Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста



2020-03-17 290 Обсуждений (0)
Определение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экономического воспитания старших дошкольников проводилась мной на базе муниципального автономного дошкольного учреждения №257 г. Ульяновска, работающего по комплексной программе Васильевой.

Цель опытно-экспериментальной работы: изучение проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

определить уровни сформированности экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

создать условия для организации и проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ;

формирование экономических знаний у детей дошкольного возраста;

проверка эффективности работы по повышению уровня экономических знаний старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Вся работа строилась по двум направлениям: родители и дети. На первом этапе был проведен мониторинг уровня экономической культуры детей и обнаружены следующие типичные затруднения:

недостаточный уровень нравственно-трудового воспитания детей;

отсутствие знаний, понятий о том, что труд - продукт, отсутствие знаний о цене, стоимости;

отсутствие перспективных планов по экономическому воспитанию;

отсутствие заинтересованности у родителей.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий;

) формирующий; 3) контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента мною было обследовано десять дошкольников подготовительной группы. В ходе обследования использовалась диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней экономической воспитанности мною была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Подробное описание использованной мной диагностической методики по всем четырем заданиям представлены в приложении 1.

Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт исследователей, ими был определены взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии и показатели экономической воспитанности (см. таблица 3).

 

Таблица 3. Критерии и показатели экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.

 

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

В таблице 4 представлены результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента.

 


 

Таблица 4. Уровни сформированности экономических знаний старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

  Имя ребенка Знания о потребностях Знания о ресурсах Знания деньгах и цене Знания о рекламе Всего баллов Средний балл Уровень
1 Юлиана А. высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) 15 3,0 выс
2 Юля Б. низкий (1 балл) низкий (1 балл) низкий (1 балл) низкий (1 балл) 5 1,0 н/ср
3 Настя Е. средний (2 балла) средний (2 балла) средний (2 балла) средний (2 балла) 10 2,0 ср
4 Денис Е. низкий (1 балл) средний (2 балла) средний (2 балла) средний (2 балла) 8 1,6 н/ср
5 Саша З. высокий (3 балла) средний (2 балла) высокий (3 балла) средний (2 балла) 12 2,4 ср
6 Юля К. низкий (1 балл) низкий (1 балл) низкий (1 балл) низкий (1 балл) 5 1,0 н/ср
7 Настя П. высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) 15 3,0 выс
8 Вика И. низкий (1 балл) низкий (1 балл) средний (2 балла) средний (2 балла) 7 1,4 н/ср
9 Данил Р. средний (2 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) средний (2 балла) 12 2,4 ср
10 Лиля А. средний (2 балла) средний (2 балла) средний (2 балла) высокий (3 балла) 11 2,2 ср

Средний балл по группе

1,9 2,0 2,2 2,1 100 2,0 ср

 

Таким образом, по результатам диагностики я определила, что на этапе констатирующего эксперимента:

высокий уровень сформированности экономических знаний показали 2 дошкольника (Юлиана А. и Настя П.) - 20 %;

средний уровень сформированности экономических знаний показали 4 дошкольника - 40 %;

низкий уровень показали 4 дошкольника (Юля Б., Денис Е., Юля К., Вика И.) - 40 %;

в целом группа показала средний уровень сформированности экономических знаний (средний балл - 2,0).

Наиболее высокий уровень знаний был выявлен в 3-м и 4-м задании. Высокий уровень знаний о деньгах, рынке и цене показали четверо детей, а уровень ниже среднего - двое. Высокий уровень знаний рекламе показали трое детей, а уровень ниже среднего - двое.

Наиболее низкий уровень знаний был выявлен в 1-м и 2-м задании. Высокий уровень знаний о потребностях человека, животных и растений показали двое детей, а уровень ниже среднего - четверо. Высокий уровень знаний о ресурсах показали трое детей, а низкий уровень - четверо.

Применение диагностики и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволили мне определить начальный уровень экономической воспитанности у детей подготовительной группы.

Данные констатирующего этапа эксперимента показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми. Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и позволили начать процесс экономического воспитания. Именно поэтому на формирующем этапе эксперимента мне предстоит провести работу по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста занятиях и в повседневной жизни.[3]




2020-03-17 290 Обсуждений (0)
Определение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)