Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ



2020-03-17 226 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. В настоящее время, впервые за последние годы, в России наблюдается рост промышленного производства. Однако, несмотря на такую положительную тенденцию, большинство российских фирм находятся в сложном финансовом положении. Это обусловлено множеством причин, главными из которых являются ошибки в организации управления фирмой, неэффективная финансовая политика, нерациональное использование производственных ресурсов организации. Очень часто руководство фирмы не может самостоятельно преодолеть существующие трудности и поэтому вынуждено обращаться за помощью в консалтинговые фирмы, которые, применяя экономическую диагностику, способствуют повышению эффективности работы фирмы-клиента.

С помощью экономической диагностики можно определить диспропорции в процессе функционирования фирмы, выявить их влияние на финансово-хозяйственную деятельность фирмы, установить причины возникновения данных диспропорций и определить пути их устранения, тем самым, формируя необходимую для управления информацию о способах повышения эффективности функционирования организации.

Для управления на предприятии нужно иметь полную и правдивую информацию о текущей деятельности фирмы, ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления и контроля за ходом выполнения планов и деятельностью фирмы.

Однако для управления предприятием нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике фирмы. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа и как составной его части анализа финансового состояния фирмы.

В процессе диагностики первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других фирм, определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д. На основе результатов диагностики финансового состояния разрабатываются и обосновываются управленческие решения.

Объектом исследования дипломного проекта является ООО "Ламинат-мебель".

Предмет исследования - показатели и характеристики финансового состояния фирмы ООО "Ламинат-мебель".

Целью дипломной работы является разработка модели диагностики финансового состояния фирмы (на примере ООО "Ламинат-мебель"). Данная модель разрабатывалась с целью повышения эффективности финансовой деятельности данной фирмы. Основываясь на данных о прошлой деятельности фирмы, финансовая диагностика направлена на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

изучить сущность, формы и принципы диагностики финансового состояния фирмы;

выявить особенности диагностики финансового состояния фирмы;

выбрать альтернативный алгоритм диагностики финансового состояния фирмы;

на основе выбранного алгоритма произвести расчёт показателей диагностики финансового состояния фирмы;

проанализировать тенденции показателей диагностики финансового состояния фирмы;

выявить концептуальные основы диагностики финансового состояния фирмы;

разработать модель диагностики финансового состояния фирмы.

В теоретической части дипломного проекта раскрыты следующие положения: содержание, формы и принципы диагностики финансового состояния фирмы, особенности формирования диагностики финансового состояния фирмы. Проанализированы общие, частные и специфические особенности формирования диагностики финансового состояния фирмы. Выбран альтернативный алгоритм диагностики финансового состояния фирмы.

В практической части проведена диагностика финансового состояния фирмы по выбранному алгоритму диагностики финансового состояния фирмы, рассчитаны такие показатели как диагностика финансовой устойчивости, диагностика платежеспособности и диагностика оборачиваемости. Проанализированы тенденции финансового состояния за рассматриваемый период, выявлены проблемы. Разработана модель диагностики финансового состояния фирмы ООО "Ламинат-мебель", сделан прогноз финансового состояния на последующий год.

Предметом защиты является расчетная модель диагностики финансового состояния фирмы. Предложенная модель, разработана на основе концептуальных основ диагностики финансового состояния фирмы, включает комплекс антикризисных мер, направленных на поддерживание стабильного финансового состояния фирмы. На основе представленного алгоритма проведена прогнозная оценка финансового состояния фирмы, которая подтверждает эффективность предложенных мер.

В дипломном проекте использована теория и методология по проблеме: диагностики финансового состояния фирмы, изложенная в монографиях и статьях российских и зарубежных авторов, нормативных актах, источниках сети Internet, бухгалтерской отчетности фирмы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ

Содержание, формы, принципы диагностики финансового состояния фирмы

 

Рассмотрим существующие в экономической литературе подходы к определению диагностики финансового состояния фирмы.

Содержание и основная целевая установка диагностики финансового состояния - это оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Ковалев В.В. дает следующее определение: диагностика финансового состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами [18, С. 15].

Борисов А.Б. под диагностикой финансового состояния фирмы понимает: своевременный экономический анализ результатов деятельности фирмы, при котором комплексно оценивается ее соответствие целям и задачам, стоящим на данном этапе перед предприятием. Является необходимым элементом управления. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе диагностики выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых факторов [6, С. 8].

Лисовский А.Г. под понятием финансовая диагностика подразумевает определение показателей, дающих картину финансового состояния фирмы, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами на основе имеющейся бухгалтерской документации [21, С. 20].

Райзберг Б. А. трактует данное определение: диагностика финансового состояния фирмы - это одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности фирм, фирм, домашних хозяйств [28, С. 27].

Глазов М.М. трактует диагностику фирмы как учение о методах и принципах распознавания дисфункций и постановке диагноза. Он определяет диагностику фирмы как процесс постановки диагноза анализируемому объекту в целях повышения эффективности функционирования, повышения его жизнеспособности в условиях свободной конкуренции, свободного, нерегулируемого рынка [12, С. 13].

