Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольная диагностика познавательного интереса. Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик



2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Контрольная диагностика познавательного интереса. Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В апреле 2013 года нами была проведена контрольная диагностика учеников 6 «Б» класса, в Куртамышской основной общеобразовательной кадетской школе - интернате, преподаватель математики 6 «Б» класса - Добрыдина Ольга Николаевна. Исследование проводилось с целью выявления интереса учащихся к математике, а так же степени значимости этого предмета для них. С этой целью были проведены: ранжирование (см. приложение 1), анкета, состоящая из восьми вопросов (см. приложение 2) и тест А.С. Спиваковской «Эмоциональный подъём» (см. приложение 3). На момент проведения контрольной диагностики в классе было 18 человек.

В контрольной диагностики при анализе ранжирования, результаты показали, что 10 человек поставили предмет «математика» на первое место, 5 человек на 2-3 место и 3 человека всего лишь на пятое. Результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Результат ранжирование контрольной диагностики на выявление отношения к предмету математика.

Ф.И.О. Рус яз. ИнЯз. Мат-ка История Экология Труд Биология География ОБЖ Лит-ра
Надежда А. 4 9 1 7 5 10 6 8 2 3
Елена В. 4 5 1 3 6 8 10 2 9 7
Сергей Г. 5 7 2 4 1 6 9 10 3 8
Никита Г. 9 2 3 6 4 1 10 8 5 7
Андрей Г. 8 1 5 2 4 7 9 10 3 6
Александр Е. 10 5 2 7 4 1 8 9 3 6
Владислав Ж. 4 6 1 3 9 2 10 5 7 8
Андрей К. 6 2 5 4 3 8 9 7 1 10
Владимир К. 3 5 1 7 10 4 8 9 6 2
Вячеслав М. 6 10 1 2 7 3 8 4 9 5
Константин М. 4 8 3 7 2 6 1 9 5 10
Ирина О. 2 6 1 10 5 9 4 8 3 7
Татьяна О. 7 4 1 8 5 2 9 6 3 10
Юлия Т. 9 2 1 4 3 8 5 6 7 10
Ксения А. 1 4 3 5 6 7 8 9 10 2
Елена П. 3 8 1 6 4 10 2 7 5 9
Дмитрий С. 2 10 5 3 7 4 9 6 1 8
Анна Ф. 6 7 1 9 3 5 8 10 4 2

 

Так же было проведено анкетирование, где при анализе результатов были выявлены следующие результаты:

На этот вопрос 81% учащихся ответили, предмет математика им нравится и 19% ответили, что не очень. «Нет» не ответил не один ученик.

% ответили, что им интересно; «Люблю решать» ответили 13%; то, что предмет математика заставляет думать ответили 9%; 18% учащихся ответили, что математика им нравится лишь тогда, когда лёгкая тема и они её понимают и 5 % ответили, что затрудняются в объяснении.

% ответили, что математика им нужна, 7% - затрудняются ответить и ответ «Нет» ни дал, ни один учащийся. Почти весь класс уверен, что им нужна математика, лишь небольшая часть затрудняются ответить.

Из предложенных вариантов-30% ответили, что математика пригодится им в жизни, это говорит о том, что эти учащиеся не знают специфику предмета, лишь знают поверхностно о значимость предмета; 66% ответили что, математика нужна им для будущей профессии, можно сказать, что они точно определили значимость предмета математики и понимают её место в жизни и мире профессий. «Быть умным» ответили 6%.

Получили следующие ответы: «Да» - 28%; «Иногда» ответили 36%; «Очень редко» - 24% и не нуждаются в помощи всего 12%.

% оценили свои знания «хорошо»; 39% ответили, что знают слабо, и никто из учащихся не оценил свои знания «на отлично».

% признают, что причиной их неуспехов и неудач является лень; 46% считают причиной, свою невнимательность; 12% затрудняются назвать причину. Ответ «Небрежность» ни дал, ни один учащийся.

% ответили «Да» и всего 6% «Не знаю».

Данные анкеты показали, что математика как предмет им нравится, и большинство уже могут объяснить более конкретно, почему именно он им нравится. Объяснения, которые дают учащиеся, показывают, что они уже более информированы о специфике математики, и они действительно хотят улучшить свои знания.

