Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования



2020-03-17 215 Обсуждений (0)
Результаты исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку-10 баллов - получил от судей признак, наиболее показательный для симптома

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты.

Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 8 фаз формирования «выгорания».

Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.

«НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5);

2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3);

3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1),-75(5);

4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5);

5. Эмоционально-нравственная дезорганизация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5);

6. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5 );

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).

«ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2);

2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10);

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10);

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).

Интерпретация результатов:

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 - до 30 баллов: 9 и менее баллов -не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, в какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37 - 60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов- сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Методика В. В. Бойко, направленная на определение уровня «эмоционального выгорания», показала, что выраженность каждого из симптомов, характеризующих фазы «выгорания», имеет определенный качественный разброс. Сводные данные по методике В. .В. Бойко в группе социальных педагогов представлены в приложении Е в таблице 1. Фаза напряжения сформирована у 35%, находится на стадии формирования у 30%. Фаза резистенции сформирована у 50%, находится на стадии формирования у 40%. Фаза истощения сформирована у 30%, находится на стадии формирования у 40%. Обобщенные данные по фазам представлены в таблице 1 и рисунке 1. Таким образом наглядно видно, что основная масса социальных педагогов находится на второй фазе эмоционального выгорания - на фазе «Резистенции».

 

Таблица 1 - Обобщенные данные фаз по методике В. В. Бойко

 

Не сформировавшаяся фаза.

Фаза в стадии формирования .

Сформировавшаяся фаза.

  человек % человек % человек %
Фаза «Напряжение» 21 35 18 30 21 35
Фаза «Резистенция» 6 10 24 40 30 50
Фаза «Истощение» 18 30 24 40 18 30

 


Рисунок 1 - Графическое представление обобщенных данных по методике В. В.

 

Бойко

Если рассмотреть подробно симптомы по фазам, то картина будет выглядеть следующим образом.

В фазе «Напряжение» наиболее выраженным, доминирующим симптомом является симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Он достигает 35%. Также тревожным обстоятельством является высокий процент доминирующего симптома «Тревога и депрессия» достигает 20%. Обобщенные данные по фазе «Напряжение» представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Обобщенные данные по симптомам в фазе «Напряжения»

Обобщенные данные по симптомам в фазе «Напряжение» Не сложившийся симптом (%) чел. Складывающийся симптом (%) чел Сложившийся симптом (%) чел. Доминирующий симптом (%) чел.
1.Переживание психотравмирующих обстоятельств 40 15 10 35
2. Неудовлетворенность собою 70 20 5 5
3. Загнанность в клетку 50 40 0 5
4. Тревога и депрессия 55 10 15 20

В фазе «Резистенция» наиболее выраженным, доминирующим симптомом является «Редукция профессиональных обязанностей». Он достигает 80%. Также тревожным обстоятельством является высокий процент доминирующего симптома «неадекватное избирательно-эмоциональное реагирование» у 40%. Обобщенные данные по фазе «Резистенция» представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Обобщенные данные по симптомам в фазе «Резистенция»

  Не сложившийся симптом (%) чел. Складывающийся симптом (%) чел Сложившийся симптом (%) чел. Доминирующий симптом (%) чел.
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 40 15 5 40
2. Эмоционально-нравственная дезорганизация 65 20 10 5
3. Расширение сферы экономии эмоций  40  15  20  25
4. Редукция профессиональных обязанностей 10 10 0 80

 

В фазе «Истощение» наиболее выраженным, доминирующим симптомом является симптом «Личностная отстраненность или деперсонализация». Он достигает 25% как доминирующий симптом и достигает 20% как складывающийся симптом. Также тревожным обстоятельством является высокий процент доминирующего симптома «психосоматические и психовегетативные нарушения» у 25%. Обобщенные данные по фазе «Истощение» представлены в таблице 4.


Таблица 4 - Обобщенные данные по симптомам в фазе «Истощение»

  Не сложившийся симптом (%) чел. Складывающийся симптом (%) чел Сложившийся симптом (%) чел. Доминирующий симптом (%) чел.
1. Эмоциональный дефицит 45 20 20 15
2. Эмоциональная отстраненность 40 25 20 15
3. Личностная отстраненность (деперсонализация) 30 25 20 25
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения 40 10 25 25

 

2 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера - Ханина)

Первичные данные по опроснику Спилбергера - Ханина обработаны и представлены в приложении Е в таблице2.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что в случае ситуативной тревожности высокий уровень тревожности составляет - 74%, средний уровень тревожности - 3%, низкий уровень ситуативной тревожности составляет - 23%. В случае личностной тревожности высокий уровень тревожности социальных педагогов составляет - 52%, средний уровень - 23%, низкий уровень личностной тревожности - 25%. Обобщенные данные, полученные по опроснику Спилбергера - Ханина, представлены в таблице 5 рисунках 2, 3.

 

Таблица 5 - Обобщенные данные по опроснику Спилбергера - Ханина

Уровень СТ (человек) ЛТ (человек)
Высокий 44 31
Средний 2 14
Низкий 14 15

 


Рисунок 2 - Графическое представление обобщенных данных по опроснику Спилбергера - Ханина (ситуативная тревожность)

 

Рисунок 3 Графическое представление обобщенных данных по опроснику Спилбергера-Ханина (личностная тревожность)

 

«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова)

Первичные данные по «Личностной шкале проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) обработаны и представлены в приложении 2 в таблице 2.

На основании полученных данных по «Личностной шкале проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) в выборках можно сделать следующий вывод: очень высокий уровень тревожности составляет - 32% от всего числа исследуемых, высокий уровень тревожности у 12%, средний уровень личностной тревожности у 53%, низкий уровень - 2%. Обобщенные данные, полученные по «Личностной шкале проявления тревоги», представлены в таблице 6 рисунке 3.

 

Таблица 6 - Обобщенные данные по «Личностной шкале проявления тревоги»

Уровень Количество человек
Очень высокий 20
Высокий 7
Средний 32
Низкий 1

 

Рисунок 3 Графическое представление обобщенных данных по «Личностной шкале проявления тревоги»

 

Для доказательства гипотезы «Существует взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и уровнем эмоционального выгорания у социальных педагогов» проведем анализ взаимосвязи количества набранных баллов по шкале «Эмоциональное выгорание» и уровня ситуативной тревожности в исследуемой группе.

Все исследуемые были разбиты на три группы, условно набравшие: 1 группа - от 231 балла до 146 баллов, 2 группа - от 146 баллов до 96 баллов, 3 группа - от 96 баллов до 36 баллов. В 1 группы попали 21 человек, во вторую группу - 27 человек, в третью группу - 12 человек. Результат полученного анализа представлен в таблице 7. В первой группе высоким уровнем эмоционального выгорания у 21 человека - высокий уровень эмоционального выгорания. Во второй группе у 23 человек - высокий уровень ситуативной тревожности, у 2 человек - средний уровень ситуативной тревожности, у 2 человек - низкий уровень ситуативной тревожности. В третьей группе все 12 человек имеют низкий уровень ситуативной тревожности. Поэтому, мы можем утверждать, что существует взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и уровнем эмоционального выгорания.

 

Таблица 7 - Соотношение уровня ситуативной тревожности и уровня эмоционального выгорания в группе.

Уровень ситуативной тревожности 1 группа (231-146 баллов) 2 группа (146-96 баллов) 3 группа (96-36 баллов)
Низкий   2 человека 12 человек
Высокий 21 человек 23 человека -
Средний - 2 человека -

 

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Все социальные педагоги, включенные в исследование, находятся на различных стадиях формирования синдрома «профессионального выгорания»

Фаза напряжения сформирована у 35%, находится на стадии формирования у 30%. Фаза резистенции сформирована у 50%, находится на стадии формирования у 40%. Фаза истощения сформирована у 30%, находится на стадии формирования у 40%. Таким образом, можно сделать вывод, что основная масса социальных педагогов находится на второй фазе эмоционального выгорания - на фазе «Резистенции».

В фазе «Напряжение» наиболее выраженным, доминирующим симптомом является симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Он достигает 35%. Также тревожным обстоятельством является высокий процент доминирующего симптома «Тревога и депрессия» достигает 20%. В фазе «Резистенция» наиболее выраженным, доминирующим симптомом является симптом «Редукция профессиональных обязанностей». Он достигает 80%. Также тревожным обстоятельством является высокий процент доминирующего симптома «неадекватное избирательно-эмоциональное реагирование» у 40%. В фазе «Истощение» наиболее выраженным, доминирующим симптомом является симптом «Личностная отстраненность или деперсонализация». Он достигает 25% как доминирующий симптом и достигает 20% как складывающийся симптом.

Также тревожным обстоятельством является высокий процент доминирующего симптома «психосоматические и психовегетативные нарушения» у 25%. Чем менее адекватно эмоциональное реагирование, тем сильнее редукция профессиональных обязанностей и больше деформируются отношения с коллегами и учениками, отмечается негативная оценка своей профессиональной деятельности, повышается уровень тревоги. Социальные педагоги переживают неудовлетворенность собой, испытывают такие чувства, как «загнанность в клетку», тревогу. Ощущение собственной беспомощности в подобных ситуациях приводит к усилению дискомфорта, человек переживает свою некомпетентность, утрату профессиональных качеств, испытывает сильное чувство вины. Чем больше социальные педагоги эмоционально отстранены от своих профессиональных обязанностей, тем сильнее включаются психосоматические защитные реакции; чем больше снижается эмоциональный тонус, тем меньше используются агрессивные реакции, вспышки гнева. Социальный педагог становится эмоционально безразличный к окружающим, пассивно относится к своей работе, с нежеланием выполняет профессиональные обязанности, что выливается в болезненные формы реагирования организма на сложившуюся ситуацию.

Иными словами, у социальных педагогов снижается эмоциональный тонус, деформируются чувства по отношению к ученикам и себе. Снижаются значимость собственных достижений, самооценка профессиональной мотивации. Наблюдаются снятие с себя ответственности или отстранение («уход») от обязанностей по отношению к другим, неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Например, у социальных педагогов может развиться отрицательное, обезличенное отношение к людям, с которыми они работают или появиться негативное отношение к себе из-за чувств, возникающих у них к детям. Чтобы избежать этих отрицательных эмоций, они уходят в себя, выполняют только минимальный объем работы и не хотят ни с кем ссориться. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, подавляются проявления гуманных форм поведения между людьми, что создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии. Это означает, что чем хуже относится к ученикам социальный педагог, тем больше он переживает психотравмирующие обстоятельства, испытывает неудовлетворенность собой, тревогу и депрессию, снижает значимость собственных достижений. Как следствие, человек испытывает сильное чувство вины.

На основании полученных данных по опроснику Спилбергера - Ханина в выборке показатель ситуативной тревожности (73%) значительно выше показателя личностной тревожности (52%) от всего числа испытуемых.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Так как показатель ситуативной тревожности в исследуемой выборке значительно выше показателя личностной тревожности, то можно предположить, что социальные педагоги в своей профессиональной деятельности испытывают такие эмоции, как напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность.

По результатам методики «Личностная шкала проявления тревоги» в выборке очень высокий уровень тревожности у 12% испытуемых, высокий уровень - у 12%, средний уровень тревожности у 53% испытуемых.

Для доказательства гипотезы «Существует взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и уровнем эмоционального выгорания у социальных педагогов» был проведен анализ взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и уровня ситуативной тревожности в исследуемой группе. Выявлена зависимость между количеством набранных баллов (Уровень эмоционального выгорания) и уровнем ситуативной тревожности. Таким образом, мы можем утверждать, что существует взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и уровнем эмоционального выгорания у социальных педагогов.




2020-03-17 215 Обсуждений (0)
Результаты исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)