Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИОКУЛЬУТРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СИСТЕМЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
СОЦИОКУЛЬУТРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СИСТЕМЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности.

Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность).

С древних времен человек старался запечатлеть какие-то наиболее значимые моменты из реальной жизни. Сначала это были простые наскальные рисунки, воссоздающие сцены охоты или битвы. Это были своеобразные «фото из жизни». Впоследствии, с развитием художественного мастерства, появились мастера, которые писали портреты людей, прославившихся тем или иным образом, полотна наиболее значимых событий своего времени.

Появление фотографии значительно облегчило жизнь людей. Можно с лёгкостью запечатлевать такие события, как свадьба, дни рождения, выпускные балы, различного рода торжества и т.п. Помимо фиксации события во времени, фотография является средством самопрезентации и рекламы. Нельзя забывать, что срочные фото на документы, визу, паспорт может сделать только высококвалифицированный специалист фотостудии.

Процесс съёмки достаточно трудоёмкий и сложный: мастер, помимо того, что просто «нажимает на затвор» и смотрит в видоскатель, создаёт что-то новое и неповторимое. Тем самым мастер реализует свой творческий потенциал, познаёт мир и себя. Фотографируя важные события, такие как свадьбы, дни рождения, а также делая портфолио для высокопоставленных лиц, моделей, мастер воссоздаёт окружающую реальность на снимках, фиксирует момент съёмки, а также помогает увидеть мир с новой стороны в более выигрышном ракурсе.

Всё это и обуславливает актуальность курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение фотодела как способа реализации социально-культурных потребностей населения.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, 3 глав, заключения. Название глав отображает их содержание.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить понятие «социокультурной потребности» в системе ключевых потребностей человека;

возникновение фотодела как нового способа фиксации жизни человека

рассмотреть фотодела как способ удовлетворения социально-культурных потребностей.

Объектом курсовой работы является фотодело.

Предметом курсовой работы является социокультурные потребности человека.


СОЦИОКУЛЬУТРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СИСТЕМЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

 

Потребности - это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата. [4, c.96]

Потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности. [4, c.122]

Потребность - это один из детерминантов поведения, состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. Потребности выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью. [4, c.119]

Зачастую предлагаемые классификации потребностей человека являются эмпирическими, основаны на здравом смысле. Это объясняется отсутствием обоснованной теории происхождения человеческих потребностей. Ниже приводится гипотеза природы человеческих потребностей, излагаемая в контексте содержательно-генетической логики.

В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности. В зависимости от объекта потребностей: духовные, психические, материальные потребности. Возможны детальные описания указанных классов. [7, c.107]

Одной из таких детальных классификаций является иерархия индивидуальных потребностей человека А. Маслоу:

(а) физические потребности (в пище, воде, кислороде и т.д.);

(б) потребности в сохранении своей структуры и функции (физическая и психическая безопасность);

(в) потребности в привязанностях, любви, общении; потребности в самовыражении, самоутверждении, признании; когнитивные и эстетические потребности, потребность в самореализации.

Аналогично, в соответствии с трехчастной структурой сущности человека (духовное-психическое-физическое) все потребности человека (как и любого другого субъекта потребностей) можно представить в виде трех классов:

(1) высшие, определяющие результаты любого поведения человека, духовные потребности,

(2) подчиненные духовным - психические потребности,

(3) низшие, подчиненные духовным и психическим - физические потребности).

В цепи элементов составляющих любую из частей (духовное-психическое-физическое) человека потребности занимают центральную позицию: идеалы - мотивы - потребности - планы поведения - программы действий. [7, с. 110]

Примеры потребностей, связанных с деятельностью: потребность в активности, познании, в результате (в достижении некоторой цели), в самоактуализации, в присоединении к группе, в успехе, в росте и т.д.

Потребности - это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.

В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы элементарные потребности, потребности в общих условиях жизни, потребности в деятельности. [3, c. 74]

Классификация потребностей современного человека:

·   Потребности в деятельности:

В труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге;

·   Потребности в общих условиях жизни:

В здоровье, образовании, культуре, в перемещении в пространстве, в личной безопасности;

·   Элементарные потребности:

В пище, в одежде, жилье

Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо, прежде всего, удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.

К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.

Социальные услуги, которые удовлетворяют и развивают потребности этой группы, создаются в отраслях социальной инфраструктуры (охрана общественного порядка, общественный транспорт, здравоохранение, образование, культура и др.).

Активная жизнь (деятельность) человека состоит из работы (труда), семейно-бытовой деятельности и досуга. Соответственно, потребности в деятельности включают в себя потребность в труде, потребность в семейно-бытовой деятельности и потребность в досуге. Таким образом, мы видим, что потребность в досуге является одной из ключевых потребностей.

Производство создает товары и услуги - средства удовлетворения и развития потребностей человека, роста его благосостояния. В производстве, работая, развивается и сам человек. Потребительские товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности человека, семьи.

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Порой встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка. [7, с. 115]

Каждая из базово-общих потребностей человека, рассматриваемых Маслоу, представляет собой блок или комплекс менее общих, частных человеческих потребностей и запросов, своеобразный синдром с массой специфических симптомов - его внешних, индивидуальных проявлений.

Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т. е. совокупность физиологических потребностей - в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

Социальная безопасность - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Симптомов у нее очень много. Тут и забота о гарантированном удовлетворении своих физиологических потребностей; тут и заинтересованность в стабильности условий жизнедеятельности, в прочности существующих социальных институтов, норм и идеалов общества, а также в предсказуемости их изменений; тут и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание иметь счет в банке, страховой полис; тут и отсутствие тревоги за личную безопасность; и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем. [7, c.119]

Потребность в привязанности, принадлежности к коллективу - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы человеческой близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в общности-принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности - чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в привязанности и причастности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы так же болезненно сказывается на человеке, как и, скажем, недостаток витамина C. [13, c. 229]

Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том. чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое высокое предназначение, в то, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение - это также забота о своей репутации, о своем престиже. Чувство слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека. [9, c. 361]

Самореализация, самовыражение через творчество - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Имеется в виду самоутверждение человека через реализацию всех его способностей и талантов. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности. [13, c. 226]

Базовые потребности человека объективно соотнесены с общечеловеческими ценностями, свидетелями возрастания интереса к которым в современном мире мы являемся. Общечеловеческие ценности добра, свободы, равенства и т. д. могут рассматриваться как продукты или результаты мировоззренческой спецификации содержательного богатства человеческой природы - в ее, разумеется, нормативном выражении. Предельно общий характер базовых потребностей человека, их диспозиционность и устремленность в будущее объясняет столь высокий, идеальный (от слова "идеал") статус общечеловеческих ценностей. Природа человека является своеобразным архетипом общества, общественного развития. Причем под обществом здесь следует понимать все человечество, мировое сообщество. Идея взаимосвязанного, взаимозависимого мира получает тем самым еще одно, антропологическое подтверждение - единство базовых потребностей людей, единую природу человека. [13, c.241]

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например H.M. Бережной [3, c.97] «Человек и его потребности». считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Бережной находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил H.M. Бережной [3, c.104]:

Классификация Достоевского:

.   Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

.   Потребности познания.

.   Потребности всемирного объединения людей. У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными. [3, c.111]

Таким образом мы видим, что в системе человеческих потребностей социокультурные потребности, такие как потребности в досуге, отдыхе, рекреации, самореализации через творчество, самовыражение, являются одними из ведущих, в некоторых случаях, - последними и наивысшими потребностями для человека. Следовательно, индивид нуждается в их удовлетворении. Реализация творческого потенциала личности является залогом полноценности, душевного здоровья и благополучной жизнедеятельности.

 


 



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
СОЦИОКУЛЬУТРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СИСТЕМЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИОКУЛЬУТРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СИСТЕМЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)