Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель, задачи и методики исследования



2020-03-17 193 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Диагностика профессиональной адаптации социального педагога


Цель, задачи и методики исследования

 

Социальные педагоги ежедневно в процессе профессиональной деятельности подвергаются чрезвычайным стрессовым воздействиям в связи с постоянным и непосредственным контактом с неблагополучными людьми. Это обстоятельство в подавляющем большинстве случаев вызывает негативные эмоции, чрезвычайное психическое напряжение и физическую усталость, что способствует истощению психоэмоциональной сферы и развитию так называемого «синдрома эмоционального выгорания».

По современным представлениям, синдром «эмоционального выгорания» - это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Последствия «выгорания» социальных педагогов могут повлиять как на саму личность, так и профессиональную деятельность: ухудшается качество работы, утрачивается творческий подход к решению задач, растет число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдаются переход на другую работу, смена профессии. В большей степени данный синдром может развиться у женщин, что связано с их большей подверженностью влиянию стрессовых факторов, они более эмоциональны и чувствительны.

Объект - профессиональная адаптация

Предмет - взаимосвязь профессиональной адаптации с синдромом эмоционального выгорания и тревожности у социальных педагогов.

Целью исследования явилось изучение и эмоционального выгорания и тревожности как факторов профессиональной адаптации социальных педагогов.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Выделить проблемы, связанные с профессиональной адаптацией.

Выдвинуть гипотезы эмпирического решения проблемы.

Подобрать методики эмпирического исследования.

Подобрать выборку испытуемых и организовать ее эмпирическое обследование.

Обработать эмпирические материалы.

Сформулировать выводы.

Гипотеза: Эффективная профессиональная адаптация связана со снижением уровня тревожности и уровнем эмоционального выгорания. Существует взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и уровнем эмоционального выгорания у социальных педагогов.

Исследование осуществлено на основе тестирования 60 социальных педагогов.

Критерии включения: социальный педагог с высшим и средним образованием, женщина, со стажем работы до 1 года в возрасте 25-50 лет.

Использовали следующие методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера - Ханина), «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).

Ниже приводим описание использованных методик.

1 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» считается отчасти функциональным стереотипом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания.

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

2 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера - Ханина)

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [44].

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности [45, с.260]. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа [46, с. 560].

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова)

Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности.

Используемые методики дали возможность получить количественные данные и качественные результаты по показателям синдрома «эмоционального выгорания», уровня ситуативной и личностной тревожности.



2020-03-17 193 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель, задачи и методики исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)