Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические аспекты анализа основных средств предприятия



2020-03-18 273 Обсуждений (0)
Методологические аспекты анализа основных средств предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное их использование.

Задачи анализа основных средств в данной области являются:

определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными средствами и уровня их использования! обобщающим и частным показателям;

выявление причин изменения их уровня;

расчет влияния использования основных средств на объем производства продукции и другие показатели;

изучение степени использования производственной мощности предприятия и оборудования;

установление резервов повышения эффективности использования основных средств.

Источниками информации для анализа являются:

бизнес-план предприятия;

план технического развития;

бухгалтерский баланс предприятия и приложения к нему;

отчет о наличии и движении основных средств;

баланс производственной мощности;

данные о переоценке основных средств;

инвентарные карточки учета основных средств;

проектно-сметная, техническая документация и др.

Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств их динамики и структуры.

Большое значение имеет анализ движения и технического состояния основных средств, который проводится по данным бухгалтерской отчетности. Для этого рассчитываются следующие показатели:

. коэффициент обновления (Кобн), характеризующий долю новых основных средств в общей их стоимости на конец года:

 

стоимость основных средств на начало периода / стоимость поступивших основных средств; (3.1)

 

. коэффициент выбытия (Кв):

 

стоимость выбывших основных средств / стоимость основных средств на начало периода; (3.2)

 

. коэффициент прироста (Кпр):

 

сумма прироста основных средств / Стоимость их на начало периода; (3.3)

 

. коэффициент износа (Кизн):

 

сумма износа основных средств / первоначальная стоимость основных средств на соответствующую дату; (3.4)

 

. коэффициент технической годности (Ктг):


остаточная стоимость основных средств / первоначальная стоимость основных средств; (3.5)

 

Проверяется выполнение плана по внедрению новой техники, вводу в действие новых объектов, ремонту основных средств, определяется доля прогрессивного оборудования в его общем количестве и по каждой группе машин и оборудования, а также доля автоматизированного оборудования.

Для характеристики возрастного состава и морального износа основных средств группируют по продолжительности эксплуатации (до 5 лет, 5-10,10-20 и более 20 лет), рассчитывают средний возраст оборудования.

Обеспеченность предприятия отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции.

Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда.

Показатель общей фондовооруженности труда рассчитываете отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в дневную смену (имеется в виду, что рабочие, занятые в других сменах, используют те же средства труда).

Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования к среднесписочной численности рабочих в дневную смену. Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности опережали темпы роста технической вооруженности труда.

Для обобщающей характеристики эффективности и интенсивности использования основных производственных средств используются следующие показатели:

 

фондорентабельностъ (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств); (3.6)

фондоотдача ОПФ (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ); (3.7)

фондоотдача активной части ОПФ (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости активной части основных средств); (3.8)

фондоемкость (отношение среднегодовой стоимости ОПФ к стоимости произведенной продукции за отчетный период); (3.9)

 

относительная экономия ОПФ.

 

Эопф=ОПФ1-ОПФ0-Iвп, (3.10)

 

где ОПФ0, ОПФ1 - соответственно среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном и отчетном годах;

Iвп - индекс объема производства продукции.

Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельностъ. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:

опф = ФОопф * Rвп           (3.11)

 

После анализа обобщающих показателей эффективности использования основных фондов более подробно изучается степень использования производственной мощности предприятия, под которой подразумевается максимально возможный выпуск продукции при достигнутом или намеченном уровне техники, технологии и организации производства.

Степень использования производственной мощности (Ки..мощ) определяется следующим образом:

фактический (плановый) объем производства продукции / среднегодовая производственная мощность предприятия (3.12)

Факторы изменения ее величины можно установить на основании отчетного баланса производственной мощности, который составляется в натуральном и стоимостном выражении в сопоставимых ценах по видам выпускаемой продукции и в целом по предприятию:

 

Мк = Мн + Mс + Мр + Мотм + ΔМас - Мв, (3.13)

 

где Мк, Мн- соответственно производственная мощность на конец и начало периода;

Mс - увеличение мощности за счет строительства новых и расширения действующих предприятий;

Мр - увеличение мощности за счет реконструкции действующих предприятий;

Мотм - увеличение мощности за счет внедрения оргтехмероприятий;

ΔМас - изменение мощности в связи с изменением ассортимента продукции с различным уровнем трудоемкости;

Мв - уменьшение мощности в связи с выбытием машин, оборудования и других ресурсов.

Для характеристики степени использования пассивной части фондов рассчитывают показатель выхода продукции на 1 м2 производственной площади, который в некоторой степени дополняет анализ использования производственных мощностей предприятия. Повышение уровня данного показателя способствует увеличению производства продукции и снижению ее себестоимости.

Для анализа работы оборудования используется система показателей, характеризующих использование его численности, времени работы и мощности.

Степень привлечения наличного оборудования в производство характеризуют следующие показатели:

Коэффициент использования парка наличного оборудования:

 

количество действующего оборудования / количество наличного оборудования    (3.14)

 

Коэффициент использования парка установленного оборудования:

 

количество действующего оборудования / количество установленного оборудования (3.15)

 

Разность между количеством наличного и установленного оборудования, умноженная на плановую среднегодовую выработку продукции, на единицу оборудования, - это потенциальный резерв по производству продукции за счет увеличения количества действующего оборудования.

Для характеристики степени экстенсивной загрузки оборудования изучается баланс времени его работы:

календарный фонд времени - максимально возможное время работы оборудования (количество календарных дней в отчетном периоде умножается на 24 ч и на количество единиц установленного оборудования);

режимный (номинальный) фонд времени (количество единиц установленного оборудования умножается на количество рабочих дней отчетного периода и на количество часов ежедневной работы с учетом коэффициента сменности);

плановый фонд - время работы оборудования по плану; отличается от режимного временем нахождения оборудования в плановом ремонте и на модернизации;

фактический фонд отработанного времени (по данным учета).

Для характеристики использования времени работы оборудования применяются следующие показатели:

Коэффициент использования календарного фонда времени:

 

Ккфв= Тф/Тк; (3.16)

 

Коэффициент использования режимного фонда времени:

 

Крфв = Тф/Тр; (3.17)

 

Коэффициент использования планового фонда времени:

 

Кпфв = Тф/Тп, (3.18)

 

где Тф, Тп Тр, Тк - соответственно фактический, плановый, режимный и календарный фонды рабочего времени оборудования. Интенсивная загрузка оборудования - это выпуск продукции за единицу времени в среднем на одну машину (1 машино-час).

Показателем интенсивности работы оборудования является коэффициент интенсивной его загрузки:


Киз=ЧВф/ЧВпл, (3.19)

 

где ЧВф, ЧВпл - соответственно фактическая и плановая выработка оборудования за 1 машино-час.

Обобщающий показатель, комплексно характеризующий использование оборудования, коэффициент интегральной нагрузки - представляет собой произведение коэффициентов экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования:

 

КI = Кпфв * Киз .    (3.20)

 

В процессе анализа изучаются динамика этих показателей, выполнение плана и причины их изменения.

По группам однородного оборудования рассчитывается изменение объема производства продукции за счет его количества, экстенсивности и интенсивности использования:

 

ВПi = Кi * Дi * Ксм i * Цi * ЧВi, (3.21)

 

Кi - количество i-го оборудования;

Дi - количество отработанных дней единицей оборудование

Ксм I - коэффициент сменности работы оборудования (отношение количества отработанных смен к количеству отработанных дней );

Цi - средняя продолжительность смены;

ЧВi - выработка продукции за 1 машино-час на 1-м оборудовании

Для автотранспортных предприятий анализ эффективности использования основных средств имеет специфические особенности, связанные с наличием в структуре основных производственных фондов значительной доли транспортных средств - основных средств для ведения деятельности предприятия. Поэтому и состав показателей эффективности обычно дополняется расчетами так называемых специальных показателей.

Одним из них является показатель производительность одной списочной автомобиле - тонны в стоимостном выражении, который рассчитывается по формуле р.:

Производительность одной списочной автомобиле-тонны,:

 

(3.22)

(3.23)

(3.24)

 

где vt-средняя техническая скорость движения, км/час,

Тн - время пребывания автомобиля в наряде, ч,

b - коэффициент использования пробега,

q - средняя грузоподъемность

g - коэффициент использования грузоподъемности,

l - средняя дальность перевозок, км,

aв - коэффициент использования парка автомобилей,

Аcп - среднесписочное количество автомобилей,

Дк - календарное число дней в году,п-р - время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, ч.,

Фосн - стоимость основных производственных фондов, руб.,

d - среднее значение доходной ставки в рублях на 10 ткм.,

Sl - себестоимость 10 ткм, руб.

Кроме того, к технико-эксплуатационным показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относятся показатели, входящие в вышеприведенные формулы, а также такой показатель как коэффициент технической готовности подвижного состава.

Под коэффициентом технической готовности подвижного состава понимают отношение технически исправных и годных для перевозочной работы автомобилей (прицепов) к их списочному количеству за данный период времени:

 

(3.25)

 

где АДТ - автомобиле дни нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии,

АДх - автомобиле дни в хозяйстве.

