Эволюция теории человеческого капитала
Социально-экономическое развитие во второй половине века минувшего и начале нынешнего характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора. В экономике современного мира человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста, т.е. развития экономики. Перспективы этого развития в XXI веке связываются именно с человеческими ресурсами как носителями знания. Для формирования теории человеческого капитала к началу 60-х годов ХХ века были созданы все необходимые субъективные и объективные предпосылки (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Предпосылки возникновения теории человеческого капитала
Важнейшей предпосылкой возникновения теории человеческого капитала явилось развертывание научно-технической революции в конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века, которая вызвала и продолжает вызывать глубокие преобразования в производительных силах общества, когда в экономике возрастающую роль и значение приобретают личность человека, уровень его образования и научных знаний, опыта и квалификации. Другой важной предпосылкой явилось превращение науки в непосредственную производительную силу. Интенсивность производственного оборота, как и скорость экономического роста в развитых странах стали напрямую зависеть от степени наукоемкости производства. В странах-лидерах НТП наблюдается нарастающий прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил и формировании внушительного по абсолютным и относительным размерам невещного богатства. Важнейшим фактором экономического прорыва стала способность к созданию и внедрению инноваций. Впервые в истории развития западных стран критерием эффективности управления бизнес-процессами стала информационная эффективность. Быстрому росту инновационно-информационной сферы во второй половине ХХ века способствовала напряженная внешнеполитическая обстановка и острая конкурентная борьба между ведущими мировыми державами за первенство в научной сфере и господство в экономической. В наиболее последовательной форме концепция человеческого капитала изложена в трудах лауреата Нобелевской премии 1992 г. по экономике Г. Беккера. Впервые после А. Смита и К. Маркса в экономическую науку приходит осознание, что не машины, а люди представляют движущую силу экономического роста и развития. Понятие национального богатства получает более широкое толкование и в него, наряду с вещественной составляющей капитала (земля, сооружения, оборудование), включают финансовые активы, материализованные знания и способности людей к производственному труду. Макроэкономическая статистика теперь учитывает в качестве национальных богатств, имеющих невещественную форму, научные знания, в частности вложенные в новые технологии, а также в здравоохранение и образование. В основе современной теории человеческого капитала лежит экономический подход к человеческому поведению, нашедший выражение в следующей логической схеме Г. Беккера: способности, знания, профессиональные навыки, мотивация становятся капиталом в момент купли-продажи рабочей силы, найма на работу или получения вознаграждения исполнителем работы; рост человеческого капитала должен способствовать росту производительности труда и производства; целесообразное использование капитала должно вести к росту доходов работников; рост доходов стимулирует работника делать вложения в здоровье, образование для повышения запаса знаний и навыков, чтобы затем эффективно применить их. Г. Беккер показал, что выбор любого варианта инвестиций в повышение квалификации, рост навыков и умений (например, продолжение образования) представляет собой частный случай рационального выбора и что при этом можно выявить критерии по которым он делается.Г. Беккер также показал, что для США 1960-х годов рентабельность образовательной деятельности на 10-15% превышала рентабельность других видов коммерческой деятельности. Человеческие ресурсы превращаются в реально действующий человеческий капитал при условии реализации заложенного в них потенциала в результаты деятельности, имеющие товарную форму. Человеческий капитал как экономическая категория по многим признакам совпадает с активной частью основного капитала (машины, оборудование) - он морально и физически изнашивается, требует текущего и капитального ремонтов, модернизации и замены, переносит на производственную продукцию часть своей стоимости. Эти признаки собственно и стимулировали в 1960-е годы будущих Нобелевских лауреатов по экономике Т. Шульца, Г. Беккера и Э. Денисона предложить броский термин "человеческий капитал", представляющий собой по сути дела метафору, переносящую свойства одного явления на другое (капитал - человек) по общему для них признаку. Можно говорить о двойственности человеческого капитала. В широком смысле его нужно рассматривать как социально-экономическую форму