Анализ причин и пути оптимизации девиантного поведения подростков
На основе проведенной работы можно заключить, что сущность конфликтного поведения подростков заключена в противоречии, возникающем у лиц с отклоняющемся поведением в связи с проблемным удовлетворением ими тех или иных вопросов социальной и личной жизни, разрешаемых антиобщественными и противоправными способами. Возникающие противоречия приводят подростков к конфликтам тогда, когда они затрагивают их материальные и духовные потребности и интересы, их престиж, моральное достоинство, социальный статус референтной группы или личности. Можно выделить три основных фактора, обуславливающих рост конфликтного поведения. Это социально-экономический фактор, социально психологический и индивидуально-психологический. Они находятся в тесной взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимовлияния. Основным из этих факторов является социально-экономический, который воздействует на индивидуально-личностные особенности подростка через социально-психологический фактор (систему взаимоотношений, общение). Обострение межличностных отношений, частые конфликтные столкновения, рост жестокости, агрессивности, преступности среди подростков, связывается именно с социально-экономическим фактором. Условия, причины и провоцирующие действия, способствующие возникновению, развитию и функционированию конфликтов, могут быть обусловлены особенностями макро - и микросреды, а также индивидуально-личностными особенностями. Среди них наиболее значимыми являются: социально-психологическое неблагополучие в семье, в образовательных учреждениях; социальная напряженность в обществе; криминализация деятельности, отношений и общения; социальное неравенство; низкий прожиточный уровень и др. Среди основных причин конфликтов подростков девиантного поведения выделяются негативные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, эмоциональную возбудимость подростков, их неадекватный уровень самооценки, морально-нравственная невоспитанность и др. Среди действий, провоцирующих подростков на конфликт, наиболее типичными являются: неподчинение взрослым, несправедливость наказания, грубость, угрозы, оскорбления в отношениях с подростками и др. Таким образом, проанализировав причины, условия и провоцирующие действия, способствующие возникновению конфликтов среди подростков с девиантным поведением, мы пришли к выводу, что они являются следствием негативной деформации деятельности, отношений и общения в макро - и микросреде. Основными мотивами конфликтных отношений у подростков с девиантным поведением является стремление к удовлетворению эгоистических желаний, аморальность средств и способов удовлетворения потребностей, а также несоответствие между имеющимися у них желаниями и возможностями их удовлетворения. Пути оптимизации. Одними из возможных путей оптимизации девиантного поведения подростков могут являться: Метод разговорной психотерапии - логотерапия, музыкотерапия, имаготерапия, психогимнастика, моритатерапия. Метод разговорной психотерапии - логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях. Музыкотерапия - использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных. Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле. Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений "я иду по воде", "по горячему песку", "спешу в школу". Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Моритатерапия - метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения. Таким образом при индивидуальном подходе к подростку можно корректировать его девиантное поведение. Вывод по 2 главе
Исходя из определенной во введении к исследованию гипотезы: "одним из основных факторов проявления девиантного поведения является склонность подростков к конфликтам, а так же не способность к их конструктивному разрешению", можно заключить, что она подтверждается. Проанализировав причины, условия и провоцирующие действия, способствующие возникновению конфликтов среди подростков с девиантным поведением, мы пришли к выводу, что они являются следствием негативной деформации деятельности, отношений и общения в макро - и микросреде. Основными мотивами конфликтных отношений у подростков с девиантным поведением является стремление к удовлетворению эгоистических желаний, аморальность средств и способов удовлетворения потребностей, а также несоответствие между имеющимися у них желаниями и возможностями их удовлетворения. Одними из возможных путей оптимизации девиантного поведения подростков могут являться: Метод разговорной психотерапии - логотерапия, миузыкотерапия, имаготерапия, психогимнастика, моритатерапия. При индивидуальном подходе к подростку можно корректировать его девиантное поведение. Приложение.
