Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод проектов как универсальное дидактическое средство. Теория и практика



2020-03-17 337 Обсуждений (0)
Метод проектов как универсальное дидактическое средство. Теория и практика 0.00 из 5.00 0 оценок




Технологическое образование (трудовое обучение) учащихся до настоящего времени построено на принципах и нормах индустриального (экстенсивного) этапа развития общества. Проблема состоит в том, что его содержание и результаты перестали соответствовать характеру реальной преобразовательной деятельности, ее результатам, последствиям и тенденциям. Сложившаяся система образования вводит учащихся в ту же самую парадигму преобразовательной деятельности, которая привела к возникновению множества локальных и глобальных проблем, снижающих устойчивость жизни.

Основная задача трудового обучения заключается в приобретении учащимися знаний о предметах, средствах и приемах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда, и в овладении какой-либо из известных профессий.

Во второй половине ХХ века существенно изменилась структура общества и характер производства, и человеческий фактор (мастер-умелец) в производстве стал менее значимым по сравнению с новыми технологиями, приведшими к роботизации, компьютеризации, автоматизации. Общество перешло на новую стадию развития «постэкономическую», «информационную», «технотронную». (33).

Новые условия порождают новые требования к образовательному процессу.

Принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов

обучения, которые обеспечивали бы:

активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

приоритетное нацеливание на развитие познавательно-творческого интереса учащихся;

реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики принадлежит сегодня методу проектов, зародившемуся во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США. Он основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952 гг.) (39).

Традиционное обучение в школе зиждилось на идее о том, что знание является побочным продуктом деятельности. То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему.

Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат (опыт деятельности) становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности (41).

Метод проектов в системе отечественного школьного образования возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» (32). В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых Е.С. Полат по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты), определяющей результат проектной деятельности (решение социально-значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т.д.). С введением в 1993 году в базисный учебный план образовательной области «Технология», метод проектов вошел в ее состав в форме самостоятельного раздела «Основы проектирования».

В образовательной области «Технология» В.Д.Симоненко классифицирует проекты по их содержанию: интеллектуальные (вносящие изменения в существующие конструкции, способы, программы для ЭВМ, дизайн интерьера, любых изделии; при этом особые надежды связываются с присущим молодым неожиданным, нестандартным взглядом на существующее положение вещей); - материальные (подразумевается изготовление инструментов, приспособлений, наглядных пособий, средств малой механизации и автоматизации, изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся); экологические (осуществление экспертной оценки воздушно-газовой среды, состояния водоемов и почв, распространение эрозии и облесения; изучение возможности сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся); сервисные (накопление, подбор, оформление и представление информации); - комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие (25).

Поиск социально-значимой проблемы – одна из наиболее трудных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектировщиками.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (участником) проектной группы. Этот аспект идентифицирует деятельность по разработке проекта с профессиональной деятельностью любого специалиста.

Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, то есть проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Есть группа предметов, считает И.С.Сергеев, ориентированная на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других). По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов (42).

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Метод проектов в образовательной области «Технология» выступает с одной стороны как педагогическая технология, а с другой как организация деятельности учащихся по методу инженерного проектирования. Проектная деятельность соответствует общепсихологическому пониманию деятельности, раскрытому в трудах Л.С. Выговского, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна и др. (42).

Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности (18). Проектный метод способствует созданию у обучаемых положительной мотивации, поскольку ребенку постоянно интересно, так как интерес тесно связан с созидательной активностью, когда ребенок делает для себя открытие: «Я сам могу!».

Как справедливо считает Н.Ю. Пахомова, в традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Необходимо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а воспроизводить их на практике. Метод проектов позволяет сформировать у учащихся информационную, коммуникативную компетенции.

Согласно Н.Ю. Пахомовой, учебный проект является интегративным дидактическим средством развития, обучения, воспитания, позволяющим вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, учить:

· проблематизации;

· целеполаганию и планированию деятельности;

· самоанализу и рефлексии;

· презентации хода своей деятельности и результатов;

· умению готовить материал для поведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

· поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

· практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетипичных ситуациях;

· выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

· проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению) (37).

 



2020-03-17 337 Обсуждений (0)
Метод проектов как универсальное дидактическое средство. Теория и практика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод проектов как универсальное дидактическое средство. Теория и практика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)