Буряковский В.В. понимает под определением диагностики финансового состояния фирмы следующее: это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности фирмы с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости [8, С. 22].

На мой взгляд, все вышеперечисленные определения диагностики финансового состояния не отражают данное понятие в полной мере. В связи с этим дадим авторское определение диагностики финансового состояния фирмы: это процесс распознавания диспропорций и оценки особенностей функционирования фирмы, включающий целенаправленное исследование, анализ полученных результатов и их обобщение, а также нахождение путей устранения существующих диспропорций.

Существует несколько видов экономической диагностики: Первый вид - это разделение по времени проведения:

а) предварительная диагностика. Предварительная диагностика проводится еще до заключения договора между консультационной фирмой и предприятием. Ее целью является выяснение проблем, выявление "узких мест" функционирования существующей финансовой системы и составление программы будущей работы.

б) текущая диагностика. Она проводится в течение всего времени исследования, направленного на разрешение той или иной проблемы.

Второй вид - это разделение по способам проведения:

а) с привлечением только сотрудников организации;

б) с привлечение внешних консультантов без участия работников фирмы; совместное участие внешних консультантов и работников фирмы.

Считается, что оптимальным является третий вариант проведения диагностического исследования. Это связано с тем, что в первом случае, сотрудники фирмы не обладают ни административной, ни финансовой, ни эмоциональной независимостью и поэтому не могут объективно определить проблему и найти оптимальные пути ее решения. Во втором варианте в процессе диагностики участвуют только внешние консультанты, и поэтому не происходит обучение сотрудников клиента методам исследования, применяемым консультантами. В связи с тем, что по нашему мнению, процесс обучения является одной из важных задач проведения исследования, этот вариант диагностики нельзя считать оптимальным. Поэтому мы считаем, что наиболее приемлемым является совместное сотрудничество консультанта и клиента.

Третий вид - это разделение по применяемым методам:

а) активная диагностика. В этом случае применяются активные методы, например, деловые игры, мозговая атака и др.

б) пассивная диагностика. При этом применяются такие методы как анкетирование, метод экспертных оценок, наблюдение и др.

Четвертый вид - это разделение по целям консультирования:

а) практическая диагностика. Она проводится для конкретного фирмы с целью нахождение путей повышения эффективности его функционирования.

б) учебная диагностика. Эта диагностика осуществляется для обучения консультантов и работников фирм.

в) исследовательская диагностика. Она имеет место в случае испытания новых приемов и методов диагностики.

Пятый вид - это разделение по широте охвата:

а) общая диагностика. Она охватывает все стороны деятельности фирмы.

б) специальная диагностика. Эта диагностика проводится только для определенного направления деятельности. Это может быть только анализ финансовых результатов, либо исследование только эффективности использования капитала и т.д.

Шестой вид - это разделение по времени действия:

а) краткосрочная диагностика:

б) долгосрочная диагностика.

В современной экономической литературе выделяют две формы диагностики финансового состояния фирмы.

 

Рис. 1 .Формы диагностики

 

Остановимся на структуре диагностики. Начнем с диагностики результатов деятельности и состояния фирмы. Финансовый инструментарий данной части диагностики весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов. Представляется целесообразным следующее положение финансовой диагностики сформулировать в виде принципа разумной достаточности использования методов диагностики финансового анализа.

Суть принципа чрезвычайно проста - для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений.

 

Рис. 2. Инструментарии финансовой диагностики фирмы.

 

Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным, шагом финансовой диагностики. Прежде всего, подчеркнем разницу между понятиями "информация" и "данные". Данные обычно представляют собой набор каких-либо сведений, главным образом, количественного характера, которые в той или иной манере характеризуют предприятие. Существенно то, что на основе этой слабо структурированной информации принципиально невозможно произвести эффективную диагностику. Термин "информация" предполагает некоторую степень организации данных, причем порядок упорядочивания информации служит целям ее использования.

Первый этап структурного упорядочивания финансовых данных как раз и состоит в составлении финансовой отчетности, когда финансовые данные организуются по специальным форматам, образующим:

а) баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о движении денежных средств.

Исходя из этих документов можно получить обобщающие данные. Это, во-первых, сумму основных и оборотных средств фирмы, величину его задолженностей и собственного капитала. Далее отчет о прибыли предоставляет данные по величине операционной и чистой прибыли. И, наконец, результирующие денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности из отчета о движении денежных средств.

Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности является следующей стадией упорядочивания финансовой информации. Его содержание чрезвычайно просто. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибыли и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении.

Данный инструментарий финансовой диагностики иллюстрирует следующее положение финансовой диагностики, которое можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с какими-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления:

а) показатели данного фирмы за предшествующие периоды времени;

б) аналогичные показатели других фирм, принадлежащих той же отрасли (обычно фирм-конкурентов).

Третий инструментарий (Рис. 2) финансовой диагностики - это традиционный набор финансовых коэффициентов.

Суть предлагаемого подхода состоит в том, что основным показателем результативности фирмы признан показатель прибыльности собственного капитала (обычно обозначается ROE). Таким образом, на первое место ставится интерес собственника. Данный показатель обеспечивается, главным образом, двумя факторами: прибыльностью продаж (этот показатель принадлежит к группе показателей операционной деятельности) и оборачиваемостью активов (группа показателей эффективности использования активов). На самом деле, каждый предприниматель понимает, что высокую отдачу от использования вложенных средств можно обеспечить высокой "маржей продаж" и/или высокой оборачиваемостью оборотных средств. Оценка показателей ликвидности является неотъемлемой частью диагностической процедуры. Их назначение состоит в том, чтобы предостеречь менеджмент фирмы от излишнего увеличения оборачиваемости. Наконец, отдачу от использования вложенных собственником средств можно увеличить за счет использования долгосрочных заемных ресурсов. Эту часть деятельности компании (она называется финансовой) характеризует группа показателей структуры капитала.

После определения структуры финансовых показателей возникает вопрос о временном аспекте диагностики, т.е. когда и в каком объеме производить диагностику фирмы. Данное положение может быть охарактеризовано с помощью принципа временной согласованности финансовой диагностики. Согласно этому принципу диагностика фирмы должна производиться согласно определенному временному регламенту. Наиболее привлекательным с практической точки зрения представляется регламент диагностики, при котором:

а) один раз в году (в период подготовки годового отчета) производится фундаментальная диагностика, предполагающая использование всего диагностического инструментария, представленного на рисунке 2;

б) ежемесячно производится оценка ограниченного количество показателей по результатам текущего месяца (обычно это делается в первых числах последующего месяца).

Последняя процедура носит название "мониторинга" деятельности фирмы. В процессе мониторинга осуществляется контроль показателей, которые характеризуют оперативные результаты деятельности. В частности, в состав показателей мониторинга не имеет смысла вводить показатель прибыльности активов или собственного капитала. Данный показатель является интегральным, он формируется в течение всего года. В то же время в состав показателей мониторинга следует обязательно включить показатель валовой прибыльности (отношение валовой прибыли к выручке). Эту характеристику следует рассчитывать как можно чаще, чтобы вовремя обнаружить негативную тенденцию ухудшения операционной эффективности фирмы.

В качестве последнего положения финансовой диагностики выступает принцип законченности, суть которого состоит в том, что когда рассчитаны все финансовые коэффициенты, сделан горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности и описаны ее особенности характерные для анализируемого периода, необходимо сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены все указанные выше работы. Представление таких выводов должно быть лаконичным и конструктивным, т.е. направленным на поиск путей улучшения деятельности компании. В качестве такого представления может быть рекомендован формат так называемого SWOT-анализа. Все множество факторов деятельности компании группируется по четырем областям:(Strengths) - сильные стороны деятельности фирмы;(Weaknesses) - слабые стороны деятельности фирмы;(Opportunities) - возможности фирмы, позволяющие ему улучшить свое положение;(Threats) - угрозы (опасности), с которыми может столкнуться фирма на пути улучшения своей деятельности.

В рамках каждой группы необходимо сформулировать несколько (не более десяти) лаконичных утверждений - выводов по результатам диагностики. Эти утверждения должны быть связаны с какими-либо показателями или свойствами фирмы. Например, "за текущий период ухудшились показатели оборачиваемости, о чем свидетельствует увеличение длины финансового цикла", или "показатели маржинальной прибыли стабильны". Важно различать сферы ответственности отмеченных выше групп. Первые две буквы S и W "отвечают" за текущее состояние фирмы, в то время как две другие O и T связаны с прогнозом состояния фирмы на ближайшую перспективу.

Прагматическая целесообразность SWOT-анализа заключается в том, что он делает попытку конструктивного улучшения результативности деятельности фирмы. На основе этих основных позиций SWOT-анализа менеджмент фирмы должен сформулировать рекомендации по основным направлениям улучшения деятельности. Только тогда процесс диагностики можно считать законченным.

Таким образом, диагностика финансового состояния фирмы - это процесс распознавания диспропорций и оценки особенностей функционирования фирмы, включающий целенаправленное исследование, анализ полученных результатов и их обобщение, а также нахождение путей устранения существующих диспропорций. Содержание и основная целевая установка диагностики финансового состояния - это оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Существует несколько видов экономической диагностики:

) разделение по времени проведения (предварительная, текущая);

) разделение по способам проведения (с привлечением внешних консультантов или только с привлечением сотрудников);

) разделение по применяемым методам (активная, пассивная);

) разделение по целям консультирования (практическая, учебная, исследовательская);

) разделение по широте охвата (общая, специальная);

) разделение по времени действия (краткосрочная, долгосрочная).

Финансовый инструментарий диагностики финансового состояния весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов.



2020-03-17 226 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)