Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение эмпатийных тенденций в работе педагога



2020-03-17 391 Обсуждений (0)
Значение эмпатийных тенденций в работе педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Педагогическая эмпатия рассматривается нами как вид эмоционального отношения педагога к воспитаннику.

По мнению Д.В. Белых, эмпатия как отношение включает в себя три компонента.

. Когнитивный компонент, который выражается в восприятии эмоций и эмоциональных состояний воспитанника, их распознавании и оценке их педагогического смысла. Педагогический смысл воспринимаемых эмоциональных явлений определяется их ролью в целостном педагогическом процессе. Эта роль может выражаться в облегчении или затруднении деятельности и общения ученика, провоцировании и закреплении деструктивных форм поведения или облегчении деятельности и общения учащегося и побуждении его к конструктивным формам взаимодействия и поведения. эмпатия педагог эмоциональный когнитивный

2. Эмоциональный компонент, который состоит в сопереживании педагогом ученику на основе эмоциональной идентификации с ним. При этом важнейшую роль играет эмоциональность, как способность к эмоциональным переживаниям. Она включает в себя эмоциональную чуткость, то есть эмоциональную откликаемость на переживания другого человека. При этом также важна эмоциональная аутентичность, то есть способность испытывать и проявлять подлинные эмоции, не пытаясь показывать те, которые диктуются представлением педагога о должных в той или иной ситуации переживаниях.

. Поведенческий компонент, выражающийся в оказании действенной помощи воспитаннику, попавшему в затруднение путем оказания психологической поддержки, воздействия непосредственно на его эмоциональное состояние или путем оказания помощи в преодолении проблемной ситуации[4,с.11].

Уровень развития этих компонентов определяет уровень развития педагогической эмпатии в целом. При этом развитие каждого компонента характеризуется специфическим набором критериев.

Развитие когнитивного компонента определяется следующими критериями:

·   знанием основных эмоций и эмоциональных состояний человека и умение распознавать по их внешним проявлениям;

·   знанием механизмов эмоциональной регуляции поведения и деятельности;

·   пониманием педагогического значения эмоций и эмоциональных состояний.

Развитие эмоционального компонента определяется следующими критериями:

·   общей эмоциональной возбудимостью (чувствительностью и эмоциональной отзывчивостью);

·   эмоциональной аутентичностью, то есть способностью испытывать и проявлять подлинные переживания;

·   способностью к эмоциональной идентификации, то есть способностью поставить себя на место ученика, прежде всего, мысленно прочувствовать физическую (мышечную) картину эмоций, чтобы прочувствовать, понять их содержание и силу[5,с.121].

Развитие поведенческого компонента определяется следующими критериями:

·   психологической готовностью к оказанию действенной помощи;

·   владением приемами воздействия на эмоциональное состояние партнера, например, эмпатическим слушанием;

·   умение демонстрировать принятие партнера и его чувств, пользоваться "Я-высказываниями".

Исходя из сказанного выше, мы предлагаем следующее определение педагогической эмпатии. Педагогическая эмпатия - это эмоциональное отношение педагога к воспитаннику, которое состоит в восприятии, распознавании и оценке эмоциональных переживаний и состояний воспитанника, сопереживании и оказании действенной помощи ему в преодолении возникших трудностей и негативных переживаний.

При этом разные уровни развития педагогической эмпатии характеризуются следующим образом. Низкий уровень развития - педагог не обращает внимания на эмоциональное состояние и переживания учащегося, действует с эгоцентрических позиций, учитывая лишь собственные мотивы, цели и переживания. Средний уровень - педагог воспринимает и пытается учесть эмоциональные состояния и переживания учащегося, но не понимает их значения для педагогического процесса, пытается осмыслить их, исходя из своего здравого смысла. Высокий уровень - педагог проявляет высокую чувствительность к эмоциональному состоянию учащегося, знает законы эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Он понимает смысл переживаемых учащимся эмоций для осуществляемого педагогического процесса[10,с.26].

Педагогическая эмпатия характеризуется целостностью в плане формирования и проявления. Ее изучение предполагает целостный подход, так как она проявляется в поступках, в действиях или в операциях.

Специфика педагогической эмпатии (действенность, интенсивность, естественность, включенность экспериментатора, очевидность результатов) требует особых методов исследования, в которых могли быть реализованы эти условия. Результатами исследования могут считаться данные, полученные в альтернативной ситуации морального выбора, с выходом на помогающее (альтруистическое) поведение. Эмпатические переживания должны вызываться в естественных условиях, которые можно произвольно изменять с целью обнаружения и анализа различных звеньев эмпатийного процесса.


Выводы по главе 1

 

. В работе представлен генезис понятия "эмпатия" в зарубежной и отечественной психологии.

На первом этапе формирования содержание понятия "эмпатия" определяется понятиями "вчувствование" (Т. Липпс) и "сопереживание" (В. Дильтей).

Второе направление исследований определяется понятием "симпатия" (Г. Спенсер, М. Шелер и др.) и задает подход к эмпатии как к феномену отношений.

Сущностью интеграции является то, что развитие личности невозможно вне и без встречи с Другим. В этом контексте эмпатия выступает как фундаментальное условие развития личности.

. Профессиональное развитие и формирование личности будущего педагога, являясь актуальной проблемой, происходит в процессе профессионального обучения в вузе, в период производственной практики и в дальнейшей профессионализации.

Развитие профессионально важных качеств (ПВК) и свойств личности включает когнитивный, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты. Умение сопереживать другому является основой формирования и совершенствования педагогического мастерства.

. Педагогическая эмпатия выступает как профессионально важное качество педагога.

Оно отвечает гуманистическим тенденциям, наблюдающимся в современной педагогической практике, и является важным условием эффективности педагогического взаимодействия.

По своей сущности педагогическая эмпатия может быть рассмотрена в качестве особого вида отношения педагога к воспитаннику, основное содержание которого составляет эмоциональная сторона данного отношения. В структуре педагогической эмпатии как отношения можно выделить три составляющие - когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Соответственно, развитие педагогической эмпатии определяется развитием этих трех компонентов, которые отличаются спецификой условий и способов своего развития.




2020-03-17 391 Обсуждений (0)
Значение эмпатийных тенденций в работе педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение эмпатийных тенденций в работе педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)