нынешнего качества человеческого потенциала в масштабах определенного общества (скажем, страны). В узком смысле - это та его часть, которая производительно используется предпринимателями для извлечения прибыли и несет на себе признаки марксова переменного капитала. Теория человеческого капитала делит его на общий и специфический (специальный). Общий капитал включает в себя такую общую подготовку работника, оплачиваемую в основном им самим, которая позволяет ему работать во многих фирмах по различному профилю. Если эта подготовка оплачена фирмой, то на нее ложатся потери вложений в случае увольнения работника. Общая подготовка - категория экономическая и не тождественна общему образованию (категория педагогическая и социологическая), напрямую не приложимому к практической деятельности. Специфический капитал - подготовка, связанная с деятельностью только определенной фирмы и ею оплачиваемая. При увольнении работника потери по сути дела несет он сам - приобретенные знания не могут быть перенесены в другую фирму. Работник держится за место, ибо при переходе в другую фирму специфическую подготовку придется осваивать с нуля. Фирма держится за работника потому, что на рынке труда нет такого специфического ресурса. Образуется ситуация двусторонней монополии, которая служит базой стабилизации кадрового состава: работнику выгоднее делать карьеру в одной фирме, а не искать более высокую оплату в другой. Двусторонняя монополия исключает риск недостоверных сигналов о качестве работника и необходимость проверять знания, зафиксированные в различных дипломах и свидетельствах. За отсутствие риска работодатель вынужден платить более высокую зарплату. Двусторонняя монополия имеет и отрицательные последствия - развивается рутинное отношение к работе. Последнее Г. Саймон сформулировал в виде закона для организаций: рутинная текущая деятельность стремится заместить нестандартные стратегические решения. В качестве комбинированной социально-экономической категории человеческий капитал отражает многоплановость перемен в системе общественного производства постмодерна. Прежде всего речь об изменениях в самом человеке (как главной производительной силе и социальном субъекте общества). В период модерна преобладающим был простой физический труд. В начале XX века, по оценке А. Маршалла, численность работников физического труда в пять раз превосходила численность занятых интеллектуальным трудом. Сейчас в развитых странах более 60% экономически активных людей заняты умственным трудом, а в США - 75%. Интеллектуальный труд, представляющий собой деятельность людей по производству, усвоению и практическому использованию знаний, приобрел господствующее положение. В зависимости от способа использования обычно выделяют две категории знаний. Первая - кодифицированное знание, которое осознанно в виде информации и без утраты смысла передается на различных носителях в виде формул, символов, текстов. Вторая - знания, воплощенные в человеке и неотделимые от него: способности, навыки, инновационные черты характера, отшлифованные образованием. По содержанию и функциональному назначению выделяют знания общественно новые и субъективно новые. Первые ранее не были известны обществу. Они создаются личностями (коллективами), способными генерировать знания, в сфере науки. К субъективно новым относятся те знания, которые ранее были неизвестны исполнителям интеллектуального труда. По своему объему они значительно превосходят первые и непрерывно постигаются в процессе образования. Знания и формируемый ими интеллект относятся к невещным, живым средствам труда, которые становятся интеллектуальными средствами производства. Важнейшая черта постмодерна - интеллектуализация экономики и всей социальной жизни. Возрастает роль науки и образования, усиливается значение интеллектуальной деятельности во всех сферах производства. В составе национального богатства доминирование человеческого капитала становится очевидным. При исследовании человеческого капитала ученые применяют два основных подхода. Первый рассматривает образование в качестве одной из форм капитала, которая становится человеческим, поскольку является частью человека и представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих доходов. Это позволяет углубить понимание современных социально-экономических процессов. Согласно второму подходу формирование человеческого капитала происходит путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование, подготовку рабочей силы на предприятии, на охрану здоровья, миграцию, поиск информации о ценах и доходах. На рубеже ХХ-ХХ1 веков значительное внимание уделяется распределительному аспекту теории человеческого капитала, доходному участию его владельцев и обеспечению воспроизводства данного фактора современного хозяйственного процесса.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |