением изменить, усовершенствовать себя . Пожалуй , одна из высших форм работы самосознания заключается в попытках найти смысл собственной деятельности ; нередко эти попытки вырастают в поиск смысла жизни .

Главные функции самосознания - познание себя , усовершенствование себя , поиск смысла жизни . Конечно , они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но вполне их представляют.

Познание себя - одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами . Во-первых , человек должен развивать свои познавательные способности . накопить соответствующие средства, чтобы потом применять их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие . Во-вторых , должен накопиться материал для познания, т.е. человек должен кем-то стать ; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта : узнав нечто о себе , он становится другим .

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает , что относится к его телу , а что к миру .

Позднее ребенок начинает осознавать себя уже в другом смысле - в качестве члена социальной микро группы . И здесь на первых порах наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, а других от себя.

В подростковом возрасте начинается осознание "духовного Я", т.е. своих психических способностей , характера , нравственных качеств . Этот» процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем .

Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я", т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить. 

Выработка такого идеала, а также соотнесение с ним, целей, поступков, линии жизни и представляют вторую из названных выше важнейших функций самосознания . А.Н. Леонтьев образно описывает ее как движение сознания по вертикали, имея в виду пространство собственных мотивов личности. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями по поводу себя и своих поступков : угрызениями совести , недовольством собой , оценками и переоценками себя.

Борьба между "социальными" и "духовными" уровнями личности , как правило , стоит противоречивость и разноуровневость социальных "норм". Конструктивная переработка этих противоречий возможна только при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества человека .

Перейдем к последней функции самосознания - осмыслению собственной жизни . Это активность особого рода : она направлена не просто на осознание ведущих мотивов , но и на координацию всей личности в целом.

Обычно нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни .Факты показывают , что этот вопрос встает не перед каждой личностью и не с равной силой . Редко он появляется в молодые годы . Часто случается , что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности , т.е. неизбежной смерти

Этот поиск? можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности.

 

?44. Социально-психологические характеристики общения как интеракции.

Общение всегда предусматривает определенное влияние людей друг на друга, изменение их поведения, деятельности. в этом случае проявляется интерактивная функция, функция влияния на других людей.

Советы, инструкции, требования, приказы, выраженные в речевой форме и адресованные другому лицу, являются побуждениями к действию и регуляторами поведения.

Совместная деятельность, ее содержание и условия выполнения выстраивают такую модель взаимодействия личностей, когда каждый из участников последовательно влияет своими поступками на других и в свою очередь изменяет свои действия под их влиянием.

Социальный контроль – это оценка деятельности с точки зрения ее соответствия принятым в обществе нормам поведения, которые регламентируются нормами взаимоотношений людей.

Социальная роль – нормативно одобренный пример поведения, которого ждут от каждого, кто занимает ту или иную соц. позицию. Бестактность – это деструкция ролевых ожиданий в процессе общения, возбуждающая аффективное взаимодействие общающихся сторон, которое может приводить к конфликтным ситуациям.

В ходе коммуникационного процесса для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строиться человеческая деятельность в широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие – есть некоторый элементарный акт, из них последствии складываются системы действий.

 

?45.Что такое «вторичная проекция» психодиагноста? Чем она опасна?

Проекция (от лат. projectio – бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З.Фрейдом, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик.

Такое понятие как «проекция» применим к психодиагносту как бессознательная попытка освободиться от тенденций, оцениваемых личностью как отрицательные, путем приписывания их другим. Этот механизм мешает чистоте восприятия информации от диагностируемого. Ведь психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире. Внутренний мир человека всегда неповторим, но эта неповторимость есть в то же время активное воспроизведение, конструирование, понимание того мира, в котором реально живет и действует конкретный человек. Данный механизм обобщает результаты исследования, мешает абстрагированию от диагностируемого. В данном случае неизбежны погрешности измерений и, как след­ствие, признание множественности возможных причин искажения истинного результата измерения.

Традиционный пример механизма проекции - это представление об аморальности и сексуальной распущенности окружающих старой девой с ее подавленными, но отнюдь не уничтоженными сексуальными устремлениями и влечениями. Таким путем эти тенденции получают определенный выход, напряжение разряжается при том, что оценочные, моральные установки самосознания не страдают, остаются исходными.

 

 

Билет № 16.

?46.Мышление и речь. Формирование понятий.

Мышление - это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). Выжным признаком мыслительного процесса является использование в качестве опосредований разнообразных средств, среди которым ведущая роль принадлежит языковым.

Виды мышления:

- наглядно – действенное мышление. низкая критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением.

- наглядно – образное, где основная единица – образ. как и действие, у ребенка характеризуется синкретичностью, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой дилей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов.

- словесно – логическое – ведущий тип деятельности. У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов.

Формирование понятий представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а так же высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.

Как формируются и развиваются понятия? Данный процесс представляет собой усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.

Образование понятий – результат длительной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса мышления. С помощью методики, проведенной Л.С.Сахаровым и Л.С.Выготским, было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:

1) образование неоформленного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.

2) образование понятий – комплексов наоснове объективных признаков. Комплексы такого рода имеют четыре вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдопонятие.

3) Образование настоящих понятий. Здесь предполагаются умения ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие. Включает стадию потенциальных понятий, истинных понятий, синтез.

?47.Наследственность и среда в межиндивидуальной вариативности психологических признаков.

Основное содержание онтогенеза составляет деятельность и общение ребенка, в ходе интериоризации ребенок «выращивает» и «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения на основе чего и формируется его сознание и личность.

Развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Факторы развития: наследственность, среда, активность.

Специфика возрастной эволюции психики: 1. Возрастная изменчивость различных форм психики, различается интенсивностью в зависимости от этапов жизни. 2. Возраст. Особенности проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью. Чем старше человек тем значительнее вариативность

?48.Сравните номотетический и идиографический подходы в диагностике личности. Оцените преимущества и недостатки каждого из них.

Существует два подхода к изучению личности: номотетический и идиографический.

Номотетический подход – изучение совокупности черт человека. Личность характеризуется по различной выраженности черт. Человек рассматривается в контексте популяции. Недостатки: это вынужденно аналитический подход. Довольно плохо описывает индивидуальность.

Идиографический подход рассматривает человека в контексте его жизни. Плюс этого подхода – раскрывается индивидуальность человека. Этот подход был предложен Штерном и подробно разработан Олпортом. Методы идиографического подхода ориентированы на исследование отдельных людей (а не групп) и имеют своей целью изображение индивидуальности как уникального целого.

 

Билет № 17.

?49. Модели внимания. Внимание и деятельность.

 Когнитивная модель внимания. Бродбер – внимание, как процесс отбора информации. А) фильтр (селективная модель внимания); Б) ресурса (распределения внимания). Можем делать 2 задачи, если они получают ресурс внимания из разных источников.

В) внимание, как управление интеллектом, когнитивными ресурсами. Внимание всегда выше эффективность когнитивной деятельности.

Гальперин «Внимание и деятельность» Внимание – это интериоризированное действие контроля. (Сначала учимся нажимать кнопки компьютера, читаем книги о ПК, затем делаем это автоматически – внутреннее свернутое внимание).

?50. Надёжность и валидность психодиагностических методик.

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Критерии валидности:

- Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

- Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

- Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

- Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

- путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

? 51. При каких условиях возможно осознание себя и своего поведения.

Б.В. Зейгарник Самосознание – это отношение человека к окружающему: к природе, социальной среде, к пониманию своего места в общественных отношениях. Самосознание – высшая форма сознания по Рубинштейну. Генетическая форма сознания включает: - самоощущение и – самовосприятие. У ребенка формируется представление о своём собственном теле, он «разделяет» себя и мир.

1) На западе считают, что зачатки сознания формируются после рождения, когда ребенок ощущает свое тело.

2) Рубинштейн – это высшая форма сознания.

3) Самосознание – начинает формироваться из сознания своего тела, из собственных ощущений, формироваться на протяжении всей жизни: всех уровнях развития личности.

Платонову по нему структура личности имеет 4 подструктуры:

Биологическая (индив.) Биосоциальная (субъект Социобиологическая Социальная (личность)
Формируется под влиянием генетических факторов – пол, возраст, задатки. Форм отражения. Связана с особенностями познавательных процессов. На базе социального опыта, усваивание знаний, умений, навыков с учетом социума. Направленности личности полностью социальна. Мировоззрения, личностные интересы, доминирующие мотивы.

Субъект – существо, обладающее психической активностью.

 Функции самосознания: 1) оценочная, 2) рефлексивная, 3) защитная. Когда все они слаженно функционируют, перед нами полноценная личность. Осознание себя, своего поведения возможно при сохранении функции сознания. Адекватное сознание себя и своего поведения без патологии.

Нарушение самосознания: 1. Дереализация, 2. деперсонализация, 3. расщепление ядра личности, 4. неадекватная самооценка – относиться к тонким формам.

1. Дереализация – осень Тяжелове нарушение самосознания, утрата чувства ощущений окружающего мира, потеря границ своего «я».

2. Деперсонализация – у больного может быть ощущение сохранности отдельных свойств мира, отчуждение от собственных поступков (кто-то им управляет), нарушение схемы тела (синдром «Алисы»).

3. Расщепление ядра личности (разделение личности). Внутри человека появляется 2 человека, которые не конфликтуют между собой и каждый из них имеет свою память, ощущения.

4. Неадекватная самооценка. Оценка может быть завышена и занижена, а так же лабильной.

1. Дереализация - нарушение восприятия, при косм внешний мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок, и происходят нарушения памяти. Часто сопровождается состояниями уже виденного или никогда не виденного. Может возникать при поражениях мозга головного (особенно глубинных отделов височной области), в состояниях просоночных и при заболеваниях психических.

2. Деперсонализация (обезличивание) – 1. Изменение самосознания индивида, для коего характерны утрата психологических и поведенческих особенностей, характерных для него как личности, ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и пр. Возможна при заболеваниях психических и состояниях пограничных. В легкой форме наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках, заболеваниях соматических и пр. 2. Выраженная в большей или меньшей мере объективная утрата индивидом возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, обнаружить способность быть личностью (-> персонализация).

Этапы самосознания:

1/ Осмысление отношений с внешним миром. Осмысление собственных поступков. К 1/ этапу относиться – Выделение себя из окружающего мира, осознание своей автономности.   Также. Активность личности, сам управляет своими действиями и поступками.
2/ Рефлекторный этап обязательно протекает, сформировано мышление. Ко 2/ этапу относиться – человек осознает себя через другого человека (а вдруг я тоже обладаю этими свойствами), осознание своего личного опыта.  

              Этапы связаны с критериями самосознания личности.

 

Билет № 18.

 

?52 Развитие высших нервных функций. Понятие интериоризация.

Интериоризация – присвоение чужого опыта, как своего. Также и ребёнок присваивает опыт человека как свой (делает так, как делает папа, дядя). Выготский рассматривал всю когнитивную сферу на В.П.Ф. В.п.ф. – овладевать знаниями, обучаться и т.п. Этапы интериоризации: - сначала подражание (неосознанное),

¾ Передача опыта через научение и обучение (пользоваться зубной щеткой, вилкой)

¾ Присвоение опыта всего поколения (велосипед)

Присвоение опыта поколения не формирует критичность мышления (он проглатывает информацию и начинает ею пользоваться).

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний Пла



2020-03-17 203 Обсуждений (0)
Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.097 сек.)