УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ
Консолидированный учет является неотъемлемой составной частью бухгалтерского учета в организациях корпоративной группы (которой являются ФПГ), то есть это составная часть упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения и представления определенной учетной информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, их движении путем сплошного, непрерывного и документального всех операций между консолидирующей материнской, дочерними, ассоциированными и совместно контролируемыми организациями. Система консолидированного учета по национальным и международным стандартам является основной информационной базой для составления и представления организациями корпоративной группы консолидированной финансовой отчетности на основе единой учетной политики. В вою очередь единая учетная политика базируется на основе единого рабочего плана счетов корпоративной группы. Наличие такого плана является обязательным условием получения обобщенных показателей от организаций корпоративной группы. В нем указываются все синтетические счета, которые могут применяться организациями. Указание в рабочем плане счетов наряду с синтетическими счетами и развивающих их субсчетов имеет большое организующее значение в построении аналитического учета тех или иных объектов учета в корпоративной группе. Важное значение для формирования единого рабочего плана счетов имеет действующий в нашей стране типовой План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Значение действующего национального плана счетов в российской практике выше, чем в зарубежных странах. За рубежом около 30 государств, входящих в англосаксонскую бухгалтерскую систему, не сформировали единые национальные планы счетов, они используют лишь профессиональные планы счетов. В нашей стране в условиях широкого распространения и развития крупных интегрированных корпоративных групп, сотрудничающих между собой как внутри страны, так и за ее пределами, растет острая необходимость гармонизации отечественной и международной практики учета. В связи с этим необходимо отметить, что действующий в нашей стране типовой План счетов имеет ряд достоинств: унифицированность в отношении различных отраслей и видов деятельности, форм собственности, организационно-правовых форм, что позволяет получать обобщенные показатели в масштабах отдельных отраслей, различных организаций и корпоративных групп; относительно высокая степень гибкости, которая проявляется в том, что наряду с обязательными счетами финансовой бухгалтерии есть возможность ведения счетов управленческой бухгалтерии; субсчета являются рекомендательной номенклатурой: их выбор возможен на уровне конкретного хозяйствующего субъекта, исходя из информационных потребностей системы управления; четкость в соблюдении формальных критериев построения плана счетов: равнообъемность счетов одного уровня, единство критериев их выделения, трехуровневая иерархия (синтетический счет - субсчет - аналитический счет), резервных позиций облегчают создание типовых программ автоматизации учетных работ; преемственность в построении Плана счетов и соблюдение отечественных учетных традиций позволяет сократить период адаптации практических работников при его внедрении. Несмотря на достоинства в действующий план счетов необходимо вводить систему счетов консолидированного учета, способную сформировать в корпоративной группе необходимые показатели синтетического учета. Это позволит усовершенствовать его взаимосвязь с системой показателей не только отдельной финансовой отчетности, но и консолидированной финансовой отчетности, а также облегчит трудоемкую процедуру консолидации. Представленная в Приложении 1 система синтетических счетов консолидированного учета направлена на сбор обобщенной информации по инвестициям и расчетам с материнской, дочерними, ассоциированными, совместно контролируемыми и другими аффилированными организациями в рамках корпоративной группы, какой является ФПГ. Приведенная система счетов консолидированного учета направлена не только на систематизацию информации для консолидированной финансовой отчетности, но и ориентирована на гармонизацию бухгалтерского учета и выполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Ее принятие существенно улучшит процессы коммуникации информации, качества (полезность, понятность) для выработки управленческих решений. Алгоритм формирования консолидированной отчетности учитывает все необходимые процедуры, включая внутренний дополнительный документооборот, позволяющий осуществить элиминирование и порядок взаимоотношений между участниками группы в процессе составления бухгалтерской отчетности, ее консолидирования и анализа. Алгоритм формирования консолидированной отчетности в группе взаимосвязанных предприятий включает в себя следующие действия. 1.Разработка регламента формирования консолидированной отчетности: описание всех взаимодействий и необходимых процедур; описание всех участников группы; формирование форм внутригрупповой отчетности и документооборота; - установления правил оформления результатов каждого этапа консолидации. . Проверка на единообразие всех учетных политик группы предприятий, выявление отличий от единой учетной политики и их корректировка до единого стандарта: единые способы амортизации основных средств, нематериальных активов; единые способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции и финансовых вложений; соответствие видов доходов и расходов, т.е. квалификация доходов и расходов в отношении их отнесения к доходам и расходам от обычных видов деятельности либо к прочим доходам и расходам; признание в составе текущих затрат коммерческих и управленческих расходов; применяемый налоговый режим. . Проверка полученных форм внутригрупповой отчетности: о финансовых вложениях головной организации в уставные капиталы дочерних обществ; о дебиторской и кредиторской задолженности на товары, работы и услуги, по авансам и займам между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами; об объемах продаж между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами; о сумме прибылей и убытков, образовавшихся по внутригрупповым операциям; о дивидендах, взаимно выплаченных предприятиями группы. . Свод бухгалтерской отчетности группы в единый отчет: свод бухгалтерского баланса (форма № 1); свод отчета о финансовых результатах (форма № 2); свод отчета об изменении капитала (форма № 3); свод отчета о движении денежных средств (форма № 4); свод приложений к бухгалтерскому балансу (форма № 5); изучение пояснительных записок и аудиторского заключения. . Непосредственно консолидация отчетности группы предприятий: элиминирование внутригрупповых расчетов и операций; элиминирование сумм косвенных налогов по взаимным обязательствам; элиминирование финансовых результатов от внутригрупповой реализации продукции (работ, услуг) и внереализационных операций; определение величины деловой репутации; элиминирование суммы дивидендов основной организации и дочерних обществ; непосредственное формирование консолидированных отчетов. . Анализ информации, полученной в процессе консолидации: информирование акционеров и инвесторов о финансовом состоянии дел; использование для планирования изменений в составе группы; использование для эффективного управления группой.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |