Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии



2020-03-17 276 Обсуждений (0)
Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические вопросы изучения эмпатийных тенденций личности будущего педагога

Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

Профессиональное развитие и формирование личности будущего педагога

Значение эмпатийных тенденций в работе педагога

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатийных тенденций личности будущего педагога

Организация и методики исследования

Анализ и интерпретация результатов исследования

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность исследования. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное развитие и формирование личности будущего педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту, знанию, получает удовлетворение от своего труда.

Последнее десятилетие демонстрирует ориентацию педагогов на результат, которая вступает в резонанс с ориентацией на развитие личности учащегося (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, Т.И. Шульга и др.). Наиболее серьезные затруднения отмечаются на уровне изменения профессионального отношения педагогов к учащимся, которое не всегда соотносится с гуманистическими установками, и достаточно сложно поддается изменению (И.А. Бучилова, Е.И. Медведская и др.). Отношение педагогов к учащимся выявляется лишь на стадии послевузовского развития, когда смысловые установки, лежащие в его основе, приобретают устойчивый характер и сложно поддаются изменению, в то время как начальный тип отношения к личности ученика закладывается на вузовской стадии профессионализации, благоприятной для формирования системы отношений студентов. Одним из личностно-профессиональных значимых свойств педагога, необходимого для успешного осуществления педагогического взаимодействия, является эмпатия. Выявление наличия и закономерностей развития эмпатийных свойств у студентов выступает как условие формирования профессиональной пригодности. В исследованиях отмечают профессионально важные личностные особенности будущего педагога: эмпатия, модель общения, индивидуальный стиль педагогической деятельности, индивидуальные свойства личности и их влияние на результативность учебно-воспитательного процесса (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Г. Шевченко, Л.Н. Блинова, И.И Мамайчук и др). Тем не менее, необходимо отметить недостаток эмпирических исследований, посвященных влиянию индивидуально-психологических особенностей на эмпатийные тенденции будущих педагогов.

Цель исследования: провести эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и эмпатии будущего педагога.

Объект исследования: эмпатийные тенденции личности будущего педагога.

Предмет исследования: взаимосвязь некоторых личностных особенностей и эмпатии у будущих педагогов.

Гипотеза исследования: некоторые личностные особенности будущих педагогов способствуют развитию эмпатии.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы изучить понятие эмпатии;

.   Рассмотреть сущность и структуру профессионального развития и формирования личности будущего педагога;

.   Определить значение эмпатийных тенденций в работе педагога;

.   Провести эмпирическое исследование эмпатийных тенденций личности будущего педагога.

Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование по методикам: опросник "16PF" Р. Кеттелла, "Способность педагога к эмпатии" (И.М. Юсупов),

Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участи 30 студентов очного отделения ЕФ КФУ "Елабужский Филиал Казанского Федерального Университета " в возрасте 19-22 лет, из которых 22 девушки и 8 парней.

Структура работы: введение, две главы, заключение, приложение.


Глава 1. Теоретические вопросы изучения эмпатийных тенденций личности будущего педагога

Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

 

Понятие эмпатии традиционно оценивается как многозначное. Можно выделить основные группы понятий по следующему принципу: источник содержания (понятие-предшественник) и базовая категория, в соотношении с которой оформляется содержание понятия. Такими категориями являются: 1) категория познания, в связи с которой оформляются предшествующие эмпатии понятия: понятие вчувствования как особого механизма познания у Т. Липпса; понятие сопереживания как способа познания переживания, формулируемое В. Дильтеем для описания особой формы или метода понимания в гуманитарных науках; 2) категория отношения, в связи с которой оформляется содержание понятия эмпатии, идущее от философской традиции понятия "симпатия"[5,с.19].

Рассмотрим типы понятия "эмпатия", данные через связь с этими категориями: эмпатия как феномен познания и эмпатия как феномен отношения, а также интегративные подходы, объединяющие их. Подходы, рассматривающие эмпатию как феномен познания, возникли на пересечении феноменологии, философии жизни, описательной (понимающей) психологии, то есть в направлениях, заложивших основы неклассической парадигмы гуманитарных наук. Переживание как репрезентирующее уникальное, смысловое измерение жизни личности рассматривается в этой традиции в качестве предмета гуманитарных наук ипсихологии, эмпатия как способ доступа к переживанию претендует на статус их метода.

Изначально понятие "вчувствование" Т. Липпса и введенный Э. Титченером термин "эмпатия" как его перевод не связаны с традицией сопереживания и симпатии. Понятие вчувствования подразумевает проекцию переживаний Я в объекты на основе моторной имитации и решает конкретные гносеологические задачи обоснования непосредственного характера восприятия, объективации индивидуальных смыслов и значений в психической деятельности индивида и т.п. Однако рассмотрение Т. Липпсом этих вопросов в контексте феноменологического подхода позволило другим исследователям использовать именно это понятие как основу, постепенно обогащаемую смыслами, накопленными при разработке понятия сопереживания В. Дильтеем и К. Ясперсом[16,с.18].

Эти смыслы сопереживания задают, во-первых, феноменологический оттенок значения понятия "эмпатия" - эмпатия рассматривается как понимание другого в его системе координат, так, как видит себя он сам, из внутренней феноменологической перспективы. В дальнейшем эта традиция будет продолжена авторами концепций так называемой "когнитивной эмпатии", в интеракционизме Дж. Мида (эмпатия как принятие роли другого, постановка на место другого), онтогенетических исследованиях развития децентрации (Ж. Пиаже). Во-вторых, от В. Дильтея идет спецификация эмпатии как целостного и "аналогового" процесса понимания. Как переживание является единицей жизни, полномочным представителем ее в целостности и единстве, так и сопереживание многопланово, но едино, переживается, а не заключается, выводится[17,с.54].

Узкая и широкая трактовки понятия "переживание" - как непосредственного испытывания, как событийного переживания, как деятельности - обусловливают существование узких и широких трактовок сопереживания и эмпатии: от эмоциональной реакции на эмоции до исследования внутреннего мира другого человека.

Обобщение опыта практики в теориях гуманистической психологии К. Роджерса и психологии самости Х. Кохута приводит к формулированию представлений об эмпатии как предмете универсальной потребности развития и условии личностного развития, методе психотерапии и методе психологии. В данных психотерапевтических системах осуществлена наиболее полная интеграция значений и смыслов понятия "эмпатия". И Кохут, и Роджерс понимают эмпатию как процесс, ориентированный на понимание и реагирование на внутренний мир другого человека с точки зрения его собственной системы координат, базирующийся на сопереживании, предельной целью которого является развитие личности другого человека. На уровне профессиональных установок и навыков работы психотерапевта эмпатия выступает как особое отношение к клиенту и способ реализации этого отношения[22,с.74].

В современной психологии преобладают исследования эмпатии как реагирования на чувства, состояние другого человека. Содержание, традиционное для симпатии, - сочувствие, сострадание, забота - было дополнено за счет понятия личного дистресса: чувств, возникающих в ответ, но ориентированных на себя, на состояние субъекта эмпатии. Данный подход распространен в возрастной психологии и исследованиях мотивации морального поведения и помощи. Они являются, на наш взгляд, локальной по предмету областью изучения эмпатии. Постепенно в этом поле возникает необходимость и возможность видения генетического, личностного или коммуникативного контекста, и это составляет основную тенденцию их развития в конце ХХ века[5,с.114].

Можно выделить несколько основных психологических категорий, посредством которых ученые определяют понятие "эмпатия": способность (Т.П. Гаврилова, Дж. Мид и др.), свойство (Ю.А. Менджерицкая), состояние (T. Singer, F. de Vignemont), процесс (Н.Н. Обозов, G.A. Gladstein), реакция (M.H. Davis, N. Eisenberg, M.L. Hoffman) [23,с.98].

Обобщая все исследованные концепции эмпатии можно прийти к заключению, что выделяется как минимум три основных компонента в структуре эмпатии: 1) когнитивный компонент (Ю.А. Менджерицкая, Н.Н. Обозов, M.L. Hoffman); 2) эмоциональный компонент (Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая, Н.Н. Обозов, Н.И. Сарджвеладзе, M.L. Hoffman); 3) действенный компонент (Ю.А. Менджерицкая, Н.Н. Обозов, Н.И. Сарджвеладзе). В соответствие с указанными компонентами эмпатии выделяются основные виды эмпатии: когнитивная, эмоциональная и действенная. При этом эмоциональная эмпатия подразделяется рядом исследователей на позитивную ("сорадование") и негативную (сострадание) (В.В. Абраменкова, H. Hashimoto, E. Royzman) [16,с.65].

К механизмам эмпатии различные авторы относят эмоциональное заражение (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе, S. Preston, Fr. de Waal), проекцию и интроекцию (Е.Я. Басин, Н.И. Сарджвеладзе), идентификацию (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе), децентрацию (Т.П. Гаврилова, Т.И. Пашукова, О.И. Цветкова) [17,с.102].

Интегративный подход к эмпатии развивается в социальной психологии и в различных направлениях консультативной и психотерапевтической практики. Единство познания и отношения, реализуемое в интегративных подходах, осуществляется в них либо на основе категории общения (единство коммуникативного, интерактивного и перцептивного в общении), либо на основе категории личности и личностного развития.

В современной психотерапии реализуется видение эмпатии, во-первых, как "способа доступа" к переживаниям и их развития здесь-и-сейчас и, во-вторых, как феномена интерперсональных отношений и фактора личностных изменений в целом. В человекоцентрированном подходе развивается "экспириентальное" направление, в котором акцентируется первый фокус видения эмпатии. При этом представляется важным удерживать фокусы второго типа, личностный, интерперсональный контекст. Тенденция к потере такого контекста существует в некоторых вариантах "экспириентальных" подходов. В психоанализе эмпатия рассматривается в отношениях со значимыми другими и реализуется и анализируется в отношениях с аналитиком. В целом и в экспириентальных, и в психоаналитических подходах, основывающихся на психологии самости Х. Кохута, реализуется "психотехническое" понимание эмпатии как метода порождения и развития переживания[5,с.164].

Наиболее продуктивное развитие психология эмпатии приобретает в рамках гуманистической психологии и генетической парадигмы исследований. Именно эти контексты являются, на наш взгляд, основными зонами роста теории и практики эмпатии.



2020-03-17 276 Обсуждений (0)
Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)