Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты опытно-экспериментальной работы



2020-03-17 172 Обсуждений (0)
Результаты опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные, строительные, игра - труд, игра - общение, словесные, музыкальные игры, интеллектуальные, художественные, игры - драматизации, подвижные, спортивные.

В нашем исследовании примем за основу классификацию игр, предложенною Д. Б. Элькониным, Ф. Н. Блехером и другими авторами. Они предлагают все игры подразделить на творческие, подвижные и дидактические. Данная классификация наиболее полно удовлетворяет цели нашего исследования, так как дидактические игры, представляющие для нас наибольший интерес, выделены в отдельную группу игр.[35]

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в новое определённое русло.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.[15]

Роль игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые приемы, использующие программный материал и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов ученика.

Для определения порядка действия и регулирования поведения учащихся, для создания рабочей обстановки на уроке при составлении дидактических игр продумываются определённые правила, которые разрабатываются с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, а школьникам даёт моральное и умственное удовлетворение.[14]

Заметим также, что «все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру». Это отмечает В. Г. Коваленко в своей книге «Дидактические игры на уроках математики».[17] Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, целесообразно составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективности, приводят к желаемому результату.

К дидактическим играм относятся игры - упражнения, которые так же проводятся непосредственно на уроке, но занимают значительно меньше времени. Они направлены лишь на совершенствование определённых познавательных способностей учащихся. К таким играм относятся разнообразные викторины, кроссворды, шарады, чайнворды и другие. Игры - упражнения не требуют длительной подготовки и занимают меньше времени в процессе урочного преподавания.

В. Г. Коваленко и Е. С. Маклах в ряде своих работ отводят в учебном процессе место играм сюжетным, объясняя это тем, что в них представляются широкие возможности для развития свободной фантазии школьников, во время этих игр в большей степени испытывают удовлетворение и радость познания, потому что игровые действия сопровождаются элементами занимательности, необычности, поиска и загадки.[17]

Подобное разграничение игр не означает, что в практике педагогической работы они обособлены: сюжетные игры сочетаются с дидактическими, игры - упражнения являются составной частью дидактических.

Из опыта работы учителей следует, что элементы игры, соревнования, включённые занятия, оказывают заметное влияние на деятельности учащихся 5 - 8 классов. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создаёт дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворённости, чувства коллективизма.[16]

Успешность изучения школьного курса математики в значительной мере зависит от того, какими средствами и методами ведётся обучение. Идеи, заложенные в действующей программе и учебниках, не могут быть усвоены учащимися с должной глубиной, если само обучение математике не строится на основе возбуждения познавательной активности школьников, а ведётся пусть даже при активной деятельности учащихся. Одним из средств повышения активности обучения математике является организация игровой деятельности, использование игровых элементов на уроках. При включении игр в процесс обучения математики, возможно, самым естественным образом формировать у школьников творческую активность на ряду с реализацией одной из основных целей обучения математике - формированию математических знаний, умений и навыков. Поэтому всякая игра, которая предлагается учащимся, должна научить или закрепить математические знания, вызвать интерес, творческое отношение к учебной деятельности.

Включение в урок математики игр и игровых ситуаций, считает Г.Ф. Гулякевич (учитель - методист), делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.[11]

При каких же условиях целесообразно применять игровую форму занятий?

Школьная математика, достаточно связанная, выдержанная система определений, правил и теорем. Логическая последовательность её такова, каждое новое определение, правило, теорема опирается на предыдущее, ранее введённые, доказанные. Эта связанность всех разделов, их взаимозависимость и дополняемость, нетерпимость к пробелам и пропускам порождает ту особенность математики как школьного предмета, которая чаще всего является причиной неуспехов учащихся и, как следствие этого, причиной интереса к ней. Но предмет математики - это умственных задач, каждая из которых требует обоснований, доказательств, аргументаций, то есть приложения умственных усилий, настойчивости, воли и других качеств личности.[12]

Эти особенности математики создают благоприятные условия активности мышления, но в то же время они нередко служат и основной причиной возникновения пассивности. Введение игровых элементов может помочь разрушить интеллектуальную пассивность учащихся.

Включение игры в число средств, используемых учителем на уроках математики, позволит успешное решение следующих образовательных и воспитательных задач урока:

.   Расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков.

.   Повторение и закрепление теоретического материала как в течении учебного года, так и при обзорном повторении пройденного за год.

.   Развитие организаторских, коммуникативных качеств личности.

.   Формирование ответственного отношения к учению.

.   Развитие познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к математике.[17]

Психологами установлено, что около 80 % школьников самыми любимыми и интересными считают сюжетно - ролевые или творческие игры.[8] Сюжетно-ролевые игры - это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в лётчиков, в пограничников, в школу, в библиотеку, в космонавтов и т.д. В сюжетно-ролевых играх дети отражают нашу действительность, показывают людей в быту, в труде, общественной жизни. В играх дети определяют своё отношение к изображаемым явлениям жизни, к персонажам художественной литературы.

Ролевая игра выступает как педагогическое средство:

1.  Благодаря влиянию, которое она оказывает на детей содержанием познавательной и нравственной информации, заключённой в тематике;

2. Через подражание воспроизводимому нравственному образцу;

.   Самим процессом игры как деятельность, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, установления отношений, самоограничения во имя результативного взаимодействия.[5]

К сюжетно-ролевым играм, используемых при обучении математике, относятся, например, игры - драматизации («Геометрический съезд»), математические сказки ( «Дед равняло», «Кощей Бессмертный»), деловые игры

(«Проектировщик», «Экономист»), сюжетные игры - соревнования («Математический съезд», «Математические следопыты»).

Психологами установлено, что в ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребёнок выступает в позиции человека, от которого зависит успех всего коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребёнка безразличное или отрицательное отношение к учёбе. В математике имеются большие возможности для проведения игр-соревнований. Содержание предмета позволяет соревноваться в быстроте и правильности устного счёта; в оригинальности и полноте решений задач; в знании математической терминологии; в решении задач на смекалку и так далее.[3]

Причём сами соревнования могут носить различный характер: эстафеты, конкурсы смекалистых, викторины, личные первенства в какой-либо сфере деятельности по математике и так далее.

Специфика сюжетных игр-соревнований заключается в следующем:

а) в отличие от эстафеты, викторин и других известных математических соревнований данная игра имеет долговременный характер, она занимает полностью весь урок;

б) во время разыгрывания привлекательных для учащихся ролей они, как правило, легко, с большим желанием включаются в выполнение трудных и неинтересных для них в других условиях заданий;

в) ответственность не только за результат своего труда, но и за результат работы группы заставляет работать собранно и быстро;

г) сюжетно - ролевые игры-соревнования имеют достаточно большой обучающий эффект, так как сценарием игры предусматривается оказание оперативной помощи отстающим;

д) игра-соревнование делает наглядным отрицательные поступки отдельных детей. Эти поступки становятся препятствиями, мешающими всему коллективу продвигаться вперёд. Тем самым общественная оценка поступков каждого ребёнка делает более опредёлённой. [14]

Из анализа игр, описанных в методической литературе, следует, что проведение сюжетно - ролевых игр требует тщательной подготовки и учителя, и учащихся. Подготовка складывается из следующих моментов:

)   создание игрового органа, например, штаба, для привлечения ребят к активному обсуждению хода игры-соревнования. Педагог может вовремя прислушаться к общественному мнению детей, вместе с ними наметить возможные варианты продвижения в соревновании, а также оказания помощи отстающим;

)   разработка сценария игры, в котором продумывается сюжет, согласно сюжету намечаются роли, расшифровывается ввод в игру и переход от одного этапа к другому, форма подведения итогов;

)   подбор на основании сценария оборудования игры.[14]

Но какое бы положительное значение не имела сюжетно - ролевая игра, она может оказаться совершенно нейтральной и не принятой детьми, если не соблюдены наиболее важные педагогические и методические требования её организации:

.   Содержание сюжетно - ролевой игры и её условия должны быть ясными и доступными для детей данного возраста.

.   При проведении игры продумывается форма обеспечения контроля за её результатами со стороны всего коллектива учеников или игровых органов. Например, учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности о самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и недовольству участников игры.

.   При подведении итогов сюжетно - ролевой игры - соревнования педагог вместе с игровыми органами продумывает возможности для поощрения и одобрения всех соревнующихся групп по разным показателям: одну группу за учёбу, другую за инициативу, третью за хорошую дружбу.

.   В организации игры-соревнования используются методические приёмы, способствующие «приглушению» действия «спортивного» мотива поощрения детей за помощь отстающим коллективам, ввод элементов игры с ролями, содержание которых сводится к проявлению участия, чуткости.

.   Сюжет игры разрабатывается с учётом возраста детей. Очень нравится ребятам, когда в игре сохраняется смеховое начало. Подчас отдельные образы, сюжеты в гротеском, юмористическом плане, когда игра содержит в своём сюжете какую-то интригу, преодоление какого-то препятствия, достаточно сложного для детей данного возраста.[16]

Среди большого разнообразия игр ряд авторов отдают предпочтение при обучении математике интеллектуально - развивающим играм, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Под интеллектуально - развивающими играми понимают игры, творческая задача которых заключается в развитии операционной стороны интеллекта, психических функций, приёмов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально - развивающих игр является наличие в них скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления. Интеллектуально - развивающие можно разделить на викторины, фокусы, ребусы, головоломки.[15]

Остановимся на головоломках, которые можно применять на уроках математики.

Головоломки - это отдельные игры, заключающие в себе довольно трудные задачи, для решения которых нужно много думать, причём здесь нужно как знание наук, так и просто смекалка и сообразительность.

Головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки, задачи со спичками), буквенными (анаграммы, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Геометрические головоломки в 5-6 классах содействуют изучению начальной геометрии, помогают закрепить и развить дальше геометрические представления о величине, форме, положении предметов и их частей в пространстве, установить о равенстве и неравенстве геометрических фигур, подойти к измерению величин. Интеллектуальные игры с палочками, спичками, лучинками являются хорошим материалом для пространственно-комбинационных упражнений и развития представлений о ряде свойств геометрических фигур. В этих играх даются задачи, например: составление рисунков из определённого числа спичек (из 9 спичек составить квадрат и 5 треугольников) или решение задач на перестановку спичек для получения новой фигуры (переложить 5 палочек так, чтобы из вазы получился телевизор), есть задачи - шутки (из восьми спичек сделать три или из трёх спичек, не ломая их, сделать четыре).[5]

Головоломки на перегибание и складывание листа бумаги развивают комбинационно - конструктивные способности детей и знакомят со свойствами ряда геометрических фигур - квадрата, прямоугольника, треугольника и так далее.

К арифметическим головоломкам относятся магические и занимательные квадраты и арифметические лабиринты.

«Магические квадраты» - это занимательная форма тренировки в сложении, вычитании и размещении чисел.

В своей книге «Спасибо за урок, дети!» А.А. Окунев рассматривает возможность использования занимательных квадратов в самом начале урока. Например: после изучения действий с обыкновенными дробями учащимся предлагается начертить в тетради квадрат, сторона которого 3 клетки. Затем показывается квадрат с числами. Учащиеся должны обнаружить закономерность его составления и запомнить все числа (на это даётся 1 минута), а затем по команде записать их в своём квадрате.

В процессе наблюдения ребят обнаруживают такие интересные закономерности составления таблицы:

 

10 15  
5    
25 20  

1)
Числа 10, 15, 20, 25 кратны 5 (оно в центре);

2) Числа  - среднее арифметическое двух соседних чисел.

А. А. Окунев считает, что «появление на уроках игры, которая обычно предлагалась на внеклассных занятиях, - неожиданность. Такое начало урока позволяет включить в работу весь класс, кроме того, способствует тренировке зрительной памяти, наблюдательности, учит поиску закономерностей составления таблицы, а также помогает отрабатывать действия с дробями».[21, 136]

На протяжении урока, особенно при переходе от одной его части к другой, смене деятельности, занимательные квадраты могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.

Из многообразия математических головоломок наиболее доступными и интересными в младшем школьном возрасте являются загадки, задачи - шутки, задачи на смекалку.

Задачи - шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи замаскирована внешними условиями, как правило, второстепенными.

Назначение загадок и задач - шуток состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Результат решения детьми задач - шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, от умения видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять ребёнку смысл задачи - шутки поможет создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче.[15]

Во время урока математики задачи - шутки могут быть предложены детям в самом начале урока в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на уроке, активности.

Задачи - шутки используются педагогами в ходе урока математики с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом занимательный материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей.[9]

Анализ педагогической литературы и опыта учителей показал, что интеллектуальные игры до недавнего времени использовали лишь на занятиях математического кружка, да при проведении тематических вечеров, а возможности использования интеллектуальной игры в учебном процессе недооценивались. Однако, значительная часть интеллектуальных игр позволяет учителю в оригинальной форме сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить приобретенные навыки. И, конечно, самое главное - это то, что методически правильно подобранные и к месту использованные интеллектуальные игры способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям; учат выдвигать гипотезы, обосновывать их, дискутировать; формируют поисковые подходы к решению любой задачи.

В ходе решения головоломок дети овладевают такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения. Обучение в этом случае направляется на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.[9]

Некоторые интеллектуальные игры требуют много учебного времени, то целесообразно их использовать в качестве творческого домашнего задания.

Таким образом, анализ педагогической литературы и опыта учителей показал, что дидактические игры до недавнего времени использовали лишь на занятиях математического кружка, да при проведении тематических вечеров, а возможности использования игры в учебном процессе недооценивались. Однако значительная часть дидактических игр позволяет учителю в оригинальной форме сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить приобретенные навыки. И, конечно, самое главное - это то, что методически правильно подобранные и к месту использованные игры способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям; учат выдвигать гипотезы, обосновывать их, дискутировать; формируют поисковые подходы к решению любой задачи.

 




2020-03-17 172 Обсуждений (0)
Результаты опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты опытно-экспериментальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)