Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе



2020-03-17 336 Обсуждений (0)
Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя». [4, 45-46]

Как указывает М.Н. Перова, в различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но чёткая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В такой классификации, основанием которой является содержание обучения и воспитания, можно представить следующие типы игр:

.   игры по сенсорному воспитанию;

.   словесные игры;

.   игры по ознакомлению с природой;

.   по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

.   игры с дидактическими игрушками;

.   настольно - печатные игры;

.   словесные игры;

.   псевдосюжетные игры.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

.   игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

.   игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания;

.   игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним;

.   игры, включающие элементы поиска и творчества.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.

Д.Б. Эльконин условно выделяет несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

.   Игры - путешествия;

.   Игры - поручения;

.   Игры - предположения;

.   Игры - загадки;

.   Игры - беседы (игры-диалоги);

Дадим характеристику разных типов дидактических игр по классификации В.И. Минскина.

Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра - путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

Роль педагога в такой игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра - путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В игре - путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры - предположения «Что было бы.?» или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы.?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры - загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры - беседы (диалоги). В основе игры - беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре - беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра - беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Ценность игры - беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра - беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике в обучении младших школьников наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Как утверждает Е.В. Карпова, на уроках в начальной школе чаще всего используются следующие виды дидактических игр:

§ развивающие, так как они направлены на развитие личности учащегося;

§ коллективные, так как они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям младшего школьного возраста;

§ индивидуальные, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю - диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;

§ подвижные, так как учащиеся младших классов в большей степени подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;

§ тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;

§ «скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;

§ игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях в начальной школе должны лежать следующие принципы.

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у ребёнка или группы детей младшего школьного возраста стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях в начальной школе дидактическим играм:

Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать, какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ученики должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

Игра - не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

Игра - средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.

Как указывает В.Г. Коваленко, руководство дидактическими играми осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к игре входит:

Ø отбор игры в соответствии с задачами обучения;

Ø установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения детей;

Ø определение наиболее удобного времени проведения игры;

Ø выбор места игры, где дети могут играть, не мешая другим;

Ø определение количества играющих;

Ø подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

Ø подготовка к игре самого педагога, которая включает изучение и осмысление всего хода игры, своего места в игре, методов руководства игрой;

Ø подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение игр включает:

Ø ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использоваться в игре;

Ø объяснения хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

Ø показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять детей действия, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

Ø определение роли учителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

Ø подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве игрой, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности. При подведении итогов учитель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

В конце игры педагог спрашивает детей и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, и она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Отсюда следует, что знание методики проведения дидактических игр играет очень большую роль в изучении лингвистического материала в начальной школе.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учёбе.

 



2020-03-17 336 Обсуждений (0)
Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)