Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Методические особенности организации работы по использованию Интернет-ресурсов в учебных целях



2020-03-17 276 Обсуждений (0)
Глава 2. Методические особенности организации работы по использованию Интернет-ресурсов в учебных целях 0.00 из 5.00 0 оценок




Использование современных информационно-компьютерных технологий в деятельности учителя иностранного языка как средство активизации творческого потенциала обучающихся.

Желание изучать язык другого народа в настоящее время является насущной необходимостью, продиктованной переменами в жизни общества.

Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь, демонстрируя свою привлекательность и большие потенциальные возможности для развития личности обучающихся. Но для того, чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию обучающихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в школе необходимо находить самые доступные, перспективные и интересные для обучающихся методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, творчество, повысить планку личной самооценки.

Уникальные возможности в деле повышения эффективности работы учителя иностранного языка предоставляют информационные технологии и компьютерные средства обучения.

Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии.

Информационным технологиям в обучении иностранным языкам отводится важная роль.

Но в этом вопросе существуют противоречия и трудности, которые встречаются довольно часто:

между возрастающим ростом информационного потока и реальной готовностью школьников осуществлять иноязычное общение, добиваясь взаимопонимания с носителями иностранного языка;

между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и неразработанностью в традиционной школе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

между оптимальным удовлетворением индивидуальных информационных потребностей личности и объективной необходимостью в гуманитаризации и гуманизации общества в целом, что выводит систему языкового образования на новый виток, продуктом которого является личность, способная грамотно и результативно вступать в межкультурное общение, базирующееся на диалоге культур [13, с.146].

Использование компьютерных технологий позволяет обучающемуся преодолеть психологический барьер на пути к использованию иностранного языка как средства общения. Одним из проявлений этого барьера является так называемая «боязнь ошибки». Обучающиеся отмечают, что при использовании компьютерных технологий они не испытывают чувства неловкости, допуская ошибки, и получают достаточно чёткие инструкции относительно того, как преодолеть допущенную ошибку.

Поэтому задача учителя состоит в определении путей повышения эффективности обучения английскому языку посредством внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют активизировать творческий потенциал обучающихся и сформировать их коммуникативную компетенцию.

В современной педагогической практике применяются различные технологии обучения, с помощью которых резко возрастает интерес обучающихся к предмету, повышается успеваемость, уровень интеллектуальной культуры.

Использование компьютерных и информационных технологий на второй и третьей ступенях обучения позволяет обучающимся лучше подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку в соответствии с требованиями государственного стандарта. В процессе обучения обучающиеся не только совершенствуют знания, приобретённые ими за предыдущий период обучения, но и расширяют свой словарный запас с учётом практического владения иностранным языком в стандартных ситуациях (в рамках изучаемых монологических высказываний с элементами рассуждения и диалогических бесед в виде обмена мнениями).

В процессе применения учителем информационных технологий обучающиеся реализуют творческие виды деятельности, что включает умения расспрашивать, объяснять, изучать, описывать, сравнивать, анализировать, оценивать, высказывать свои мнения и суждения, аргументировать их, проводить самостоятельный поиск необходимой информации, ориентироваться в тексте на английском языке, делать краткие сообщения на заданную тему.

Всё вышесказанное позволит обучающимся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других стран; получения сведений из иноязычных источников информации, необходимых в образовательных целях; расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности; изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

В процессе формирования лексических и грамматических навыков применяются анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения лексического диктанта, релаксации или для других целей.

При совершенствовании навыков используется тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word с помощью гиперссылок. Более красочно он выглядит в PowerPoint. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг обучающихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране. Презентация по теме урока в процессе активизации нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление. Третий этап- освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами обучающимися, что доказывает успешность работы по активизации их творческого потенциала.

Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько лет назад ни один лингвист даже и не подозревал.

В самой технологии компьютерных обучающих программ воплощены в динамике развития идеи когнитивной лингвистики, методики и психологии. Информационные обучающие программы позволяют моделировать те или иные лингвистические задачи, например, возможность справляться с трудными фрагментами читаемого текста, формирование и закрепление грамматических умений и навыков, умение вести диалог в типовых ситуациях. При этом система контролирует действия обучающегося и исправляет его ошибки. Компьютеризация процедуры педагогического контроля знаний позволяет обеспечить более всестороннюю и объективную проверку уровня знаний обучающегося [18, с.76].

Заимствуя и применяя имеющийся опыт в сфере информационных технологий в условиях преподавания иностранного языка, разрабатываю новые варианты их использования при обучении английскому языку, позволяющие оптимизировать содержание учебного процесса и повысить эффективность усвоения учебного материала.

Использование на уроках элементов информационных технологий способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса обучающихся к предмету, активизации их творческого потенциала, а также обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью [4, с.15].

В настоящее время применяются разнообразные формы организации образовательного процесса. Так как информационные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством, то подобные технологии обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Всё это позволяет увеличить мотивацию учащихся и сформировать их коммуникативную компетенцию.

Формы работы с компьютерными программами включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов. Наиболее часто применяются следующие:

Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе.

Диалог с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.

Диалог со свободно конструируемым ответом. Такой диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос, с тем, чтобы последний мог «узнать» и оценить правильность ответа.

Упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая их из предложенных компьютером.

Методическая цель любого урока в системе обучения - создание условий для проявления познавательной активности учеников и развития их интеллектуальных способностей. Это достигается следующими способами:

Компьютер как тренажер в процессе формирования умений и навыков. Для этой цели на уроках используются:

Программа Microsoft Word- для упражнений на правильность написания изученных слов, построения предложений, трансформации предложений, выдачи теории и выполнения тренировочных упражнений.

Программа Microsoft PowerPoint - используя средства этой программы можно создать хорошие тренажеры для введения новой лексики и грамматики. Например: презентация (лексики и \ или грамматики) + серия упражнений (с контролем правильно - неправильно) + озвучивание + контрольный тест или упражнение.

Программа Microsoft Excel - средствами этой программы также можно создать аналогичные упражнения с подведением итогов тестирования, количества сделанных ошибок, возвращением к неправильно выполненным предложениям.

Компьютер - как наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной деятельности:

Программа Microsoft Power Point. При помощи этой программы на уроках английского языка по предмету можно представлять материалы страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические правила, создавать материалы для аудирования и т.д.

Программа Microsoft Excel - используется для демонстрации диаграмм, графиков, сводных таблиц.

Применение на уроках информационных технологий обеспечивает прочный результат, прежде всего благодаря использованию творческого потенциала обучающихся, что приводит к формированию ситуации успеха и повышает мотивацию в учении.

Педагогический процесс - это сотрудничество с учеником, когда учитель помогает в преодолении трудностей, объясняет, показывает, напоминает, намечает, подводит, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, воодушевляет, доставляет школьнику радость общения, помогает обучающемуся развиваться, совершенствоваться.

Результат работы достигается за счёт оптимального сочетания инновационных средств и методов обучения, что максимально активизирует познавательную деятельность, стремление к разрешению проблемных ситуаций и самостоятельность обучающихся.

Таким образом, информационно - компьютерные технологии являются средством активизации творческого потенциала и повышения качества знаний при изучении иностранного языка [16, с.98].

Информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

 



2020-03-17 276 Обсуждений (0)
Глава 2. Методические особенности организации работы по использованию Интернет-ресурсов в учебных целях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Методические особенности организации работы по использованию Интернет-ресурсов в учебных целях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)