Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста



2020-03-17 488 Обсуждений (0)
Педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




В ходе формирующего эксперимента мной проводилась работа, направленная на повышение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась как с самими дошкольниками, так и с их семьями.

Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОУ были созданы необходимые педагогические условия.

С детьми проводились:

. Занятия по формированию экономических представлений «Путешествие по стране Экономике» и занятие «Бюджет семьи»» (конспект занятий дан в приложении 2).

. Ситуативные игры. Предлагаю выполнить детям следующее задание: найти выход в различных экономических ситуациях, которые раскрывают понятия «потребность», «товар», «услуга» (конспект дан в приложении 3).

. Игра-стратегия «Отпуск на необитаемом острове» (конспект игры дан в приложении 4).

Кроме того, проводилась работа в форме дидактических и сюжетно-ролевых игр: «Различие в потребностях», "Магазин", "Круиз" (приложение 5) и чтения литературы по экономическому воспитанию, в частности, книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Повышению экономической компетентности родителей способствовали в первую очередь консультация на тему «Зачем ребенку экономика» и беседа с рекомендациями для родителей по экономическому воспитанию детей в семье (консультация дана в приложении 6).

Таким образом, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия, а также повысить эффективность проведенной работы.

 

Результаты проведенной работы по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста

 

На последнем этапе опытно-экспериментальной работы - контрольном - мной была осуществлена проверка эффективности работы по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Для оценки результативности опытно-экспериментальной работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап эксперимента по методике констатирующего.

Результаты диагностики старших дошкольников в ходе контрольного эксперимента представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Уровни сформированности экономических знаний старших дошкольников на этапе контрольного эксперимента

  Имя ребенка Знания о потребностях Знания о ресурсах Знания о деньгах и цене Знания о рекламе Всего баллов Средний балл Уровень
1 Юлиана А. высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) 15 3,0 выс
2 Юля Б. средний (2 балла) средний (2 балла) средний (2 балла) средний (2 балла) 9 1,8 ср
3 Настя Е. средний (2 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) средний (2 балла) 12 2,4 ср
4 Денис Е. средний (2 балла) средний (2 балла) высокий (3 балла) средний (2 балла) 11 2,2 ср
5 Саша З. высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) 15 3,0 выс
6 Юля К. средний (2 балла) средний (2 балла) средний (2 балла) низкий (1 балл) 9 1,8 ср
7 Настя П. высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) 15 3,0 выс
8 Вика И. средний (2 балла) средний (2 балла) средний (2 балла) средний (2 балла) 11 2,2 ср
9 Данил Р. высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) 15 3,0 выс
10 Лиля А. средний (2 балла) средний (2 балла) высокий (3 балла) высокий (3 балла) 13 2,6 ср

Средний балл по группе

2,4 2,5 2,7 2,4 125 2,5 ср

 

По результатам диагностики я определила, что на этапе контрольного эксперимента:

высокий уровень сформированности экономических знаний показали 4 дошкольника (Юлиана А., Саша З., Настя П., Данил Р.) - 40 %;

средний уровень сформированности экономических знаний показали 6 дошкольников - 60 %;

низкий уровень в целом не показал никто, хотя в четвертом задании Юля К. показала результат ниже среднего;

в целом группа показала средний уровень сформированности экономических знаний (средний балл - 2,5).

На рисунке 1 представлена динамика уровня сформированности экономических знаний старших дошкольников в баллах.

 

Рис.1. Динамика уровня сформированности экономических знаний старших дошкольников (в баллах).


 

На рисунке 2 представлена динамика уровней сформированности экономических знаний старших дошкольников в процентах.

 

Рис.2. Динамика уровня сформированности экономических знаний старших дошкольников (в процентах).

 

Прослеживается положительная динамика сформированности экономической воспитанности. Данные рисунков 1 и 2 убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности.

Мной была выработана система мер по экономическому воспитанию дошкольников. В ходе формирующего эксперимента мной были проведены следующие мероприятия: был проведен цикл занятий по экономике «Путешествие по стране Экономике», «Бюджет семьи»; с детьми проводились экономические ситуативные игры, игра-стратегия «Отпуск на необитаемом острове», дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Различие в потребностях», "Магазин", "Круиз".

Работая с семьей воспитанников, я использовала следующую работу: консультация «Зачем ребенку экономика» и рекомендации на тему экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В ходе опытно-экспериментальной работы я определила, что для повышения эффективности экономического воспитания дошкольников необходимо систематически проводить работу не только на занятиях в ДОУ, но и в семье в повседневной жизни.

Объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью методов математической статистики. Анализ качественных и количественных данных эксперимента подтверждает гипотезу о том, что результаты достигнуты за счет того, что созданные педагогические условия и разработанная мной модель положительно повлияла на уровень экономической воспитанности детей.


Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Формирование основ экономической культуры является важной составляющей личностного развития дошкольника.

Бесспорной представляется идея о необходимости тесной связи в воспитании детей двух социальных институтов - семьи и дошкольного учреждения. Однако, основы экономики, экономического воспитания - и это определенно - закладываются в семье. В детском саду как бы подтверждается имеющийся опыт к окружающему предметному миру, результатам труда людей.

Современные, порой уродливые рыночные отношения, вовлекли в свою сферу и дошкольников. Исследования в области семейного воспитания показывают, сколь различны типы семей, их ценностные ориентации. И вот тут педагог детского сада станет для него тем авторитетным, после родителей, человеком, который поможет правильно осмыслить многие факты, оценки, явления.

Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе. В формировании потребительского интереса активно участвуют разные социальные институты - семья, школа, общественность. Детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению тратить карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности.

В качестве предпосылок экономического воспитания выделяют доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

Это, прежде всего знания о труде и обо всем, что с ним связано. Однако, реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах, так как труд - ведущая категория экономической науки.

Детям необходимы знания о некоторых новых профессиях, таких, как менеджер, предприниматель, бизнесмен, управляющий, рекламодатель, финансист. Знакомство с их деятельностью (разумеется, поверхностное) даст представление о том, какие качества необходимы для такого рода профессий, их своеобразии. Полезно закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд); познакомить с понятиями из области финансовых категорий (цена, деньги, стоимость и все, что связано с этими понятиями); формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилах честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

Один из сложных этапов разработки проблемы экономического воспитания - обоснование средств и методов работы с детьми. Деятельностный подход - основной принцип реализации задач экономического воспитания. В зависимости от содержания знаний, ведущим является определенный вид детской деятельности, например, усвоение знаний из области финансовых категорий успешнее всего проходит в разнообразных играх: дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых.

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения - правильно пользоваться всем, что дают детям взрослые для игр и занятий, осознавать, что в каждую и вещь или предмет вложен труд человека или многих людей.

Была поставлена цель исследования - определить и экспериментально проверить уровень экономических знаний старших дошкольников до проведения специальной работы по повышению уровня овладения экономическими знаниями и после нее.

Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного учреждения №257 г. Ульяновска, работающего по комплексной программе Васильевой.

В нем приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня сформированности экономических знаний использовался метод опроса и беседы. Детям было предложены задания, состоящие из загадок на экономическую тему, вопросов по 4 областям экономики и проблемной ситуации. Результаты исследования показали, что на констатирующем этапе уровень экономических знаний был на среднем уровне (2,0); но после проведенной работы по повышению уровня экономических знаний дошкольников, результаты были выше и приближены к высокому уровню овладения экономическими знаниями (2,5). Таким образом, цель исследования была достигнута.

Дальнейшая работа по проблеме исследования возможна в следующих направлениях:

продолжение анализа и обобщение психолого - педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования;

применение дополнительного метода исследования, такого как, анкетирование детей, с целью более полного сбора данных об экономических знаниях детей;

внедрение игр по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Результаты исследования по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста позволили сделать следующие выводы:

. Изучение научно - методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны.

. Из результатов диагностики было установлено, что ребенок, который дал один из основных ответов, имеет хотя бы зачаточное представление об экономике (89,1%).

. Работа по повышению уровня экономических знаний детей старшего дошкольного возраста не оказалась напрасной.

. Недостатки работы были таковы: мало литературного материала для более глобального изучения данной темы и недостаточное количество времени для более полного эксперимента;

. Но, в общем, цель работы была достигнута, а задачи реализованы.


Библиографический список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: издательский центр Академия, 1997. - 497с.

. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.С. Белкин. - М.: издательский центр Академия, 2000.

. Богомолова М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей [Текст] / М.И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции Часть 1/Под ред. О.В. Дыбиной, О. А. Еник. - Тольятти: ТГУ, 2006. - С. 29-34.

. Валицкая А.П. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инновации (антропо-философский взгляд) [Текст]: Вестник Герценовского университета/ А.П. Валицкая. - СПб.: издательство РГПУ им. А.И. Герцена. - С. 29-33.

. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика [Текст]: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Голуб. - М.: Владос, 2001.

. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка [Текст]: Методический материал/ О.В. Дыбина. - Тольятти, 2000. - 70с.

. Иванова Н.Г. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н.Г. Иванова. - М., 2008.

. Казакова Н.В. Мы любим рекламу [Текст]/ Н.В. Казакова// Обруч, 1999. - №1. - С. 29-30.

. Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками [Текст]/ М. Калмыковская// Обруч,1999. - №1. - С. 24-26.

.Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст]/ С.А. Козлова. - М.: Педагогика, 1998. - С.120.

. Козлова С.А., Ледовских Н.К., Калишенко В.Д. и др. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. А.С. Козловой. - М.: Изд. Центр Академия, 2002. - С. 91.

. Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.А. Короткова// Дошкольное воспитание, 2001. - №11. - С 29-39.

. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей [Текст]/ Л.М. Кларина// Обруч,1997. - №4. - С. 5-8.

. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.

. Лихачев Б.Т. Рыночное отношение и воспитание [Текст]/ Б.Т. Лихачев// Воспитание школьников, 1991. - №5. - С.56.

. Лунева Г. Играем в экономику [Текст]/ Г. Лунева// Дошкольное воспитание, 2003. - №10. - С.51-53.

. Попова Т. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст]: Пособие для детского чтения/ Т. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

. Сасова Н.А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст]: В помощь лектору / И.А. Сасова. - М., 1989. - 48с.

. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст]: Методическое пособие/ А.А. Смоленцова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с.

. Стожарова М.Ю. Полищук Г.Г., Каргина Н.С. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников [Текст]: Методическое пособие для работников ДОУ и родителей/ Под ред. М.Ю. Стожаровой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005. - 60с.

. Струнилина Н.А. Приобщаем детей к миру экономики [Текст]/ Н.А. Струнилина// Детский сад от А до Я, 2003. - №4. - С. 57-63.

. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников [Текст]/ Н.А. Струнилина. - Харьков, 1999. - С. 34-61.

. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст]/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1989. - №1. - С. 20-22.

. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст]/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1994. - №8. - 49-53.

. Шатова А.Д. Дошкольник и… экономика [Текст]/ А.Д. Шатова// Обруч, 1999. - №1. - С. 5-8.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение

Задание 1.

) Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…

(Товар)

Мебель купили, одежду <http://www.vsezagadki.ru/2010/01/zagadki-pro-odezhdu/>, посуду.

Брали для этого в банке мы…

(Ссуду)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…

(Залог)

2) - У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)

- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)

3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).Задание 2.1)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт …

(Банкир)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт …

(Бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам …

(Продавцы2) - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)

- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)

Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)

А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.

Задание 3.

)

На товаре быть должна

Обязательно…

(Цена)

Говорят про меня:

Деревянный я.

Но неправда, я - железный,

Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …

(Зарплату)

2) - На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)

- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться)

А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

Задание 4.

)Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без…

(Рекламы)

Яркой краской привлекает, покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)

Прохожу мимо витрины, И стоит там человек, Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент)

2) - Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)

- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные)

Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

3) Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

экономический воспитание дошкольник трудовой


 

Приложение 2

 



2020-03-17 488 Обсуждений (0)
Педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)