Возможность автомобилей и прицепов совершать полезную работу не всегда реализуется, так как технически исправный подвижной состав может простаивать по организационно-техническим причинам. Отношение числа дней работы подвижного состава к календарному числу дней пребывания его в хозяйстве за данный период времени называется коэффициентом выпуска.

Применительно ко всему парку этот коэффициент называют еще коэффициентом использования парка и определяют делением числа автомобиле дней нахождения подвижного состава в эксплуатации (Адэ) на общее число автомобиле дней пребывания его в хозяйстве (Адх):

 

(3.26)

 

Поскольку подвижной состав совершает полезную работу лишь на линии, повышение коэффициента выпуска имеет огромное значение для обеспечения более эффективного использования подвижного состава.

Продолжительность работы подвижного состава (в часах) на линии определяют с момента выхода автомобиля из гаража до момента возвращения в гараж. Время нахождения автомобиля в наряде слагается из времени движения и времени планируемых простоев - для погрузки-выгрузки грузов, а также по техническим надобностям:

 

Тн = Тдв. + Тпр., (3.27)

 

где Тдв - время движения, ч,

Тпр - время планируемых простоев на линии, ч.

Увеличение продолжительности работы автомобилей на линии при правильной организации труда водителей и ликвидации обезлички - одна из важнейших задач хозяйства, решение ее - необходимое условие для дальнейшего повышения производительности подвижного состава и снижение себестоимости перевозок.

Техническая скорость также является показателем эффективности работы автомобилей на линии. Она измеряется количеством километров проходимых автомобилем в среднем за час движения. Она определяется динамическими (тяговыми) качествами автомобиля, максимальной скоростью, которую он может развить в различных дорожных условиях, и приемистостью, т.е. временем разгона до установленной скорости. Техническая скорость зависит от условий, в которых работает автомобиль (тип покрытия, ширина проезжей части, частота пересечений, интенсивность движения, время суток и пр.).

Техническая скорость - это средняя скорость за час движения автомобиля определяемая по формуле:

 

(3.28)

 

где L - величина пробега за данный период, км,

Тдв - время движения, ч.

При анализе эффективности работы автомобиля на линии определяют не только техническую, но и эксплуатационную скорость. При расчете ее учитывают все время нахождения в наряде, т.е. и время движения, и время простоя. Эксплуатационная скорость - это условная средняя скорость за время пребывания подвижного состава в наряде с учетом всех простоев на линии (под погрузкой и разгрузкой и т.д.):      

э = L/ Tн = L/ (Tдв + Тпр) (3.29)

 

Отношение эксплуатационной скорости к технической определяет коэффициент использования времени для движения:

 

d = Vэ / Vt (3.30)

 

Чем большую часть общего времени пребывания автомобиля в наряде будет составлять время движения, а меньшую - время простоя, тем производительнее будет работа автомобиля на линии.

Эффективность работы подвижного состава на линии характеризуется также коэффициентами использования пробега и использования грузоподъемности.

Общий пробег автомобиля слагается из:

производительного пробега, т.е. пробега с грузом;

непроизводительного пробега, т.е. пробега без груза.

Отношение производительного пробега к общему пробегу автомобиля за данный период времени называется коэффициентом использования пробега b и выражается формулой:        

 

b = Lпр / (Lпр + Lн) = Lпр / Lоб, (3.31)


где Lпр - производительный пробег;н - непроизводительный пробег;

Lобр - общий пробег.

Повышение коэффициента использования пробега увеличивает полезную работу и снижает расходы на перевозки.

Под коэффициентом использования грузоподъемности подвижного состава понимается отношение его загрузки в тоннах к номинальной грузоподъемности (по заводской характеристике).

На величину коэффициента использования грузоподъемности влияют:

род перевозимого груза (объемный вес, габаритные размеры);

размер отдельных партий груза, отправляемых в один адрес;

тип подвижного состава.

При данном объемном весе груза коэффициент использования грузоподъемности зависит от габаритных размеров платформы автомобиля, вида тары и формы груза, а также от его физических свойств (малая механическая прочность, взрыво и пожароопасность и т.д.).

 

g = Shs/ q (3.32)

 

где S - площадь платформы, м2;

h - высота укладки груза, м;

g - объемный вес груза, т/м3;

q - грузоподъемность автомобиля.

Исследование методологических аспектов проведения анализа основных средств показал наличие широкого экономико-математического инструментария для проведения такого анализа, использование которого на практике приведено в следующих параграфах.




2020-03-18 273 Обсуждений (0)
Методологические аспекты анализа основных средств предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические аспекты анализа основных средств предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)