При проведении теста «Эмоциональный подъём», в работе так же отражено 4 дня, и анализе результатов было выявлено:

В первый день после урока математики было выявлено, что всего 12% были равнодушны к уроку, 65% - понравилось; 23% были удивлены и скучно ни кому не было.

Во второй день мы получили такие результаты: 45% -понравилось, 24% - равнодушны, 31% были удивлены , скучающих не было.

Третий день: 61% понравился урок, 33% были удивлены и 6% посчитали урок скучным.

И на четвёртый день 36% - понравился урок математики, 6% урок был скучен, 52% были удивлены и 6% были равнодушны к уроку.

Таким образом, можно сказать, что во время диагностирования обучающиеся показали: насколько они стали понимать математику и насколько смогли объяснить значение математики в учебной деятельности. Оказывается, что математика может быть интересней, чем есть на самом деле. Её можно не просто учить, а учить играя. Объяснения, которые дают учащиеся, а так же их эмоциональное отношение показывают, что они не знали и не задумывались о том, что даже сам процесс решения может доставить удовольствие. Математика для большинства учащихся стала наиболее важной и стала на первом месте. Ответы школьников на вопросы анкеты стали наиболее чёткими. Процент желающих улучшить свои результаты по предмету возрос почти до 100%. И конечно, эмоции, которые ученики испытывают на уроке, заставляют детей работать лучше. Равнодушных к урокам математики стало меньше.

После проведения контрольной диагностики, нами был проведён сравнительный анализ результатов обоих диагностик. При сравнительном анализе ранжирования выяснилось, что при использовании дидактических игр на уроке математики учащимся стал более интересен предмет и при вторичном диагностировании они поставили его для себя более интересным и важным, чем при первичном. В таблице 3 отмечено, как изменилось отношение учащихся к предмету математика.

 

Таблица 3.- первичная диагностика- контрольная диагностика

Сравнительный анализ результатов ранжирования на выявление отношения учащихся к предмету математика.

Предмет Ф.И.О.

Рус яз.

Ин яз.

Мат-ка

История

Экология

Труд

Биология

География

ОБЖ

Лит-ра

  I II I II I II I II I II I II I II I II I II I II
Надежда А. 8 4 1 9 4 1 9 7 5 5 10 10 6 6 3 8 7 2 2 3
Елена В. 2 4 6 5 1 1 10 3 8 6 9 8 4 10 5 2 3 9 7 7
Сергей Г. 6 5 1 7 5 2 9 4 4 1 8 6 3 9 7 10 2 3 10 8
Никита Г. 6 9 10 2 4 3 2 6 7 4 3 1 8 10 4 8 9 5 5 7
Андрей Г. 4 8 8 1 5 5 7 2 2 4 6 7 1 9 9 10 5 3 10 6
Александр Е. 2 10 6 5 7 2 10 7 5 4 9 1 4 8 8 9 3 3 7 6
Владислав Ж. 7 4 4 6 4 1 8 3 5 9 2 2 9 10 6 5 3 7 10 8
Андрей К. 9 6 2 2 6 5 4 4 3 3 8 8 5 9 6 7 7 1 10 10
Владимир К. 1 3 4 5 5 1 5 7 6 10 7 4 8 8 9 9 10 6 2 2
Вячеслав М. 3 6 8 10 7 1 6 2 4 7 10 3 2 8 7 4 5 9 9 5
Константин М. 2 4 10 8 5 3 3 7 7 2 4 6 9 1 6 9 1 5 8 10
Ирина О. 6 2 7 6 1 1 9 10 3 5 5 9 8 4 10 8 4 3 2 7
Татьяна О. 6 7 10 4 4 1 2 8 5 5 9 2 7 9 1 6 8 3 3 10
Юлия Т. 5 9 8 2 7 1 1 4 6 3 2 8 10 5 3 6 9 7 4 10
Ксения А. 7 1 2 4 4 3 8 5 3 6 9 7 5 8 10 9 6 10 1 2
Елена П. 2 3 7 8 6 1 6 6 9 4 5 10 8 2 4 7 10 5 3 9
Дмитрий С. 4 2 10 10 6 5 5 3 1 7 7 4 2 9 8 6 3 1 9 8
Анна Ф. 6 6 1 7 5 1 2 9 7 3 3 5 8 8 4 10 9 4 10 2

 

При сравнении вопросов анкет при первичной диагностике и вторичной, наблюдается положительная динамика. Процент интереса к математике увеличивается и уже большее количество учеников желает повысить свои знания по математике.

Изменения результатов ответов на вопросы представлены в гистограммах.

На первый вопрос интерес к математике как к предмету возрос на 9%, такая динамика очень радует.

После проведения уроков математики с использованием дидактических игр результат контрольного анкетирования показал, что многим стал интересен предмет «математика», им стало нравиться решать. Интерес к математике возрос на 15% - это значимый результат за столь короткий срок.

Конечно, и при анализе первичной диагностики большая часть считали, что им нужна математика, но, то, что это число учащихся стало больше после контрольной диагностики, не может, ни радовать.

Конечно, в этом возрасте ещё нет конкретной ориентации на какую-то определённую профессию, но всё же процент учеников считающих, что математика нужна только для того что бы быть умным не увеличился, а возрос процент понимания, что во многих профессиях нужна математика.

Число учащихся, которые нуждались в помощи при выполнении домашнего задания уменьшилось на 4%; учащиеся которые иногда пользовались помощью уменьшилось на 14%. Учащиеся, которые пользуются очень редко или вообще не пользуются помощью возросло на 18%.

Пусть процент учащихся, которые стали оценивать свои знания не так высок, как хотелось бы, всего 6%, но зато виден явно прогресс в обучении математики.

В том, что возрос процент именно невнимательности, объясняется тем, что в игре ребёнок не всегда правильно понимает правила или начинает торопиться при выполнении задания и волноваться, поэтому не всегда замечает какой-то элемент, который необходим при решении задачи.

В данной гистограмме хорошо видно, что количество желающих и заинтересованных улучшить свои знания в области математики   значительно возросло.

При сравнительном анализе анкет выявляется положительная динамика в отношении предмета математики. В ответах обучающихся виден не поддельный интерес к изучаемому материалу на уроках математики.

Для того что бы узнать как изменилось эмоциональное состояние ребят на уроках математики, сравним результаты теста «Эмоциональный подъём».

В общем можно сказать, что предмет математик явно стал вызывать больший интерес после включения в занятия дидактических игр, чем до этого. Это чётко проявляется в сравнительном анализе. Изменилось не только отношение к математике, но и само эмоциональное состояние. Если учитель иногда и правильно будет включать в свою работу такой вид занятий, то постепенно познавательный интерес будет расти к урокам математики, что благоприятно скажется на успеваемости школьников. Конечно, если учитель уже легко владеет навыком проведения игр, то не стоит насыщать занятия математики играми, иначе интерес наоборот начнёт угасать, школьники просто напросто потеряют интерес к играм или же сам учебный материал отойдёт на второй план, что допускать категорически нельзя.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, познавательный интерес - важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.

Развитие познавательных процессов школьников основывается на создании интереса к предмету. Умелое применение учителем знаний по психологии, педагогике и по предмету в целом, дают гарантию результативности образовательного процесса.

В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Актуальность темы в том, что математика является важнейшей наукой и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителя серьезно относятся к обучению математике, делая уроки насыщенными. Помимо того, что дидактические игры на уроках математики способствуют развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, они также играют немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Анализ педагогической литературы и опыта учителей показал, что дидактические игры до недавнего времени использовали лишь на занятиях математического кружка, да при проведении тематических вечеров, а возможности использования игры в учебном процессе недооценивались. Однако значительная часть дидактических игр позволяет учителю в оригинальной форме сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить приобретенные навыки. И, конечно, самое главное - это то, что методически правильно подобранные и к месту использованные игры способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям; учат выдвигать гипотезы, обосновывать их, дискутировать; формируют поисковые подходы к решению любой задачи.

При проведении практической работы в шестом классе, мы доказали, что дидактические игры являются одним из наиболее эффективных способов повышения познавательного интереса на уроках математики. Диагностируя интерес к математике, мы выявили, что при использовании дидактических игр и игровых моментов на уроке математики, наблюдается положительная динамика роста познавательного интереса к математике как к науке.

Материалами нашей работы могут воспользоваться как студенты обучающиеся по специальности «математика», так и учителя школ.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.  Багинская Е. Обобщающий урок по теме: «Квадратные корни»: пособие для студ. среднего проф. образования/Е. Багинская - Математика, - №6 - 2008 - 16-31 марта, - с. 3-5.

2. Блохина, Е.В., А.М. Уколова, Активизация познавательной деятельности учащихся: от понятия до способов реализации. - Курган: ИПК, 2003 - с. 8-9.-(Профессиональное образование).

.   Выготский, Л.С. Психологическое значение игры / Л.С. Выготский Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

.   Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский - Вопросы психологии.- 1996.- №6. - С.62-76.

.   Гарднер, М. Математические чудеса и тайны/ Под. ред. Г.Е. Шилова. - 5-е изд., стер. - М.: Наука - 1986, 128с.

.   Глейзер, Г.И. История математики в VII - VIII классах М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

.   Гончарова, Л.В. Предметные недели в школе - МАТЕМАТИКА, 2002 -132с.

8.  Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие - М.: «ЦГЛ», 2002. - 80 с.

9. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. - 2005.- №1.- 98с.

.   Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учеб, пособие для пед. вузов / Под ред. М. Н. Скаткина. - М.: Просвешение, 1982.-32с.

.   Демченкова, Н., Формирование познавательного интереса у учащихся: учеб, для студ. вузов / Демченкова Н., Моисеева Е.- Математика. -2004.- №19. - 30с.

12. Задачник. Нестандартная математика в школе. - М.: «Лайда». -1993. - 45с.

13. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. / А. В. Запорожец -М.: Педагогика, 1996. - 216с.

.   Интернет ресурсы: http://revolution.allbest.ru/pedagogics

.   Интернет ресурсы: http://pedsovet.org/component

.   Интернет ресурсы: http://www.5ballov.ru/referats

.   Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. / В.Г. Коваленко - М.: Просвещение, 1990.- 96с.

18. Крутецкий, В.А. Психология: учеб, для учащихся педагогических училищ./ В. А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2000.- 345с.

.    Лихобабо Л. Как сделать математику не скучным предметом.// Математика, - №19 - 2008 - 1-15 октября, - с. 3-4.

20. Лэнгдон, Н., Снейч, Ч. С математикой в путь!: учеб, пособие для студ. педагогических училищ/Н. Лэнгдон, Ч. Снейч - М.: «Лайда»,1987.

.   Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики: кн.для учителя / С.Г.Манвелов. - М.: Просвещение, 2002. - 175 с.

.   Манвелов, С.Г. Современный урок математики: основы методики проведения/ С. Манвелов // Математика: еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1998. - N36

.   Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя./А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

.   Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. ... Изд. 2-е, испр. и доп./ Сост. А.П.Савин. - М.: Просвещение.- 1989. -287 с.

.   Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М: Просвещение, 1979. - 95с.

.   Окунев, А.А. Спасибо за урок, дети!/А.А. Окунев - М.: Просвещение, 1988.

.   Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. /П.Р. Оникул- Спб.: Союз, 1999. - 95с.

.   Пидкасистый, П. И., Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. /П.И. Пидкасистый, Ж. С., Хайдаров М.: -1996-344с.;

.   Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 книгах./И.П. Подласый - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

.   Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно / А. С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981. - 144 с.: ил. - (Библиотека для родителей).

.   Тучин, Н.П. Как задать вопросы./Н. П. Тучин - М.: Просвещение, 1993.

.   Чименгирова, Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике./Л. Чимингирова, Б. Спиридонова, - М.: Просвещение, -1993.-145 с.

.   Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения// Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - №23.

.   Шатилова, А. Занимательная математика. КВНы, викторины/ А. Шатилова, Л. Шмидтова. - М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.

.   Эльконин, Д.Б. Психология игры./Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика. -1978. - 291с.

.   Яковлев, А.Я. Математика? Забавно!/А.Я. Яковлев - М.: Знание.- 1992.-123 с.



2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Контрольная диагностика познавательного интереса. Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольная диагностика познавательного интереса. Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)