Таблица 2. Результаты по методике диагностики склонности к девиантному поведению.
Таблица 3. Интерпретация показателей по методике диагностики склонности к девиантному поведению.
Таблица 5. Варианты поведения в конфликте по методике Томаса
Заключение
В России, в отличие от зарубежной науки, психология девиантного (отклоняющегося) поведения еще не сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина, а находится на пути становления и развития. Существует несколько методологических оснований и перспективных стратегий в решении проблемы девиантности и девиантного поведения. Однако в каждом конкретном случае психологу необходимо учитывать структуру и вид поведенческих отклонений. Девиантное поведение имеет свою динамику, которую необходимо понимать и учитывать в своей работе психологу, чтобы принимать своевременные меры по превенции, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий этого поведения. Девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, детерминирующего, направляющего и обеспечивающего реализацию девиантного поведения. Однако содержание и структура этого психологического образования, механизмы реализации девиантного поведения нуждаются в уточнении, что должно стать предметом дальнейших исследований. К сожалению, современная психология, несмотря на значительное распространение и популярность разного рода рекомендаций как вести себя в различных экстремальных жизненных ситуациях, как уберечь себя от влияния стрессовых, конфликтных ситуаций и общения с девиантными людьми, пока располагает весьма ограниченными возможностями серьезного, достаточно ответственного вмешательства в современную практику. Учитывая положения социального подхода, можно сделать вывод, что различные виды стрессов лежат в основе девиантного поведения и определяют нарушения развития и психического здоровья детей. В связи с этим выделяются определенные группы "риска", которые отличаются по ведущим механизмам социализации и психологическим дистрессам, которые используются и в коррекционной работе для психолого-педагогической поддержки и медико-социальной помощи, правовой защиты детей с особыми потребностями. С помощью комплекса методов можно произвести эффективную диагностику предконфликтного и конфликтного состояния, выявить предполагаемые и скрытые причины конфликта, наметить способы и методы их урегулирования. Исходя из определенной во введении к исследованию гипотезы: "одним из основных факторов проявления девиантного поведения является склонность подростков к конфликтам, а так же не способность к их конструктивному разрешению", можно заключить, что она подтверждается. Проанализировав причины, условия и провоцирующие действия, способствующие возникновению конфликтов среди подростков с девиантным поведением, мы пришли к выводу, что они являются следствием негативной деформации деятельности, отношений и общения в макро - и микросреде. Основными мотивами конфликтных отношений у подростков с девиантным поведением является стремление к удовлетворению эгоистических желаний, аморальность средств и способов удовлетворения потребностей, а также несоответствие между имеющимися у них желаниями и возможностями их удовлетворения. Одними из возможных путей оптимизации девиантного поведения подростков могут являться: Метод разговорной психотерапии - логотерапия, миузыкотерапия, имаготерапия, психогимнастика, моритатерапия. При индивидуальном подходе к подростку можно корректировать его девиантное поведение. Список используемой литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 2000. . Бадамаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников - М.: Аспект-Пресс 1997 . Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. с.132. . Девиантное поведение: методология и методика исследования/ Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. - 196 с. . Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/Под ред.В.А. Никитина - М.: ВЛАДОС, 1996 . Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М., 2002. . Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М., 2003. - 288с. . Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2. . Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М", 2001 . Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня - М.: Психология и Педагогика, 1965 . Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 2000. . Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4. . Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения. - М., 2003 . Можгинский Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999 . Общая психология: Пособие для врачей/А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявкин, М.Е. Литвак. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416с. . Овчарова Р.В. "Технологии практического психолога образования", Творческий центр "Сфера", Москва, 2000 г., с.255. . Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002 . Практическая психология в тестах, или Кк научиться понимать себя и других - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 . Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности - Новосибирск, изд-во НГУ, 1998 . Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения) - М., Новый отсчет, 2001 . Словарь практического психолога/сост.С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. . Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005, 336с. . Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978 . Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии - М.: Речь, 1995
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |