Значение эмпатийных тенденций в работе педагога
Педагогическая эмпатия рассматривается нами как вид эмоционального отношения педагога к воспитаннику. По мнению Д.В. Белых, эмпатия как отношение включает в себя три компонента. . Когнитивный компонент, который выражается в восприятии эмоций и эмоциональных состояний воспитанника, их распознавании и оценке их педагогического смысла. Педагогический смысл воспринимаемых эмоциональных явлений определяется их ролью в целостном педагогическом процессе. Эта роль может выражаться в облегчении или затруднении деятельности и общения ученика, провоцировании и закреплении деструктивных форм поведения или облегчении деятельности и общения учащегося и побуждении его к конструктивным формам взаимодействия и поведения. эмпатия педагог эмоциональный когнитивный 2. Эмоциональный компонент, который состоит в сопереживании педагогом ученику на основе эмоциональной идентификации с ним. При этом важнейшую роль играет эмоциональность, как способность к эмоциональным переживаниям. Она включает в себя эмоциональную чуткость, то есть эмоциональную откликаемость на переживания другого человека. При этом также важна эмоциональная аутентичность, то есть способность испытывать и проявлять подлинные эмоции, не пытаясь показывать те, которые диктуются представлением педагога о должных в той или иной ситуации переживаниях. . Поведенческий компонент, выражающийся в оказании действенной помощи воспитаннику, попавшему в затруднение путем оказания психологической поддержки, воздействия непосредственно на его эмоциональное состояние или путем оказания помощи в преодолении проблемной ситуации[4,с.11]. Уровень развития этих компонентов определяет уровень развития педагогической эмпатии в целом. При этом развитие каждого компонента характеризуется специфическим набором критериев. Развитие когнитивного компонента определяется следующими критериями: · знанием основных эмоций и эмоциональных состояний человека и умение распознавать по их внешним проявлениям; · знанием механизмов эмоциональной регуляции поведения и деятельности; · пониманием педагогического значения эмоций и эмоциональных состояний. Развитие эмоционального компонента определяется следующими критериями: · общей эмоциональной возбудимостью (чувствительностью и эмоциональной отзывчивостью); · эмоциональной аутентичностью, то есть способностью испытывать и проявлять подлинные переживания; · способностью к эмоциональной идентификации, то есть способностью поставить себя на место ученика, прежде всего, мысленно прочувствовать физическую (мышечную) картину эмоций, чтобы прочувствовать, понять их содержание и силу[5,с.121]. Развитие поведенческого компонента определяется следующими критериями: · психологической готовностью к оказанию действенной помощи; · владением приемами воздействия на эмоциональное состояние партнера, например, эмпатическим слушанием; · умение демонстрировать принятие партнера и его чувств, пользоваться "Я-высказываниями". Исходя из сказанного выше, мы предлагаем следующее определение педагогической эмпатии. Педагогическая эмпатия - это эмоциональное отношение педагога к воспитаннику, которое состоит в восприятии, распознавании и оценке эмоциональных переживаний и состояний воспитанника, сопереживании и оказании действенной помощи ему в преодолении возникших трудностей и негативных переживаний. При этом разные уровни развития педагогической эмпатии характеризуются следующим образом. Низкий уровень развития - педагог не обращает внимания на эмоциональное состояние и переживания учащегося, действует с эгоцентрических позиций, учитывая лишь собственные мотивы, цели и переживания. Средний уровень - педагог воспринимает и пытается учесть эмоциональные состояния и переживания учащегося, но не понимает их значения для педагогического процесса, пытается осмыслить их, исходя из своего здравого смысла. Высокий уровень - педагог проявляет высокую чувствительность к эмоциональному состоянию учащегося, знает законы эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Он понимает смысл переживаемых учащимся эмоций для осуществляемого педагогического процесса[10,с.26]. Педагогическая эмпатия характеризуется целостностью в плане формирования и проявления. Ее изучение предполагает целостный подход, так как она проявляется в поступках, в действиях или в операциях. Специфика педагогической эмпатии (действенность, интенсивность, естественность, включенность экспериментатора, очевидность результатов) требует особых методов исследования, в которых могли быть реализованы эти условия. Результатами исследования могут считаться данные, полученные в альтернативной ситуации морального выбора, с выходом на помогающее (альтруистическое) поведение. Эмпатические переживания должны вызываться в естественных условиях, которые можно произвольно изменять с целью обнаружения и анализа различных звеньев эмпатийного процесса. Выводы по главе 1
. В работе представлен генезис понятия "эмпатия" в зарубежной и отечественной психологии. На первом этапе формирования содержание понятия "эмпатия" определяется понятиями "вчувствование" (Т. Липпс) и "сопереживание" (В. Дильтей). Второе направление исследований определяется понятием "симпатия" (Г. Спенсер, М. Шелер и др.) и задает подход к эмпатии как к феномену отношений. Сущностью интеграции является то, что развитие личности невозможно вне и без встречи с Другим. В этом контексте эмпатия выступает как фундаментальное условие развития личности. . Профессиональное развитие и формирование личности будущего педагога, являясь актуальной проблемой, происходит в процессе профессионального обучения в вузе, в период производственной практики и в дальнейшей профессионализации. Развитие профессионально важных качеств (ПВК) и свойств личности включает когнитивный, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты. Умение сопереживать другому является основой формирования и совершенствования педагогического мастерства. . Педагогическая эмпатия выступает как профессионально важное качество педагога. Оно отвечает гуманистическим тенденциям, наблюдающимся в современной педагогической практике, и является важным условием эффективности педагогического взаимодействия. По своей сущности педагогическая эмпатия может быть рассмотрена в качестве особого вида отношения педагога к воспитаннику, основное содержание которого составляет эмоциональная сторона данного отношения. В структуре педагогической эмпатии как отношения можно выделить три составляющие - когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Соответственно, развитие педагогической эмпатии определяется развитием этих трех компонентов, которые отличаются спецификой условий и способов своего развития.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |