Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ причин и пути оптимизации девиантного поведения подростков



2020-03-17 153 Обсуждений (0)
Анализ причин и пути оптимизации девиантного поведения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На основе проведенной работы можно заключить, что сущность конфликтного поведения подростков заключена в противоречии, возникающем у лиц с отклоняющемся поведением в связи с проблемным удовлетворением ими тех или иных вопросов социальной и личной жизни, разрешаемых антиобщественными и противоправными способами. Возникающие противоречия приводят подростков к конфликтам тогда, когда они затрагивают их материальные и духовные потребности и интересы, их престиж, моральное достоинство, социальный статус референтной группы или личности.

Можно выделить три основных фактора, обуславливающих рост конфликтного поведения. Это социально-экономический фактор, социально психологический и индивидуально-психологический. Они находятся в тесной взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимовлияния. Основным из этих факторов является социально-экономический, который воздействует на индивидуально-личностные особенности подростка через социально-психологический фактор (систему взаимоотношений, общение). Обострение межличностных отношений, частые конфликтные столкновения, рост жестокости, агрессивности, преступности среди подростков, связывается именно с социально-экономическим фактором.

Условия, причины и провоцирующие действия, способствующие возникновению, развитию и функционированию конфликтов, могут быть обусловлены особенностями макро - и микросреды, а также индивидуально-личностными особенностями. Среди них наиболее значимыми являются: социально-психологическое неблагополучие в семье, в образовательных учреждениях; социальная напряженность в обществе; криминализация деятельности, отношений и общения; социальное неравенство; низкий прожиточный уровень и др.

Среди основных причин конфликтов подростков девиантного поведения выделяются негативные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, эмоциональную возбудимость подростков, их неадекватный уровень самооценки, морально-нравственная невоспитанность и др.

Среди действий, провоцирующих подростков на конфликт, наиболее типичными являются: неподчинение взрослым, несправедливость наказания, грубость, угрозы, оскорбления в отношениях с подростками и др.

Таким образом, проанализировав причины, условия и провоцирующие действия, способствующие возникновению конфликтов среди подростков с девиантным поведением, мы пришли к выводу, что они являются следствием негативной деформации деятельности, отношений и общения в макро - и микросреде. Основными мотивами конфликтных отношений у подростков с девиантным поведением является стремление к удовлетворению эгоистических желаний, аморальность средств и способов удовлетворения потребностей, а также несоответствие между имеющимися у них желаниями и возможностями их удовлетворения.

Пути оптимизации.

Одними из возможных путей оптимизации девиантного поведения подростков могут являться: Метод разговорной психотерапии - логотерапия, музыкотерапия, имаготерапия, психогимнастика, моритатерапия.

Метод разговорной психотерапии - логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия - использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных. Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений "я иду по воде", "по горячему песку", "спешу в школу". Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Моритатерапия - метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения. Таким образом при индивидуальном подходе к подростку можно корректировать его девиантное поведение.


Вывод по 2 главе

 

Исходя из определенной во введении к исследованию гипотезы: "одним из основных факторов проявления девиантного поведения является склонность подростков к конфликтам, а так же не способность к их конструктивному разрешению", можно заключить, что она подтверждается.

Проанализировав причины, условия и провоцирующие действия, способствующие возникновению конфликтов среди подростков с девиантным поведением, мы пришли к выводу, что они являются следствием негативной деформации деятельности, отношений и общения в макро - и микросреде. Основными мотивами конфликтных отношений у подростков с девиантным поведением является стремление к удовлетворению эгоистических желаний, аморальность средств и способов удовлетворения потребностей, а также несоответствие между имеющимися у них желаниями и возможностями их удовлетворения. Одними из возможных путей оптимизации девиантного поведения подростков могут являться: Метод разговорной психотерапии - логотерапия, миузыкотерапия, имаготерапия, психогимнастика, моритатерапия. При индивидуальном подходе к подростку можно корректировать его девиантное поведение.

Приложение.

 

Таблица 2. Результаты по методике диагностики склонности к девиантному поведению.

    УстановкаНа соц положительные ответы Преодоление норм и правил Аддитивноеповедение Самопожертвование и саморазрушение Агрессия и насилие ВолевойКонтрольЭмоциональных реакций Деликвентноеповедение
1 Андрианов В.А. 3 8 2 7 13 6 4
2 Богатырёв Д.Н. 8 4 4 10 7 3 4
3 Власов И.А. 1 10 10 10 16 11 8
4 Зотов А.К. 2 8 10 7 15 11 7
5 Зотов С.К. 6 9 9 10 8 3 6
6 Кузин С.С. 5 4 4 9 10 6 2
7 Сергеев М.В. 1 9 9 11 17 10 7
8 Фадеев С.А. 3 8 10 11 16 10 7
9 Янченков Г.И. 2 8 10 11 15 11 8
10 Агеева Ю.В. 1 7 10 12 9 8 6
11 Анисимова О. В 2 10 14 7 10 9 12
12 Антипова Н.А. 5 5 6 2 3 5 5
13 Галицкая И.И. 3 10 12 4 3 3 9
14 Главнова Е.К. 2 4 7 4 4 3 6
15 Иванова А.К. 2 11 14 11 11 11 11
16 Инина М.Ю. 2 8 15 9 6 5 10
17 Козлова А.В. 2 5 11 4 9 8 6
18 Комиссарова В.В. 4 7 7 3 6 7 5
19 Кошечкина О.В. 4 8 11 7 12 8 10
20 Микиладзе К.М. 4 12 14 15 17 10 10
21 Петрова Е.Г. 3 13 12 8 8 4 9
22 Пигалева Е.С. 2 11 10 9 15 5 10
23 Прохорова С.В. 4 6 8 1 4 6 4
24 Пушкина И.М. 1 4 7 8 13 5 5
25 Семина В.О. 2 10 15 19 19 11 11
26 Филимонова Л.Е. 3 7 11 2 3 5 7
27 Черникова А.С. 1 10 15 13 13 11 12
28 Чумичёва Н.М. 4 4 5 10 4 3 2
  Средний балл 2,93 7,86 9,71 8,36 10,21 7,07 7,25

 

Таблица 3. Интерпретация показателей по методике диагностики склонности к девиантному поведению.

    Установка На соц положительные ответы Преодоление норм и правил Аддитивное поведение Самопожертвование и саморазрушение Агрессия и насилие Волевой Контроль Эмоциональных реакций Деликвентное поведение
  Показатель отклонения 2,13 2,42 3,04 2,76 3,94 3,01 3,22
1 Андрианов В.А. 0,07 0,14 -7,71 -1,36 2,79 -1,07 -3,25
2 Богатырёв Д.Н. 5,07 -3,86 -5,71 1,64 -3,21 -4,07 -3,25
3 Власов И.А. -1,93 2,14 0,29 1,64 5,79 3,93 0,75
4 Зотов А.К. -0,93 0,14 0,29 -1,36 4,79 3,93 -0,25
5 Зотов С.К. 3,07 1,14 -0,71 1,64 -2,21 -4,07 -1,25
6 Кузин С.С. 2,07 -3,86 -5,71 0,64 -0,21 -1,07 -5,25
7 Сергеев М.В. -1,93 1,14 -0,71 2,64 6,79 2,93 -0,25
8 Фадеев С.А. 0,07 0,14 0,29 2,64 5,79 2,93 -0,25
9 Янченков Г.И. -0,93 0,14 0,29 2,64 4,79 3,93 0,75
10 Агеева Ю.В. -1,93 -0,86 0,29 3,64 -1,21 0,93 -1,25
11 Анисимова О. В -0,93 2,14 4,29 -1,36 -0,21 1,93 4,75
12 Антипова Н.А. 2,07 -2,86 -3,71 -6,36 -7,21 -2,07 -2,25
13 Галицкая И.И. 0,07 2,14 2,29 -4,36 -7,21 -4,07 1,75
14 Главнова Е.К. -0,93 -3,86 -2,71 -4,36 -6,21 -5,07 -1,25
15 Иванова А.К. -0,93 3,14 4,29 2,64 0,79 3,93 3,75
16 Инина М.Ю. -0,93 0,14 5,29 0,64 -4,21 -2,07 2,75
17 Козлова А.В. -0,93 -2,86 1,29 -4,36 -1,21 0,93 -1,25
18 Комиссарова В.В. 1,07 -0,86 -2,71 -5,36 -4,21 -0,07 -2,25
19 Кошечкина О.В. 1,07 0,14 1,29 -1,36 1,79 0,93 2,75
20 Микиладзе К.М. 1,07 4,14 4,29 6,64 6,79 2,93 2,75
21 Петрова Е.Г. 0,07 5,14 2,29 -0,36 -2,21 -2,07 1,75
22 Пигалева Е.С. -0,93 3,14 0,29 0,64 4,79 -2,07 2,75
23 Прохорова С.В. 1,07 -1,86 -1,71 -7,36 -6,21 -1,07 -3,29
24 Пушкина И.М. -1,93 -3,86 -2,71 -0,36 2,79 -2,07 -2,25
25 Семина В.О. -0,93 2,14 5,29 10,64 8,79 3,93 3,75
26 Филимонова Л.Е. 0,07 -0,86 1,29 -6,36 -7,21 -2,07 -0,25
27 Черникова А.С. -1,93 2,14 5,29 4,64 2,79 3,93 4,75
28 Чумичёва Н.М. 1,07 -3,86 -4,71 1,64 -6,21 -4,07 -5,25

 

Таблица 5. Варианты поведения в конфликте по методике Томаса

    1. соперничество 2. сотрудн-во 3. компромисс 4. избегание 5. присоб-ние
1 Андрианов В.А. 8 4 6 9 3
2 Богатырёв Д.Н. 7 6 5 6 6
3 Власов И.А. 5 5 5 9 6
4 Зотов А.К. 5 5 5 9 6
5 Зотов С. К 4 7 4 9 6
6 Кузин С.С. 6 5 3 10 6
7 Сергеев М. В 2 8 5 7 8
8 Фадеев С.А. 7 6 4 7 6
9 Янченков Г.И. 8 7 4 7 4
10 Агеева Ю.В. 10 4 5 7 4
11 Анисимова О. В 4 6 7 3 10
12 Антипова Н.А. 5 8 2 7 8
13 Галицкая И.И. 1 7 6 9 7
14 Главнова Е.К. 3 8 4 7 8
15 Иванова А.К. 7 8 6 2 7
16 Инина М. Ю 7 7 6 3 7
17 Козлова А.В. 7 4 5 8 6
18 Комиссарова В.В. 2 9 5 9 5
19 Кошечкина О.В. 14 3 5 5 3
20 Микиладзе К.М. 7 3 6 6 8
21 Петрова Е.Г. 3 8 5 8 6
22 Пигалева Е.С. 2 3 4 6 5
23 Прохорова С.В. 5 4 8 9 4
24 Пушкина И.М. 4 6 6 9 5
25 Семина В.О. 5 6 6 5 8
26 Филимонова Л.Е. 5 7 4 5 9
27 Черникова А.С. 3 6 6 8 7
28 Чумичёва Н.М. 3 6 8 4 9
  варианты поведения, итого 6 7 0 12 10

Заключение

 

В России, в отличие от зарубежной науки, психология девиантного (отклоняющегося) поведения еще не сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина, а находится на пути становления и развития. Существует несколько методологических оснований и перспективных стратегий в решении проблемы девиантности и девиантного поведения. Однако в каждом конкретном случае психологу необходимо учитывать структуру и вид поведенческих отклонений.

Девиантное поведение имеет свою динамику, которую необходимо понимать и учитывать в своей работе психологу, чтобы принимать своевременные меры по превенции, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий этого поведения. Девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, детерминирующего, направляющего и обеспечивающего реализацию девиантного поведения. Однако содержание и структура этого психологического образования, механизмы реализации девиантного поведения нуждаются в уточнении, что должно стать предметом дальнейших исследований.

К сожалению, современная психология, несмотря на значительное распространение и популярность разного рода рекомендаций как вести себя в различных экстремальных жизненных ситуациях, как уберечь себя от влияния стрессовых, конфликтных ситуаций и общения с девиантными людьми, пока располагает весьма ограниченными возможностями серьезного, достаточно ответственного вмешательства в современную практику.

Учитывая положения социального подхода, можно сделать вывод, что различные виды стрессов лежат в основе девиантного поведения и определяют нарушения развития и психического здоровья детей. В связи с этим выделяются определенные группы "риска", которые отличаются по ведущим механизмам социализации и психологическим дистрессам, которые используются и в коррекционной работе для психолого-педагогической поддержки и медико-социальной помощи, правовой защиты детей с особыми потребностями.

С помощью комплекса методов можно произвести эффективную диагностику предконфликтного и конфликтного состояния, выявить предполагаемые и скрытые причины конфликта, наметить способы и методы их урегулирования.

Исходя из определенной во введении к исследованию гипотезы: "одним из основных факторов проявления девиантного поведения является склонность подростков к конфликтам, а так же не способность к их конструктивному разрешению", можно заключить, что она подтверждается.

Проанализировав причины, условия и провоцирующие действия, способствующие возникновению конфликтов среди подростков с девиантным поведением, мы пришли к выводу, что они являются следствием негативной деформации деятельности, отношений и общения в макро - и микросреде. Основными мотивами конфликтных отношений у подростков с девиантным поведением является стремление к удовлетворению эгоистических желаний, аморальность средств и способов удовлетворения потребностей, а также несоответствие между имеющимися у них желаниями и возможностями их удовлетворения. Одними из возможных путей оптимизации девиантного поведения подростков могут являться: Метод разговорной психотерапии - логотерапия, миузыкотерапия, имаготерапия, психогимнастика, моритатерапия. При индивидуальном подходе к подростку можно корректировать его девиантное поведение.


Список используемой литературы

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 2000.

. Бадамаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников - М.: Аспект-Пресс 1997

. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. с.132.

. Девиантное поведение: методология и методика исследования/ Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. - 196 с.

. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/Под ред.В.А. Никитина - М.: ВЛАДОС, 1996

. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М., 2002.

. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М., 2003. - 288с.

. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.

. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М", 2001

. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня - М.: Психология и Педагогика, 1965

. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 2000.

. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4.

. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения. - М., 2003

. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999

. Общая психология: Пособие для врачей/А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявкин, М.Е. Литвак. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416с.

. Овчарова Р.В. "Технологии практического психолога образования", Творческий центр "Сфера", Москва, 2000 г., с.255.

. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002

. Практическая психология в тестах, или Кк научиться понимать себя и других - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности - Новосибирск, изд-во НГУ, 1998

. Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения) - М., Новый отсчет, 2001

. Словарь практического психолога/сост.С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.

. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005, 336с.

. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978

. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии - М.: Речь, 1995



2020-03-17 153 Обсуждений (0)
Анализ причин и пути оптимизации девиантного поведения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ причин и пути оптимизации девиантного поведения подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)