Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительный анализ социологических исследований имиджа



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ социологических исследований имиджа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На тему имиджа было проведено множество социологических исследований. Интерес для нашей работы представляет изучение имиджа руководителя как части корпоративного имиджа. Так, например, политическая партия представляет собой организацию, руководителем которой является лидер партии. В сознании различных социальных групп руководитель партии представляется по-разному. В г. Чита Русановой А.А. в 2011 г. методом опроса было проведено исследование на тему: «Имидж политического лидера в представлениях студенческой молодежи г. Читы».

Выборочная совокупность составила 1340 студентов, из них в опросе приняли участие 46% мужского пола, 54% - женского. Результаты опроса показали, что «политический лидер» в понимании студентов - это «…человек, представляющий и активно продвигающий политические интересы и взгляды определенной группы людей» (52% респондентов), или человек, обладающий определенным статусом в политической или государственной сфере - руководитель политической партии (24%) или государственный чиновник (19%).

Необходимым фактором политического лидерства, по мнению 45% респондентов, является обладание реальной государственной властью (работа на высоких постах в органах государственной власти) и владение большими финансовыми средствами (28% опрошенных), что, по сути своей, отражает реалии нашего времени. Принадлежность к какой-либо партии выделили 15% респондентов, а принадлежность к какой-либо социальной группе важна лишь для 9% опрошенных. Самым приемлемым типом руководства, по мнению 57% респондентов, является демократический коллегиальный стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя, а главное, предполагает участие населения (а значит и молодежи) в принятии решений.

Следующий блок вопросов помог исследователю «нарисовать» своеобразный портрет современного политического лидера глазами студентов. Респондентам было предложено «взвесить» (от 1 до 10) предложенные группы качеств и характеристик, значимых для лидера. Рейтинговый список полученных ответов со средневзвешенными показателями выглядит следующим образом:

) высокие морально-этические ориентации - 8,24;

) политические, профессиональные и деловые качества - 7,96;

) внешность (одежда, манера одеваться) - 6,78;

) опыт политической и хозяйственной деятельности - 5,72;

) телесные характеристики - 5,44;

) уровень образования - 4,92;

) патриотизм - 4,87;

) биография и семейное положение - 4,03;

) психологические особенности - 3,61;

) национальная принадлежность - 2,83.

При анализе гендерных предпочтений студентов, было выявлено, что почти половина (49%) респондентов видят в качестве политического лидера только мужчину, лишь 6% - женщину, для 38% опрошенных пол политического лидера не имеет никакого значения. Примерно такое же соотношение голосов было получено в ответах на вопрос: «Имеет ли для вас значение возраст политического лидера?» - для 41% респондентов возраст лидера не имеет никакого значения, а остальные ответили утвердительно, причем, самым популярным оказался возраст 35 - 45 лет.

Самыми негативными качествами политического лидера, по мнению респондентов, являются жадность, агрессия, подкупность (1, 2, 3 места, соответственно), далее, по убывающей: безразличие к народу, безответственность, глупость, некультурность, безынициативность, леность, наглость, хитрость, властолюбие и высокомерие.

Согласно результатам исследования, больше половины респондентов (59%) согласны с утверждением, что политический лидер должен следовать специально созданному имиджу, а среди факторов, влияющих на его имидж, были выделены: традиции политического лидерства в стране; политические стереотипы; уровень общественного сознания; ценностные ориентации населения; политическая реклама; политическая, экономическая и социальная ситуации в стране.

Исследователь пришел к выводу, что в сознании студентов сформирован определенный образ современного политического лидера. В основе его - нравственное требование справедливости политических решений и прагматическое, утилитарное стремление к безопасности, а факторы, объективно влияющие на эти установки, - логика стереотипов и политических ценностей прошлого, нестабильность политического режима, «грязные» технологии рынка политических услуг и другие.

Другие исследователи, Л. Аленгоз и М. Чугрееева, провели социологическое исследование имиджа политической партии ЛДПР с помощью контент-анализа. В рамках программы исследования были разработаны классификатор, бланк и регистрационная карточка контент-анализа, бланк анализа. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

В данном проекте с помощью метода контент-анализа были изучены содержание газетных сообщений, посвященных партии ЛДПР. Это позволило узнать, что основным фактором влияния на формирование имиджа политической партии является имидж личности лидера партии ЛДПР - В.В. Жириновского, а не её деятельность. Таким образом, поскольку лидер партий, как правило, выступает лицом политической партии, особенно в общении с прессой и избирателями, его имидж во многом проецируется на имидж всей политической партии, а в некоторых случаях и полностью ассоциируется с ним.

Исходя из полученных данных, были сделаны следующие выводы:

1. «Российская газета» и газета «КоммерсантЪ» чаще других отобранных газет уделяют внимание деятельности политической партии ЛДПР.

. Главным образом печатные СМИ фокусируют свое внимание на лидере партии ЛДПР - Жириновском В.В., а затем - на самой партии ЛДПР и, в конце концов, на их участии в выборах.

. Такие единицы анализа, как участие в митингах и кризис не освещены в отобранных статьях.

Брянцева Е.А., оценивая обоснованность применения контент-анализа, выделяет три его положительных черты: оперативность метода, возможность анализа большого количества текста и текстовых массивов, возможность самому исследователю уменьшать погрешность получаемых данных.

Занимаясь проблемой создания позитивного имиджа руководителя, В.М. Шепель провел социологическое исследование. Его суть состояла в том, чтобы на основании полученной целевой информации провести сравнительный анализ мнений двух групп респондентов: директоров школ о своем имидже и педагогов об имидже директоров своих школ.

Во-первых, полученные данные свидетельствовали о том, что директора школ проявляют склонность к завышению самооценки себя как профессиональных управленцев. Так 30% педагогов считают руководителей школ «посредственными» управленцами. Однако, только 2,7% директоров школ признали факт своей недостаточной подготовки в области профессионального управления.

Во-вторых, налицо расхождение мнений директоров школ и педагогов по двум таким нравственным показателям делового и личного общения как «справедливость» и «благородство». Так, 77,7% руководителей школ признали себя «справедливыми» и 52,7% - «благородными». Преподаватели оказались иного мнения: только 28,7% педагогов назвали своих руководителей «справедливыми» и 22,5% - «благородными». По мнению директоров школ, они постоянно общаются с педагогами -75%, однако, только 30% педагогов подтвердили это мнение своих руководителей.

В-третьих, исследование выявило «болевую точку» в профессиональной компетентности руководителей школ - их недостаточную человековедческую оснащенность. Конкретно это проявляется в том, что многие директора школ не владеют технологиями «конструирования» школьного коллектива, индивидуальной работы с учащимися, педагогами, родителями, стимулирования профессионального честолюбия, упреждения и разрешения конфликтов.

Опрос зафиксировал, что по мнению педагогов директора школ часто принимают несправедливые решения, страдают низкой культурой речи, неизобретательны в общении с детьми и взрослыми. Результаты проведенного исследования показали, что руководители школ проявили завышенную самооценку своих личностно-деловых качеств. Например, если негативных личностно-деловых качеств директора школ обнаружили у себя в пределах чуть более 2%, то, по мнению педагогов, таковых качеств они у своих руководителях зафиксировали более 15%. То есть разница в оценке личностно-деловых качеств директоров школ и их подчиненных составляет 7 раз. Поэтому можно предположить, что директора школ или не знают о своих личностных и профессиональных недостатках, или проявляют личную самоуверенность.

В рамках данного исследования В.М. Шепелем было предложено провести социометрию по схеме «директор школы - друг, директор школы - авторитет». Оказалось, что многие директора школ склонны обольщаться в отношении дружеского расположения к себе педагогов. О чем свидетельствуют данные: 99,9% директоров школ считают, что педагоги обращаются к ним по вопросам, не связанным с работой. Этой точке зрения директоров школ противоречат данные опроса педагогов: 41,5%, педагогов утверждают, что у них нет желания советоваться с директором школы по вопросам, не относящимся к их профессиональной деятельности.

По таким проблемам, как актуальность значения «эффекта личного обаяния», директора школ и педагоги продемонстрировали полное совпадение мнений. Обе группы респондентов дали почти одинаковую оценку одухотворяющего значения притягательного имиджа директора школа: 45% учителей хотят видеть руководителя, владеющего технологией личного обаяния, и 47,2% руководителей школ полагают, что они прилагают усилия по достижению «эффекта личного обаяния».

Результаты социологического исследования выявили такой тревожный показатель как значительный разрыв между «желаемым» и «действительным» в профессиональной компетентности директора школы. Автор подчеркивает, что в образовательном учреждении, где работают интеллигентные люди, озабоченные своим профессиональным уровнем и личностной выразительностью, директор школы для педагогов и учащихся является «лицом» их образовательного учреждения. Вот почему важно директору школы всегда помнить, что престиж его должности - не гарантия его авторитета как руководителя. Поэтому, чем привлекательнее для педагогов и учащихся его личностные и профессиональные данные, тем он авторитетнее для них как личность, тем больше он получает признания как руководитель школы.

Опрос показал, что 65% педагогов полагают, что руководитель школы должен владеть технологией упреждения и преодоления конфликтов, но только 19,4% руководителей школ считают, что они владеют этой технологией. Еще один примечательный показатель: это отношение педагогов к возможному уходу их руководителя из школы. Безразличными к уходу директора школы с работы оказалось 11% педагогов, сожалеть будут 51,2% педагогов.

Результаты исследования обозначили необходимость серьезной систематической работы по оказанию помощи директору школы по формированию привлекательного личного имиджа. Обаятельный личный имидж руководителя имеет особое значение в формате образовательного учреждения. Директор школ - это «Светило» для педагогов и учащихся, «Личность», обладающая неординарной человеческой притягательностью. Директор школ должен уметь «светиться» людям доброжелательностью, вызывать доверие и заряжать педагогов и учащихся оптимизмом, быть примером соблюдения здорового образа жизни.

По итогам данного социологического исследования автор выдивнул ряд деловых предложений: создать «Галерею имиджевых руководителей образовательных учреждений»; в педагогической прессе и по телевидению постоянно позиционировать таких имидж-персон; проводить ежегодные конкурсы «Имидж руководителя образовательного учреждения».

Изучением имиджа в сфере образования занимается также и Яковлева Т.Н. Для составления социологического портрета директора школы было проведено исследование среди директоров общеобразовательных школ г. Астрахани. В результате исследования был представлен следующий социологический портрет директора современной городской астраханской школы. Это - женщина старше 50 лет, замужем, имеет детей, образование высшее - педагогическое, стаж педагогической деятельности более 15 лет, стаж в должности директора более 10 лет, из среднеобеспеченной семьи, где доходы складываются из основной деятельности и подработки в качестве учителя-предметника. Согласно нашему портрету, директор пользуется уважением коллег, проявляет и поддерживает инициативу, занимается самообразованием и постоянно повышает свой профессиональный уровень, имеет развитые управленческие навыки и высокий уровень психологической культуры, что позволяет ему успешно руководить педагогическим коллективом. Однако, исследование показало, что большинство руководителей не испытывают удовлетворение от профессиональной деятельности по разным причинам, испытывают усталость, и не удовлетворены своим досугом.

Итак, проанализировав исследования различных социологов, можно сделать вывод о том, что имидж представляет большой интерес для изучения. Социологические исследования на тему имиджа, в частности имиджа руководителя, проводятся с помощью различных методов, в том числе методом опроса, контент-анализа, социометрии и т.д.

 



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ социологических исследований имиджа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительный анализ социологических исследований имиджа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)