Тема: «Железо – представитель элементов побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева».
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой крови. В цилиндр наливают 10–15 мл 1%-го раствора пероксида водорода и добавляют 1 мл крови. Наблюдают бурное выделение кислорода: жидкость вспенивается и пена заполняет весь цилиндр. Это опыт демонстрирует одну из биологических функций железа. По химической природе, каталаза – геминовый фермент, содержащий железо. [3] Разработка темы «Основания» в курсе неорганической и органической химии
Урок по теме «Основания» Цели урока:познакомить учащихся с новым классом химических соединений – основаниями, их свойствами (отношение к воде, действие на индикаторы, взаимодействие с кислотами), практическим использованием оснований в быту и народном хозяйстве; развивать умения работать с химическим оборудованием и реактивами, сравнивать, анализировать, делать выводы; прививать интерес к предмету. Оборудование и реактивы. На столах учащихся: твердые гидроксиды натрия, кальция, меди, железа (III), вода, соляная кислота, растворы индикаторов (метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус), пробирки, спиртовка, тигельные щипцы, предметное стекло. На демонстрационном столе: растворы щелочи (концентрированные), фенолфталеина, соляная кислота, растворы индикаторов в кислоте, щелочи, нейтральной среде, шерстяная ткань, стеклянная палочка, лабораторный штатив, химический стакан. Ход урока I. Организационный момент: ¨ проверка готовности ¨ учет посещаемости II. Изучение нового материала Учитель: Ребята, вы уже много узнали о веществах, их практическом использовании человеком. Вы знакомы с такими классами неорганических соединений, как оксиды, кислоты и соли. Сегодня мы познакомимся с новым классом неорганических веществ – основаниями. Что же из себя представляют вещества, называемые основаниями. На столах у вас есть пробирки с основаниями, на пробирках написаны формулы NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. Выясните, есть ли какое-либо сходство в составе этих веществ. Учащиеся отмечают, что во всех веществах присутствует группа ОН. Учитель: Группу ОН называют гидроксогруппой, она одновалентна. I Н – ОН гидроксогруппа вода Учитель: А чем еще схожи основания? Учащиеся: гидроксогруппы в основаниях связаны с атомами металлов. Учащиеся записывают определение оснований в тетради. Вывод: Сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроскогрупп, называют основаниями. Учащиеся записывают формулу оснований в общем виде: n Ме(ОН)n Затем учащиеся знакомятся с правилами номенклатуры оснований и называют вещества, имеющиеся у них на столах. Учитель: Опишем физические свойства оснований. Учащиеся делают вывод, что все основания – твердые вещества. Затем выясняют растворимость оснований в воде. Лабораторный опыт К гидроксидам приливают по 3 – 4 мл воды и взбалтывают смесь. Учащиеся делают вывод, что основания делятся на растворимые и нерастворимые. Учитель: Сейчас мы введем в наш химический лексикон еще один новый термин. Растворимые основания называются щелочами. По учебнику учащиеся выясняют, какие основания относятся к щелочам. Далее учитель знакомит учащихся с правилами обращения со щелочами, проводит демонстрационный опыт (воздействие щелочи на шерсть). Затем рассказывает о применении щелочей (используется таблица).
Таблица 2.1. Применение щелочей
Учитель: Выясним, изменяют ли растворы щелочей окраску индикаторов. Лабораторный опыт Учащиеся разливают раствор гидроксида натрия в 3 пробирки, добавляют индикаторы и отмечают изменение окраски. Проверяют, изменяется ли окраска фенолфталеина в гидроксиде меди (II). Учащиеся делают вывод: В растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях – нет. Учитель: Ребята, с индикаторами вы встречаетесь не только в химлаборатории, но и дома. Так, в качестве индикатора мы можем воспользоваться заваренным чаем, соками некоторых растений – свеклы, черной смородины. Для выяснения химических свойств оснований учитель проводит демонстрационный опыт (взаимодействие щелочи с кислотами) и записывает уравнение реакции. О прохождении реакции учащиеся судят по изменению окраски фенолфталеина. NaOH + HCl = NaCl + H2O Учащиеся выполняют подобную реакцию, выясняя, реагируют ли нерастворимые основания с кислотами. Проводят химическую реакцию между гидроксидом меди (II) и серной кислотой. Для доказательства образования соли в результате реакции учащиеся выпаривают каплю раствора. Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O Учащиеся делают вывод: щелочи и нерастворимые в воде основания вступают в реакции с кислотами с образованием соли и воды. Учитель: Химические реакции между основаниями и кислотами называются реакциями нейтрализации.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |