Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины девиантного поведения подростков



2020-03-17 155 Обсуждений (0)
Причины девиантного поведения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Следует заметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту социальную группу подростков: "трудновоспитуемые", "кризисные", "педагогически запущенные", "дезадаптивные", "асоциальные" и др.

При этом считается, что поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности "катализируют" вредные влияния, приобретают негативную направленность.

В психологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие "аномия" (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Глинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. Подростковый возраст - это возраст "социального импринтинга" - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать "первичную" и "вторичную" девиацию (К. Мак-Кэгни, Д. Миллер, С. Смит, Р. Мейер). Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины ("бунт" подростка; стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках "нормативного" поведения). Вторичная девиация - подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

Следует признать справедливым утверждение Д.И. Фельдштейна о том, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания - от подвига до правонарушения [22]. И.С. Кон утверждает, что стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими (Кон, 1987). На поведение подростка оказывают влияние и складывающаяся "система отношений" (Мясищев, 1960), особенности взаимоотношений с учителями, их положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям (Личко, 1983)

На значимость для подростка принадлежности к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями, его социально-статусного положения в микросоциальных, социометрических взаимоотношениях указывают Я.Л. Коломинский (1986) и другие авторы. По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения (Мудрик, 1976; Кон, 1987). Это становится почвой для девиантного поведения. Следует отметить, что особенности личности подростка часто оказываются противоречивыми. Например, потребность в аффилиации не исключает любви и тяготения к одиночеству; доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытностью в общении с родителями; тенденции к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетается с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками.

Исходя из целей и задач нашего исследования, термин "девиантное поведение" следует рассматривать как - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого используются собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.п. При этом девиантные действия выступают:

·   в качестве средства достижения значимой цели;

·   как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

·   как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

В последнем случае девиантное поведение непосредственно связано с "Я-концепцией" личности подростка.

Как следует из нашего определения, девиантное поведение имеет свою динамику, которую необходимо понимать и учитывать в своей работе психологу, чтобы принимать своевременные меры по превенции, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий этого поведения.

Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности: [9]

·   высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;

·   импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;

·   кратковременность реакций с критическим выходом;

·   низкий уровень стимуляции;

·   недифференцированная направленность реагирования;

·   высокий уровень готовности к девиантным действиям.

Указанные особенности подростковой девиантности перекликаются с выявленными нами отклонениями в поведении у обследованных воспитанников школ. Мне представляется целесообразным дополнительно разделять девиантные формы поведения на дифференцированные (источник фрустрации точно известен) и недифференцированные (источник фрустрации не установлен или вытеснен).

Девиантные подростки часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности, как тревожность, дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни). Можно утверждать, что девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, детерминирующего, направляющего и обеспечивающего реализацию девиантного поведения. Однако содержание и структура этого психологического образования, механизмы реализации девиантного поведения нуждаются в уточнении, что должно стать предметом дальнейших исследований.

Отдавая должное исследователям данной проблемы, следует признать слабую разработанность некоторых важных теоретико-методологических аспектов, связанных с девиантностью и девиантным поведением подростков. Поскольку данная проблема является пограничной со многими науками (педагогикой, социологией, философией, психологией, криминологией, медициной и др.), постольку требует комплексного и многоаспектного анализа с доминирующей ориентацией на психологическую науку. Это одна из тех проблем, всестороннее осмысление которых предполагает научный поиск и на теоретико-методологическом, и на прикладном эмпирическом уровнях.

Анализ теоретических подходов выделяет реальные противоречия, возникающие в жизни каждого подростка, социальной группы и общества в целом. С одной стороны, для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении в стремлениях к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление (средовых факторов, внутренних условий) обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда представляет собой напряжение, а при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям и т.п.

Таким образом современная психология, несмотря на значительное распространение и популярность разного рода рекомендаций как вести себя в различных экстремальных жизненных ситуациях, как уберечь себя от влияния стрессовых, конфликтных ситуаций и общения с девиантными людьми, пока располагает весьма ограниченными возможностями серьезного, достаточно ответственного вмешательства в современную практику.

Общие особенности причин девиантного поведения.

На основании общего анализа всех трех основных подходов можно высказать предположение, что отличительной особенностью детской психики и детского организма является то, что девиантное поведение проявляется в виде реакции дезадаптации на тяжелые или длительные стрессы (дистресс). При состояниях дистресса у детей так часты [19, с.8-9]:

)   Отклонения в развитии;

2) Психосоматические, связанные с психической травмой нарушения соматического состояния и физического развития;

)   Различные поведенческие нарушения, которые могут закрепляться и вести к стойкой дезадаптации.

Продолжая данную мысль, авторы выделяют следующие виды стрессов, переходящих в дистресс:

·   Стресс выраженных ограничений и/или лишений в удовлетворении витально значимых (жизненно необходимых) биологических и социальных потребностей детей в процессе их социализации и возрастного психического развития (психическая депривация);

·   Стресс утраты родителей, близких, их любви и заботы, вызывающий страх "остаться одному", потеряться, страх разрушения надежной и устойчивой связи с эмоционально значимыми лицами;

·   Стресс интенсивного эмоционального напряжения, обусловленного ожиданием негативных воздействий (угроз, физического или сексуального насилия) или вынужденным вовлечением в объективные, противоположно направленные по исходу семейные или другие конфликты взрослых;

·   Стресс разобщения и разрыва с привычным стереотипом семейной жизни, круга общения, занятий, учёбы. В большинстве случаев данный вид стресса усложняется за счёт вынужденной изоляции и ограничения личностной активности;

·   Стресс "утомления" или интенсивного психического напряжения, обусловленного включением в длительную, приводящую к нарастающему снижению психической устойчивости (астенизации);

·   Стресс "оценки", "неисполнения ожиданий" и/или "поражения" в предстоящей, настоящей или будущей деятельности (переживание неуспешности, "неудачи" в межличностных отношениях, в учёбе, спорте, любой значимой деятельности);

Теперь, учитывая положения социального подхода, можно сделать вывод, что различные виды стрессов лежат в основе девиантного поведения и определяют нарушения развития и психического здоровья детей. В связи с этим выделяются следующие группы "риска", которые отличаются по ведущим механизмам социализации и психологическим дистрессам, которые используются и в коррекционной работе для психолого-педагогической поддержки и медико-социальной помощи, правовой защиты детей с особыми потребностями. Классификация социально-психологических групп подростков с девиантным поведением следующая [19, с.9-10]:

·   Дети, лишенные родительского попечения в результате физического или социального сиротства ("социальное сиротство" - осуществленное по закону изъятие ребенка из семьи в связи с необеспечением родителями заботы, ухода и воспитания своих детей и/или угрозой их здоровью, психическому состоянию и благополучному развитию);

·   Дети, пострадавшие от различных форм насилия (пренебрежение в удовлетворении их важных биологических и социальных потребностей, физическое и сексуальное насилие, жестокое обращение);

·   Дети, вовлечённые в криминальную среду и проявляющие противоправную активность (совершение правонарушений) до возраста достижения уголовной ответственности и подростки-правонарушители;

·   Дети, вовлечённые в глобальные социальные конфликты (дети семей беженцев и вынужденных переселенцев) и ставшие в результате их воздействия жертвами плохого обращения и/или психического развития (дети с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими формами дефектов).

Проведенный анализ является необходимым введением к оценке более частных форм отклоняющегося поведения, которое непосредственно связано с теми или иными типами средовой девиации несовершеннолетнего. Достаточно полной характеристикой отклоняющегося поведения служит информационно-аналитическая оценка наиболее негативных форм девиаций, а именно противоправного поведения и наркотизации.

Таким образом, девиантное поведение имеет свою динамику, которую необходимо понимать и учитывать в своей работе психологу, чтобы принимать своевременные меры по превенции, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий этого поведения. Девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, детерминирующего, направляющего и обеспечивающего реализацию девиантного поведения. Однако содержание и структура этого психологического образования, механизмы реализации девиантного поведения нуждаются в уточнении, что должно стать предметом дальнейших исследований.

К сожалению, современная психология, несмотря на значительное распространение и популярность разного рода рекомендаций как вести себя в различных экстремальных жизненных ситуациях, как уберечь себя от влияния стрессовых, конфликтных ситуаций и общения с девиантными людьми, пока располагает весьма ограниченными возможностями серьезного, достаточно ответственного вмешательства в современную практику.

Учитывая положения социального подхода, можно сделать вывод, что различные виды стрессов лежат в основе девиантного поведения и определяют нарушения развития и психического здоровья детей. В связи с этим выделяются определенные группы "риска", которые отличаются по ведущим механизмам социализации и психологическим дистрессам, которые используются и в коррекционной работе для психолого-педагогической поддержки и медико-социальной помощи, правовой защиты детей с особыми потребностями.

 




2020-03-17 155 Обсуждений (0)
Причины девиантного поведения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины девиантного поведения подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)