Ключевая проблема: деньги
Всех претензий экономистов к правительству совершенно недостаточно, чтобы объяснить глубину кризиса, в котором находится Россия, все дальше засасываясь с каждым годом в пучину. Даже при наличии всех недостатков выбранного курса жить можно было бы в несколько раз лучше, по крайней мере, лишь чуть хуже, чем в 80-е годы. Денежная масса (наличная +безналичная) в России очень мала. Количество рублей в обращении около 17% официального размера ВВП и 9% реального (взятого с учетом теневого сектора экономики). Но ведь в развитых странах эта цифра составляет порядка 90%, в СССР была больше 60%, и даже в странах Латинской Америки дотягивает уже до 55%. Только в самых нищих странах денежная масса 8-15% ВВП. Эту планку в 9% нельзя преодолеть. Стоит немного добавить денег - тут же все съедает инфляция. Следовательно, эти 9% и составляют размер эффективно обращаемой российской финансовой системой денежной массы. Размер эффективно обращаемой в экономике денежной массы всегда определяет основные параметры экономики. Чем более дифференцирована денежная система, чем больше в ней специфических кругов, тем ее эффективность больше, тем больше в стране денег. И тем более высокие сферы экономики могут существовать, тем выше уровень жизни или скорость роста (в зависимости от того, насколько дифференцированность денежной массы превышает уровень развития экономики). Если же денежная система менее развита, чем экономика, которую она обслуживает, то экономика начинает к ней адаптироваться, избавляясь от высокоразвитых сфер, сводясь к простейшим формам и коллапсируя до уровня, который эта денежная масса может обслуживать. Именно созданная в 1991-92 годах неэффективная система денежного обращения и является причиной эволюции нашей экономики в этом направлении. Внешне это выглядит как перманентный кризис. По сути, это - переходный процесс. Превращение России из технологически развитой страны в страну "третьего мира" с соответствующим уровнем производства и жизни. На первом этапе переходного процесса (1992-94 годы) шла адаптация денежной массы к новой системе денежного обращения. В результате опережающей эмиссию гиперинфляции она сократилась с 65% ВВП до 9 % то есть в семь-восемь раз. На втором этапе, параллельно с первым (1992-1996 годы) шла адаптация национального производства к новому объему эффективно обращаемой денежной массы. Фактически имел место сброс "высоких сфер" индустрии и формирование структуры, характерной для индустрии стран третьего мира. Производство сократилось за этот срок в шесть, а не в расчетные десять раз за счет спонтанного возникновения компенсаторного механизма эмиссии предприятиями псевдоденег (т.н. неплатежей), объем которых превышает рублевую массу почти втрое, но характер обращения не позволяет осуществлять полноценные расчеты. На третьем этапе (1993-2003 годы) идет адаптация национального богатства к новому объему производственных возможностей. Поскольку при новом уровне производства амортизировать оставшийся с советских времен объем национального богатства невозможно, он должен сократиться примерно в пять раз. Основной спад пришелся на производственные основные фонды, но и износ жилого фонда превышает сегодня 50%. В ближайшей перспективе выход из строя 50% жилого фонда произойдет в виде скачка - за год-два - в форме аварий.
За прошедшие с начала реформ годы уровень жизни упал в четыре раза, уровень доходов населения в неизменных ценах - тоже в четыре раза, объем материального производства - в шесть раз. При этом формально исчисляемый ВВП, правда, упал только в два с половиной раза, но это лукавство: изменилась методика его исчисления. Две трети его составляют сегодня услуги, цены на которые выросли не в 10-12 тысяч раз, как на товары, а в 100-150 тысяч раз. Если считать ВВП в сопоставимых ценах, он уменьшился не в два с половиной, а в те самые четыре раза, что и уровень жизни. Сумма потерь, которую можно оценить как объем недопроизведенного за семь лет ВВП, достигает примерно 4 триллиона долларов. Объем национального богатства (основные фонды, имущество населения) сократился в результате не возмещенного износа с примерно 5,4 триллионов долларов до 2,6 триллионов долларов, то есть более чем вдвое. Столь же катастрофически сократился размер бюджетных доходов и ассигнований. До начала реформ и перестроек союзная часть государственного бюджета (аналог нынешнего федерального бюджета) составляла в СССР 220 миллиардов рублей, две трети из которых (около 150 миллиардов) осваивалось на территории РФ. Если воспользоваться официальной оценкой инфляции, тогдашний рубль равен примерно 16 сегодняшним новым. Следовательно, эквивалент этой суммы составляет 2 триллиона 400 миллиардов новых рублей. Федеральный же бюджет будет исполнен в этом году по доходам и расходам в сумме не более 240 миллиардов. Разница - в десять (!) раз. В 1986 году только на науку СССР выделил 14 миллиардов или 224 миллиарда нынешних рублей. 140 из них было освоено российской наукой. На здравоохранение было направлено 17,6 миллиарда или 282 миллиарда в нынешних ценах. Половина этой суммы пришлась на РСФСР. 30 миллиардов (480 новыми) пошло только на образование, половина из них - в России.
Советский Союз оставил России 80 миллиардов долларов внешних долгов. Сегодняшние долги России переваливают за 200 миллиардов. При тогдашнем уровне доходов СССР легко обслуживал свой долг. Долг РФ стал сегодня непосильной ношей, его обслуживание требует трети бюджета. Несколько последних лет правительство сводило концы с концами засчет грандиозных объемов заимствований на внутреннем рынке, изымая таким образом деньги из инвестиционных средств, оставляя экономику без источников не только инвестиций, но и амортизации капитала. Инструментом этих изъятий из национального ссудного фонда была пирамида ГКО. Объем рынка ГКО достиг 380 миллиардов рублей, что превышает в полтора раза федеральные налоговые поступления.
Без денег не может выжить не только экономика, но и государство. Кто давно постиг эту истину и положил в основу своего государства эффективную систему денежного обращения, те давно процветают и потому считают себя элитой человечества. Остальные 85% живут в нищете. В том числе и нынешняя Россия.
Причина экономического коллапса находится за пределами собственно экономики. Она - в образе мыслей правящей элиты и гражданского общества в целом. Во-первых, у элиты полностью отсутствует представление о том, что такое деньги. Считая деньги чем-то постоянным и твердым, они не допускают даже мысли, что их количество зависит от организации обращения. Поэтому количество денег для них - данность. Они приспосабливают под эту данность свою экономическую политику - как на уровне фирмы, так и государства. Не они управляют денежной системой, а она косвенно управляет их поведением. Во-вторых, элита абсолютно уверена, что деньги "зарабатываются". И на уровне отдельного человека, и на уровне фирмы, и на уровне государства. Деньги могут прийти только если что-то продать или занять, то есть откуда-то извне. Вот и распродают, занимают, залезают в кабалу, а поток поступлений все меньше и меньше. Грамотный экономист знает, что заработать можно только прожиточный минимум. Сам минимум, конечно, разный. Для наемного работника он зависит от силы профсоюзов и общего состояния экономики, для фирмы - от издержек и ее положения на рынке (монопольное или конкурентное). Для государства это - минимум для поддержания стабильного уровня выкачиваемых из контролируемой страны доходов. Никогда тебе не переплатят. Исключения типа высокой ренты для стран ОПЕК в 70-е годы были связаны с тем, что они не зарабатывали продажей нефти, а вели активную и согласованную антизападную политику. Правда, Запад переиграл и их, сведя, в конце концов, энергопотребление к естественному уровню и оставив экспортеров энергоносителей с носом. На самом деле много денег не у того, кто их зарабатывает, а у того, кто их делает. На него и работает, в конечном счете, тот, кто зарабатывает. Зарабатывает свой минимум. В-третьих, российская элита слишком сосредоточена на контроле за потоками денежных средств как таковом. При этом полностью отсутствует забота о том, чтобы денег было больше. Главное - контролировать те, что есть. Чтобы не вылезли неконтролируемые источники и потоки. Очевидно, сам образ мыслей нынешней элиты не позволяет ей играть конструктивную роль для страны и государства. Однако в обществе нет и серьезной альтернативы ей. На самом деле ментальность элиты очень близка к ментальности гражданского общества и потому поддерживается им на всех голосованиях. Общество протестует не против элиты, а против невыносимых условий жизни, созданных ее правлением. И точно также как элита неспособна управлять государством, общество неспособно ее сменить. Совпадение менталитета обеспечивает пассивную поддержку режима обществом, но полностью лишает его активной поддержки. Вечные перетасовки одной и той же кадровой колоды, изгнание и возвращение премьеров, вице-премьеров и министров демонстрируют его агонию. Окончательное оформление государственного банкротства означает в перспективе смену режима. Смена режима означает не столько смену государства, как в 1991 и 1993 годах, сколько смену или чистку правящей элиты, что и происходит на данный момент. Рано или поздно, после чехарды разорительных экспериментов сформируется и придет к власти та элита, которая будет способна не зарабатывать, а делать деньги, осознавать национальные интересы, эффективно управлять рыночным и монопольным секторами экономики, создать на этой базе стабильное и современное государство. Тогда ситуация стабилизируется, а Россия постепенно (или быстро) займет свое место в числе развитых стран. На самом деле, конечно, Россия сегодня является детонатором кризисных процессов на всех мировых рынках. Конечно, больнее всего каждый очередной обвал бьет по Германии, да и остальной Европе тоже. Но США и Япония тоже чувствуют на себе эти сейсмические толчки. В случае если правительство России окажется в ситуации невыплаты внешнего долга, вполне неизбежно возникновение ситуации конфронтации. Далее возможны два варианта, выбор которых будет на стороне Запада. Во-первых, Запад может избрать позицию непримиримой конфронтации, начать давление на Россию санкциями, экономической и политической изоляцией. Это очень больно ударит по тем слоям населения, которые ориентированы на сотрудничество с Западом и усилит позиции антизападных сил. Правительство окажется перед неизбежностью проведения политики протекционизма и жесткого регулирования по японскому образцу. Для запада в этих условиях возвращение кредитов невозможно в принципе. Следовательно, неизбежен обвал финансовых рынков и общий структурный кризис финансовой системы и экономики. Одновременное усиление России и подъем ее экономики снимет с повестки дня вопрос о долгах и Запад вынужден будет открыть новой мощной России возможность для постепенной интеграции в мировые рынки. Теперь эта интеграция станет ресурсом стабилизации всего мирового хозяйства. Во-вторых, Запад может избрать позицию конструктивного сотрудничества и начать поиски компромисса. В этих условиях все будет зависеть от позиции нового правительства, которое пришло на смену ельцинскому. Россия может занять конструктивную позицию в отношении долгов Западу. Здесь просматривается очевидный компромисс.
Одной из важнейших причин неспособности нынешней российской элиты сформировать эффективную экономику является недооценка ей этнокультурной и ландшафтной обусловленности, соприродности хозяйствования. В то же время ландшафтная обусловленность культуры и форм экономики давно является предметом исследования историков. В этих условиях влияние структуры издержек производства порождает совершенно иную структуру цен при любом механизме формирования - будь это рыночное равновесие или затратный механизм. Цены на энергоносители на внутреннем рынке должны быть неизбежно ниже относительно продуктов обрабатывающей промышленности и услуг, чем в любой другой стране. Курс рубля, устанавливающийся внешней торговлей, оказался привязан к соотношению цен на энергоносители. В результате на внутреннем рынке установились неоправданно высокие цены на продукцию обрабатывающей промышленности и услуги. Эти цены превышают примерно в 2 раза уровень Германии и в два с половиной - уровень США. Такое положение стало дополнительным источником обнищания населения и резкого ослабления позиций страны в мире. Результатом этой политики было резкое снижение цен на сырье и энергоносители на мировом рынке, создавшее диспропорции экономического развития.
Недооцененная культурная обусловленность экономики имеет в условиях реформирования России еще один очень важный аспект. Русская цивилизация имеет изначально мультикультурный характер, причем культурные различия существуют не только между разными евразийскими этносами, но и между различными ветвями собственно русских. Общинный (колхозный) уклад сельского хозяйства Средней России также обусловлен природными условиями и характером населения. Любые попытки разрушить этот уклад здесь будут иметь те же последствия, что и столыпинская реформа. На это указывал Столыпину в своих письмах Лев Толстой. История подтвердила правоту писателя. Формы промышленной системы России также неизбежно будут иметь свои особенности (как их имеет Японская, Корейская или Французская промышленная система). Прежде всего, в Российской экономике неизбежно присутствие естественных монополий, а значит неизбежно должен существовать внерыночный механизм регулирования их отношений с потребителем. Формы эффективного менеджмента в России отличаются от американских и даже европейских не меньше чем, например, японские.
В заключении можно сказать, что подготовка команды Б.Н.Ельцина к проведению крупномасштабных всероссийских экономических реформ была крайне низка. Не бралось в расчет влияние экономических преобразований на социальные, научные, образовательные институты общества, либо таковое просто недооценивалось, подменяясь погоней за «твердым рублем». В процессе реформирования недостаточное внимание уделялось отечественным институтам экономического прогнозирования, отдавались предпочтения рекомендациям иностранных специалистов, слабо вникающих в особенности многоукладной российской экономики. Как результат, к периоду окончания президентского срока правления, Россия, тем не менее, достигла определенных успехов в интеграции своей экономики в мировой рынок, «примерила» англо-американскую модель, но время и произошедшие впоследствии события ясно показали, что разрабатывать экономические программы необходимо, прежде всего, с учетом потребностей и влияния их на граждан государства, чтобы избежать впоследствии акций протеста, которыми изобиловал весь период правления, и «стынущих» полуостровов, которыми обернулась неспособность правительства справиться с естественными монополиями.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |