Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История изучения, понятие и виды девиантного поведения подростков



2020-03-17 197 Обсуждений (0)
История изучения, понятие и виды девиантного поведения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования девиантного поведения подростков

1.1 История изучения, понятие и виды девиантного поведения подростков

1.2 Причины девиантного поведения подростков

1.3 Методы и методики исследования девиантного поведения подростков

Вывод по 1 главе

Глава 2. Эмпирический анализ девиантного поведения подростков

2.1 Эмпирическая характеристика девиантного поведения

2.2 Анализ факторов, влияющих на девиантное поведение подростков

2.3 Анализ причин и пути оптимизации девиантного поведения подростков

Вывод по 2 главе

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, т.е. проблеме девиантного (отклоняющегося) поведения. Это и обусловило возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения.

Состояние разработанности проблемы. К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она стала одним из основных направлений социальной и педагогической психологии. Однако во всех исследовательских подходах девиантности и девиантному поведению было уделено недостаточно внимания.

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения. А также поиска более эффективных мер социального контроля - профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Это стимулировало заметное развитие теорий психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов - психологов, педагогов, работников культуры, социальных работников, медиков и др.

Объект исследования - подростки 14-15 лет, входящие в формальную группу (класс).

Предмет исследования - девиантное поведение подростков

Цель исследования - анализ причин, характеристик девиантного поведения подростков.

Задача исследования провести диагностику девиантного поведения подростков.

Гипотеза: одним из основных факторов проявления девиантного поведения является склонность подростков к конфликтам, а так же не способность к их конструктивному разрешению.

Теоретико-методологическая основа томас соб (развернуто)

Методы исследования Томас и СОБ

Теоретическая значимость

Практическая значимость данного исследования будет заключаться в том, что используя определенные методики можно будет оценить социо-культурные, психологические, а в более узком смысле патологические факторы, которые определяют причины и особенности девиантного поведения подростков.

Структура работы работа состоит из введения, двух глав - теоретической и эмпирической, приложения, заключения и списка используемой литературы.


Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования девиантного поведения подростков

 

История изучения, понятие и виды девиантного поведения подростков

 

В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее, ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин "отклоняющееся поведение". Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (убийство, наркомания, алкоголизм и т.п.), четвертые - социальное творчество.

Дело в том, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

Так, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение - это "такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы" [13].

Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни учёные предпочитают в качестве точки отсчета ("нормы") использовать ожидания соответствующего поведения, а другие эталоны, образцы поведения. Некоторые полагают, что девиантным могут быть не только действия, но и идеи, взгляды.

Учёные давно обратили внимание на то, что словами "девиантное поведение" называют и конкретные действия конкретного человека, и относительно массовое и устойчивое социальное явление.

Поскольку девиантным признаётся поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время (правовые нормы и "воровской закон", нормы взрослых и молодёжные нормы, правила поведения "богемы" и т.п.), поскольку понятие "общепринятая норма" весьма относительно, а, следовательно, относительно и девиантное поведение. Исходя из этих первых, самых общих представлений девиантного поведения, определим его как:

)   Поступок, действия человека;

2) Социальное явление.

Психологические традиции изучения такого сложнейшего и интереснейшего явления, каким является девиантное поведение, складывались в основном в психоаналитических и социальных школах и использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования.

Современная постановка проблем девиантности в контексте психологической науки базируется на нескольких основных теоретических подходах нескольких авторов. Условно эти подходы можно разделить на [9]:

·   Ориентированные на теории социо-культурной динамики, социальной мобильности и социальной стратификации (П. Сорокин);

·   Аномию, теорию и методы структурного и функционального анализа социальных явлений, анализ дисфункциональных явлений в обществе, дезитеграций культурных целей и средств их достижения (Р. Мертон);

девиантное поведение подросток

·   Концепцию социальной системы, основанной на функциональных императивах: адаптация к среде, достижение цели, общие нормы и управление напряженностью, интеграция (Т. Парсонс);

·   Теорию аномии, распада социальных норм (Э. Дюркгейм);

·   Теорию социальных детерминант коллективного поведения, девиации и социального контроля (Н. Дж. Смелзер);

·   Теорию связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений (П. Уорсли);

·   Концепцию "отклонение и система устойчивости", необходимость для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э. Эриксон);

·   Теорию деструктивности социального конфликта как одной из форм проявления девиантного поведения (Б. Банк, К. Шарп, Н. Прево, Д. Кретч, Р. Крутчфилд, Н. Ливсон, Д. Дена и др.);

·   Теорию фрустрации как один из путей проявления агрессии (Дж. Доллард, Л. Беркович, З. Фрейд и др.);

·   Концепцию "лабелинга" - "запятнанной репутации", "наклеивания ярлыков" (Г. Беккер);

·   Концепцию взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бейли);

·   Теорию штампов: назови человека отклоняющимся и он таким станет (Г. Беккер);

·   Концепцию социальных отклонений Р. Харре ("этногенетический подход"), предполагающую изучение "социальной грамматики поведения" - правила и установления, которым следуют члены конкретного социума в ходе взаимодействий, а также значения смыслов, которые они придают своим действиям и поступкам;

·   Теорию дефференцированных возможностей: наличие различных возможностей располагать незаконными средствами (Гловард, Один);

·   Теорию дифференцированной ассоциации (Сазерленд), центральным тезисом которой является то, что личность осуждается только тогда, когда установка, способствующая нарушению закона, преобладает над установкой негативной оценки подобных действий, при этом мерилом служат такие установки, как частота, длительность, последовательность и интенсивность дифференцированных контактов;

·   Подход "культурной девиации" и субкультуры: то, что типизируется доминирующей культурой как девиантное поведение, является соответствием системе норм определенной субкультуры. (А. Коэн, Д. Миллер).

Как видно, зарубежные психологи и социологи имели некоторую степень свободы в выборе методологических оснований и перспективных стратегий в решении проблемы. Однако во всех исследовательских подходах девиантности и девиантному поведению было уделено мало внимания.

Структура и виды поведенческих отклонений.

Процедуры анализа структуры, деления на виды возможно применить практически к любому явлению материального мира. Например, из области человеческой деятельности выделяют поведение, из группы "поведение" - отклоняющееся, т.е. критерием в данном делении был определен момент соответствия-несоответствия социальным нормам.

Структура девиации - специфика сочетания параметров отклоняющегося от нормы и гармонии поведения человека.

К основным параметрам, по которым возможно анализировать структуру девиантного поведения, относят: протяженность во времени, уровень мотивации, сформированность цели, моно-, полифеноменологичность, количество участников, ситуативность, степень осознанности, наличие философского обоснования.

. Протяженность девиантного поведения во времени: краткосрочное или пролонгированное. Как правило, краткосрочные девиации совершаются под влиянием извне (друг, знакомый), пролонгированные - являются симптомами деформаций личности разного уровня.

. Уровень мотивации при совершении девиантного поступка определяется по степени его спланированности. Спонтанные, совершенные "под влиянием минуты" имеют низкий уровень мотивации и достаточно легко поддаются коррекции.

. Под сформированностью цели понимается: стремился ли девиант к конкретному результату или его привлекал сам процесс. Например, участвуя в групповой краже, подросток хотел получить материальную выгоду или его привлекали риск, чувство опасности.

. Монофеменологичность - одна девиация. Полифеменологичность - несколько, поочередно сменяющих друг друга, например, алкоголизм сменяется нарушением пищевого поведения.

. Количество участников: индивидуальные - совершаются в одиночестве, субъект действует независимо от других людей (аутизм, нарциссизм, аутоагрессия, нарушение пищевого поведения); групповые - совершаются под влиянием группы (реакции группирования со сверстниками, проявление фанатизма, паранойя здоровья).

. Ситуативность: девиантное поведение совершается при совпадении ряда условий.

. Степень осознанности - осознание (не осознание) самим девиантом своего поведения как отклоняющегося. При наличии осознанности может присутствовать и желание измениться. Однако это необязательно. Отсутствие желания что-либо менять при осознании проблемы, как правило, соединяется с низкой самооценкой и /или позиций жертвы, "заученной беспомощностью". В случае неосознанности девиации наблюдается полная ее спаянность с личностью, т.е. девиация воспринимается как личностная особенность.

. У девиантов может существовать "философская концепция", при помощи которой он оправдывает свое поведение, например суицид "во имя" (чести, любви, светлого будущего).

Девиации делятся на группы по видовому признаку - виды девиаций - в зависимости от критерия, который берется как основополагающий. Например, по факторам, воздействие которых привело к возникновению поведенческих аномалий: клинически обусловленные и социально обусловленные.

Виды девиаций:

.   клинически обусловленные:

а) психотические

б) непсихотические

. социокультурно обусловленные:

а) этнокультуральные

б) возрастные

в) гендерные

г) профессиональные

Психические расстройства (психозы) характеризуются неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, исчезновением критики - невозможностью осмысления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, исчезновением способности произвольно руководить собой, своими действиями, памятью, вниманием, мышлением, возникает неадекватная реакция на события, факты, ситуации, предметы, людей, а также на самого себя.

Непсихопатические расстройства характеризуются адекватностью психических реакций реальности по содержанию, но часто неадекватной заостренностью по силе и частоте, сохранением критичности, но нередко, однако, утрированной, сенситивно заостренной.

Этнокультуральные - поведение индивида, нарушающие нормы с позиции какой-либо этнической группы и, в значительной мере, обусловленное национальными особенностями.

Возрастные - несоответствие поведения индивида закрепленным в общественном сознании представлениям о паттернах поведения, соответствующих данному возрасту. Традиционно выделяют возрастные группы: детскую, подростковую, взрослую.

Гендерные - выделяется на основе психофизиологических различий между мужчинами и женщинами и преобладающем процентном соотношении рассматриваемых девиаций у лиц одного пола по сравнению с другим.

Профессиональные - девиации, сформированные в результате заострения определенных личностных качеств под воздействием профессиональной деятельности (например, командный стиль общения с родными у военных).

Также существуют и другие виды классификации девиаций, например, в рамках психологической дисциплины.

Критерий психологической классификации - социально-психологические различия поступков.

.   вид нарушаемой нормы

2. психологические цели

.   мотивы поступка

.   индивидуально-стилевые характеристики поведения

Классификация девиаций по Ю.А. Клейберг [9, с.50]

негативные (алкоголизм)

позитивные (творчество)

социально-нейтральные (бродяжничество)

Классификация по Е.В. Змановской [7, с.34-35]

деликвентное поведение (отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях уголовно наказуемое);

асоциальное поведение (уклонение от выполнения моральных и нравственных норм, в результате которого возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях);

аутодеструктивное поведение (поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни (суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей)).

Таким образом, в России, в отличие от зарубежной науки, психология девиантного (отклоняющегося) поведения еще не сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина, а находится на пути становления и развития. Существует несколько методологических оснований и перспективных стратегий в решении проблемы девиантности и девиантного поведения. Однако в каждом конкретном случае психологу необходимо учитывать структуру и вид поведенческих отклонений.

 



2020-03-17 197 Обсуждений (0)
История изучения, понятие и виды девиантного поведения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История изучения, понятие и виды девиантного поведения подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)