Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы асимметричности информации



2020-03-17 276 Обсуждений (0)
Типы асимметричности информации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Выделяется три типа оппортунистического поведения, которые соответствуют разным видам асимметрии информации:

1.1. покупателю неизвестны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики» (hidden characteristics), которая может привести к неблагоприятному отбору (adverse selection);

1.2. скрытые действия (hidden action)/скрытая информация (hidden information), которые приводят к моральному риску (moral hazard) той стороны, которая обладает информацией;

.   скрытые намерения (hidden intentions) партнера по сделке таят в себе опасность третьего вида оппортунистического поведения - вымогательства (hold-up).

 

Примеры асимметричности информации

 

Приведём несколько примеров ассиметрии информации.

Кредитный рынок.

При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьёзных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может согласиться на любые процентные ставки, лишь бы заполучить кредит. Таким образом, снижается количество рисковых проектов, принимаемых для кредитования, и доля недобросовестных заемщиков.

Асимметрия информации на рынке страхования.

Здесь главным элементом заключения контракта между покупателем и продавцом - это неопределённость. Так как невозможно разделить всех клиентов по степени риска, страховые компании устанавливают для всех единый размер страхового взноса. Естественно, что клиенты с более низкой степенью риска переплачивают за риск, чем те у кого риск намного выше. Таким образом, при отсутствии информации о клиентах страхователь осуществляет «ухудшающий отбор». Можно было бы попробовать избежать этой ситуации, допустим, если бы участники рынка располагали одинаковой информацией о рынке. Но такое изначально невозможно. Следствием ухудшающего отбора является неэффективная работа рынка, неэффективное размещение ресурсов, а сам «ухудшающий отбор» является в свою очередь, следствием информационной асимметрии. С проблемой «ухудшающего отбора» и информационного неравенства также связан случай так называемого «морального риска», о которомы мы в дальнейшем будем подробно говорить. Ну а в качестве примера можно сказать, что приобретение страховки индивидом может побудить его чаще рисковать. И в дальнейшем, у страховой компании возрастают расходы. Это приведёт к увеличению размера страхового взноса для всех, а не только для виновника увеличения расходов. Из вышесказанного следует, что рынок страхования в условиях асимметрии информации является неэффективным.

Рассмотрев общую причину морального риска - ассиметричность информации, необходимо так же рассмотреть виды трансакций, так как моральный риск распространяется на виды агентских отношений по-разному, в зависимости от типа трансакции, вида сделки и пр.


Рыночные трансакции

 

В русской литературе единого определения слова «трансакция» нет. Есть множество значений этого слова. Есть даже два способа его написания «трансакция» и «транзакция». Будем пользоваться словом «трансакция», так как именно это слово конфигурирует в разных источниках. Само по себе слово происходит от английского transaction - «дело, сделка, соглашение». Дадим несколько определений трансакции. Как правило, данным термином обозначается совершение сделки, заключения соглашения, которые сопровождаются обычно взаимными уступками. В некоторых случаях трансакцией обозначают банковскую операцию, состоящей в переводе денежных средств с одного счета на другой. Трансакция это ещё и ведение дел, изменяющих финансовое состояние компании. Безусловно, можно дополнить что категория «трансакция», связана с теорией трансакционных издержке.

Необходимо сделать небольшое допущение. В большинстве своём основоположники теории трансакционных издержек, конечно применяют понятие трансакции, но не особо уделяют внимание самой категории трансакции. Например, в статьях «Природа Фирмы» и «Проблемы социальных издержек» Р. Коуз отмечает, что в процессе трансакций между людьми возникают издержки величина которых зависит от социальных факторов (институтов). В статье «Природа Фирмы» (1937 г.), Коуз определяет трасакционные издержки как затраты использования механизм цен», «издержки осуществления трасакций обмена на открытом рынке», «издержки рыночных трасакций».

Естественно, что прежде чем осуществить рыночную трансакцию, нужно определить того, с кем желательно заключить сделку или договор, объяснить условия сделки, провести переговоры, собрать информационные данные, подобрать правильную аргументацию для составления контракта, и всё это делается для того что бы убедиться в том, что условия контракта будут выполняться.

 

Теория Дж. Коммонса

 

Большое значение трансакциям уделял Джон Коммонс, представитель старого институционализма. В своих исследованиях он обращал большое внимание на правовые факторы. У него даже есть теория, так и называется: «Теория трансакций». Это его главная научная заслуга. В основе этой теории лежит идея редкости ресурсов. Естественно, раз ресурс редкий, то у хозяйствующих субъектов возникает конфликт по поводу их использования. Этот конфликт решается путём совершения трансакций, представляющие собой базовые институты общества. Не будь институтов, конфликт бы перерос во всеобщее насилие людей друг над другом, в дальнейшем это бы сильно отразилось экономическим и социальным ущербом. По мнению Дж. Комманса, трансакция - является основной категорией экономической науки. По его словам «трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом». Различие между обменом и трансакцией указывает на различие между физическим перемещением благ и перемещением прав собственности на эти блага.

 

Типы трансакций

 

Трансакции, в свою очередь, подразделяются на управленческие, рационирующие и рыночные. Дадим краткую характеристику каждой из видов трансакций.

Управленческая трансакция, напротив, предполагает правовое преимущества одного из контрагентов, которому принадлежит право принятия решения. Этот вид трансакции строится на основе отношений управления - подчинения. Примерами таких отношений являются отношения между рабовладельцем и рабом, начальником и подчиненным, мастером и учеником, и т.д. Управленческие трансакции играют ведущую роль в фирмах, государственных структурах и других организациях, базирующихся на иерархических отношениях.

Рационирующая трансакция похожа на управленческую трансакцию, поскольку также предполагает асимметричность правового статуса контрагентов. Специфика рационирующей трансакции состоит в том, что стороной, наделенной исключительными полномочиями принятия решений, является некий коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав собственности. Этим органом является государство. Типовыми примерами рационирующей трансакции являются налоги или судебные решения, перераспределяющие богатства от одной стороны к другой.

Фактический ход осуществления трансакций зависит от «работающих правил» [workable rules], представляющих собой различные судебные нормы. Эти нормы отчасти спонтанно эволюционируют, в результате конкретных судебных решений, принятых после обращения в суд участников трансакций, а отчасти - формируются искусственно, посредством соответствующих государственных постановлений. Государство, по Дж. Коммонсу, играет большую роль и как орган, примиряющий интересы стороны трансакций, и как сила, принуждающая к выполнению обязательств, взятых на себя участниками трансакций. Таким образом, государство способствует более гармоничному разрешению конфликтов между коллективными группами хозяйствующих субъектов.

Такова теория трансакций Дж. Комманса.

Рассмотрев понятие трансакция, и уточнив некоторые её аспекты, мы можем перейти к следующей главе данной курсовой работы.

 


Рыночные трансакции

моральный риск рыночный трансакция

Рассмотрим рыночные трансакции отдельно. Суть рыночных трансакий в данной теме важна, потому что в каждом виде трансакции свои характеристики, и, следовательно, со стороны морального риска, будет отдельный подход к каждому виду.

Рыночная трансакция (по Коммонсу) - это единственный вид трансакции, предполагающий одинаковый правовой статус ее участников (контрагентов). Это означает, что для осуществления рыночной трансакции необходимо взаимное добровольное согласие контрагентов ее совершить. Иными словами, рыночная трансакция представляет собой обмен правами собственности на блага, происходящий на основе добровольного соглашения обеих сторон этой трансакции.

Этот тип трансакции характеризуется симметричностью отношений контрагентов, отсутствием оппортунизма и симметричностью отношений. Так же стоит отметить, что государство - невидимый участник всех рыночных трансакций: оно осуществляет спецификацию прав собственности посредством принятия хозяйственного законодательства. В качестве примеров рыночных трансакций можно привести любые сделки на свободных рынках - закупки потребительских благ, предоставление кредита, наем на работу и так далее.

 

 


Моральный риск

Теория контрактов распадается на два больших блока, связанные с проблемами ex ante и ex post контрактных отношений. В первом случае речь идет о том, как подобрать наилучшего партнера, по тем или иным критериям, а во втором речь идёт уже о том, как заключить оптимальный контракт. В теории ex ante речь идет о решении проблемы оппортунизма экономических агентов, препятствующего заключению эффективных сделок. Выделяется два вида оппортунизма это предконтрактный и постконтрактный.

Предконтрактный оппортунизм - оппортунизм, с которым экономические агенты пытаются справиться на стадии так сказать поиска партнёра для совершения сделки. В свою очередь постконтрактынй оппортунизм, - это разновидность оппортунизма, против которой направлены усилия экономических агентов на стадии заключения контракта с уже найденным партнером.

 

Рис. 1. Увязка основных понятий теории агентских отношений

 



2020-03-17 276 Обсуждений (0)
Типы асимметричности информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы асимметричности информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)