Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Маска шута в творчестве Гиппонакта



2020-03-18 199 Обсуждений (0)
Маска шута в творчестве Гиппонакта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Большая часть сохранившихся фрагментов произведений Гиппонакта посвящены теме богатства и бедности. Поэт постоянно обращается к различным божествам с мольбами о вещах первой необходимости (о плаще, например, или об обуви). Но характер этих просьб-жалоб на свою судьбу пародийный. Поэт как будто создаёт себе маску, образ, чтобы эпатировать публику. В.Н.Ярхо в своей книге делает предположение, что Гиппонакт - высокообразованный поэт, который никак не может принадлежать к низам общества, поскольку из своего родного города Эфеса он был изгнан тиранами, которые навряд ли стали бы всерьёз воспринимать «праздношатающегося нищего»

В словах Гиппонакта сквозит ирония: соединяя высокий стиль («Гермес,милый! Услышь поэта» (2(32), стр.280) с элементами низкого («Дай одежонку Гиппонакту»(2(32,стр.280) поэт добивается отличного пародийного эффекта.

Несмотря не то, что на первый взгляд поэзия Гиппонакта напрямую связана с рассматриваемой в данном подпункте темой (отношение к материальному достатку), при более внимательном разборе поэтических текстов оказывается, что на эту тему рассуждения у Гиппонакта отсутствуют, поскольку всё, о чём он пишет не имеет отношения к его личному восприятию окружающей действительности - перед нами слова человека, спрятавшегося за маской шута.

Проанализировав некоторые фрагменты произведений Солона и Феогнида я убедилась, что богатство для этих двух поэтов заключается далеко не только в материальном достатке - в первую очередь важны внутренние качества человека. Однако Феогнид в большей степени, чем Солон видит для себя в материальном благополучии счастье. Оба автора согласны, что во всём необходимо знать меру, и богатство - не исключение.

Разобрав некоторые стихотворения Гиппонакта я пришла к выводу, что тема материального достатка - средство, с помощью которого поэт создаёт себе эпатажный образ; в действительности сложно сделать вывод о личных убеждениях автора по интересующей меня теме.

 


Глава 4. Жизнеотношение

 

В предыдущих главах мы рассматривали различные категории счастья в ранней греческой лирике. В данной главе мне бы хотелось подытожить общую тему курсовой работы и поговорить о факторах формирования понятия «счастья» в жизни человека. Для анализа я выбрала наиболее значимых на мой взгляд авторов. Предлагаю рассмотреть тему с трёх различных сторон: в первую очередь поговорим о взаимоотношениях людей и богов, поскольку именно от того, как позиционирует себя человек по отношению ко всему, что его окружает, зависят его личные убеждения; также от отношения человека к богам зависит, считает ли он справедливым происходящее в его жизни. Затем поговорим о старости, поскольку тема эта напрямую связана со страхом смерти, постараемся понять, что ценят в жизни различные поэты, насколько они жизнелюбивы. И, наконец, рассмотрим наиболее важные по мнению различных авторов личностные качества; я постараюсь понять, какой идеал внутреннего облика человека близок тому или иному поэту.

Человек и Бог

 

…и да будут боги к нам благосклонны.

Ибо нет путей к олимпийским высям

Для земных людей…

Сапфо, (33(27), стр.330)

 

Пожалуй, эта идея, высказанная Сапфо, не могла вызывать сомнения в Древней Греции. В сознании человека того времени авторитет Богов и уж тем более их существование под сомнение не ставились. По крайней мере, на практике ни у одного из поэтов я не встретила рассуждений о том, есть ли в действительности Олимп и населяющие его божества. Да, есть, и нет смысла это обсуждать. Зато спорно отношение к этим божествам. Кто-то в жизни счастлив больше - кто-то меньше, а так как Боги обладают высшей властью, их всегда можно обвинить в несправедливости или, наоборот, последовать пословице «На Бога надейся, а сам не плошай» и самостоятельно строить свою судьбу, не забывая о том, что всё в руках богов.

 

…зависти не знаю. На деяния

Богов не негодую. Царств не нужно мне. (32(19),стр.221)

 

Это слова Архилоха. Он убеждён, что человеческая жизнь - в руках богов, а значит, если хочешь жить полноценной жизнью, умей доверять, «полагайся на богов» (30(130),стр.220). Задача человека - сумев принять дар богов, прожить собственную жизнь, не обвиняя никого в несправедливости, а принимая всё как должное:

 

Я ничего не поправлю слезами, а хуже не будет,

Если не стану бежать сладких утех и пиров. (51(11),стр.223)

 

Схожие идеи высказывает Симонид Кеосский: человеку не дано предугадать, что случится с ним в следующее мгновение, и тот, кто счастлив сейчас, завтра может потерять всё:

 

Ты не гадай, счастье надолго ли.

Быстрее, чем мухи крылатой полёт,

В нашей жизни всё меняется. (8(16),стр.373)

 

А раз так, единственное, что остаётся человеку - наслаждаться тем, что он имеет, бессмысленно жить несбыточными мечтами, ведь тем временем жизнь проходит мимо:


Жалок тот неразумный, кто даже подумать не хочет,

Что ненадолго даны смертному юность и жизнь! (8(19,20),стр.284)

 

А теперь посмотрим, о чём пишет Феогнид. Да, он так же как Архилох, Симонид Кеосский и многие другие убеждён, что «всё совершается так, как порешит божество» (141,стр.257), однако на деле оказывается, что поэту сложно с этим примириться. Униженный своим положением в обществе и вынужденной нищетой, Феогнид начинает задаваться вопросом справедливости происходящего с ним и с горечью пишет, что:

 

Людям одно божество благое осталось - Надежда.

Прочие все на Олимп, смертных покинув, ушли.

(1135-1136,стр.272)

 

О изображении в лирике человека, совершающего ошибочный жизненный поступок пишет в своём труде В.Н. Ярхо: в поэзии «вредное воздействие на умственные способности может оказать бедность, старческий возраст и т.д.» То есть, ошибки, совершаемые человеком - результат его внутренних переживаний, а не, скажем, вмешательства божества, как в архаическом эпосе.

Я рассмотрела взаимоотношения людей и богов на примере трёх поэтов. Здесь нет правых и виноватых - есть различные точки зрения, жизненный опыт, сила духа. Кто-то, обжигаясь в жизни, теряет веру в себя, а кого-то это делает сильнее. Отношение к богу для человека - что-то очень сокровенное, поэтому фрагменты лирических произведений, связанных с религиозной тематикой - не безликая теория, а прочувствованная, выстраданная правда. У каждого человека своя.

 


Старость

 

Старость - тема, болезненная, пожалуй, практически для любого из нас. К концу жизни человек гораздо острее ощущает, что смертен и по-своему пытается осмыслить и пережить этот факт. Кому-то это удаётся лучше - кому-то хуже. Наверное, много зависит от того, чем наполнена жизнь: у разностороннего человека в каком-то смысле твёрже почва под ногами, в то время как человек, зацикленный лишь на одном из жизненных аспектов, испытывает больший страх потерять то, что он имеет. Я выбрала для сравнения двух поэтов, каждый из которых по-своему сыграл значительную роль в развитии древнегреческой лирики. Пишут они о разном: Солон, афинский законодатель и поэт - по большей части о политике, но есть у него и интересные рассуждения о жизни и Мимнерм - родоначальник любовной элегии, полностью погружённый в собственные переживания. Но в одном их точки зрения пересекаются, этому даже есть письменное свидетельство: своеобразный диалог на бумаге о том, в каком возрасте человеку лучше всего уходить из жизни.

Анализируя отношение Мимнерма к старости, я отчасти, буду возвращаться к любовной тематике, поскольку для него это главный смысл жизни, любовь - главное, что, умирая, теряет человек.

Мимнерм неоднократно обращается к природным образам. Описывая свежую листву, распускающуюся под весенними лучами солнца, поэт говорит:

 

Словно те листья, недолго мы тешимся юности цветом,

Не понимая ещё, что нам на пользу и вред.

(из песен к Нанно, 2(8), стр.242)

 

«Юности цвет» - весна в человеческой жизни. Природа циклична, за весной следуют лето, осень, зима. Идея увядания природы, человека пугает автора. Говорят, в каждом времени года есть своя прелесть: так, осень соответствует человеческой зрелости, периоду, когда человек, пройдя большую часть своего жизненного пути, начинает переосмыслять многие вещи, становится мудрее. Для Мимнерма же старость - «тяжкий удел»; поэт многократно использует яркие эпитеты для того, чтобы охарактеризовать человеческие старение и смерть: «Презренная», «злая», «безобразная», «трудная» (из песен к Нанно, 3(1), стр.243), «час роковой» (из песен к Нанно, 2(8), стр.242). К старости человек становится противен самому себе и окружающим («мальчикам он ненавистен, в жёнах презрение будит» (из песен к Нанно, 1(7), стр. 242) ). Одна из главных причин, по которой поэта пугает старость - страх смерти. Интересно, что, несмотря на то, что тема старения - одна из центральных в творчестве Мимнерма, он не пишет об увядании человеческого тела - гораздо больше его пугает внутреннее старение:

 

Дух человека терзать начинают лихие заботы,

Не наслаждается он, глядя на солнца лучи…

(из песен к Нанно, 1(7), стр.242)

 

И напротив, счастье молодости - в способности жить, «не понимая ещё, что нам на пользу и вред» (2(8), стр.242).

Вот чего лишается пожилой человек - ему сложно оставаться беззаботным, беспечным, сложно без остатка отдавать себя, начиная новые отношения, ведь за плечами - богатый жизненный опыт, много ошибок, повторять которые страшно.

Мимнерм, мне кажется, - человек, живший по принципу: всё или ничего. Так, например, любовь у него подобна огню; когда пламя гаснет, жизнь теряет смысл. Жизнь многогранна, но для Мимнерма важна лишь одна грань, любовь. Вот здесь хочется сравнить точки зрения двух авторов, Мимнерма и Солона. Это два очень разных человека, с различными интересами и взглядами на жизнь. Интересно, как противоположено у них отношение к старости. В одном из своих стихотворений Мимнерм заявляет:

 

Если бы в мире прожить мне без тяжких забот и страданий

Лет шестьдесят, - а потом смерть бы послала судьба!

(«Разное», 12(11), стр.244)

 

Старость безобразна и бессмысленна - для чего тогда её проживать? Совсем другая идея - у Солона. Даже не зная его биографии, судя по дошедшим до нас источникам, можно сделать вывод, что Солон был уравновешенным, разносторонним человеком. Любовь для него, как и для любого человека, важна:

 

Милы теперь мне дела Афродиты, рождённой на Кипре,

И Диониса, и муз - всё, что людей веселит

(«Жизнеотношение», 7(24), стр.249)

 

Но она не является центральной темой творчества поэта. Любовь - одна из множества ценностей. Солона занимают и другие темы - политика, например. В его понимании, всему в жизни своё место и время («Милы теперь мне дела Афродиты» (7(24),стр.249), в определённый момент жизни, «теперь» любовь для поэта важна). Так же поэт понимает и принимает все этапы человеческой жизни: в стихотворении о «десяти седмицах» (3(23), стр.248), отведённых человеку богами, Солон описывает процесс взросления, не отдавая предпочтения ни одному из жизненных этапов. Подтверждение этому можно найти и в других произведениях Солона: одна из главных бед, которую несут междоусобицы - это то, что «юности радостный цвет будет войной унесён» («Благозаконие», 1(3), стр.245); а в другом стихотворении, рассуждая о предназначении человека, поэт пишет о познающем «сладостной мудрости глубь» («К музам», 2(1), стр.247). И в юности, и в старости Солон видит хорошее: молодость - период, когда человек беззаботно наслаждается жизнью, в более зрелом возрасте люди становятся мудрее. Сохранилось послание Солона Мимнерму, где он в ответ на пожелание поэта дожить до шестидесяти лет, заявляет:

 

Не переделывай его (стих), сладкопевец, и так пой отныне:

«Лишь на десятке восьмом смерть да подходит ко мне!»

(21(26), стр. 252)

 

Я не стала рассматривать отношение к старости в творчестве остальных лириков, поскольку по большей части в те времена оно очень схоже: старость приближает человека к смерти, к царству Аида, где «всё ужасает живущего». Приведу для примера несколько эпитетов, встречающихся у различных авторов: «злая» - у Архилоха (61(188),с.225), «невесёлая» - у Феогнида (1007,с.270) и т.д. В древнегреческой лирике старость в основном рассматривается как пора человеческой жизни, лишающая чувственного наслаждения. Солон же с этой точки зрения старость вообще не рассматривает, он пишет только о мудрости, которую несёт с собой зрелость. Получается, Мимнерм и Солон лишь на первый взгляд говорят об одном и том же. На деле это два человека с различным мировоззрением и отношением к человеческой жизни. Для Мимнерма счастье - в упоении любовью, которая возможна только в молодости, старость ужасает поэта.

 



2020-03-18 199 Обсуждений (0)
Маска шута в творчестве Гиппонакта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Маска шута в творчестве Гиппонакта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)