Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что делает человека Человеком



2020-03-18 223 Обсуждений (0)
Что делает человека Человеком 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мне кажется, для того, чтобы понять, что делает человека счастливым, немаловажно иметь представление о его внутренних убеждениях. У любого из нас есть в голове модель поведения, к которой мы стремимся; ориентир, который помогает, не теряя направление, двигаться вперёд. К идеалу человек способен в большей или меньшей степени приблизиться, но достигнуть его невозможно. Очень интересно будет проследить, к каким идеалам стремятся различные поэты - это поможет нам получить наиболее полное представление об их жизненных ценностях.

Архилох, в силу обстоятельств вынужденный вести жизнь скитальца, привык, по-видимому, к тому, что за всё в жизни нужно бороться, отсюда - яркий, темпераментный характер его лирики: «Архилох весь в бурлении, кипении страстей, хотя перед ним и нет какой-либо определённой цели, во имя которой он конструировал бы своё поведение», пишет в своём труде В.Н. Ярхо. Для Архилоха нет понятия «завтра» - он живёт только сегодняшним днём, ведь это человек, не привязанный ни к определённому месту и людям, он живёт «в свободном полёте».

Несомненно, Архилох - человек широких взглядов. Когда читаешь фрагменты его стихотворений, нет ощущения, что тебе навязывают чужую точку зрения - он просто делится собственным опытом и мировосприятием («Но каждому другое душу радует» - 37(132),стр.221). Схожие идеи мы встречаем у Алкмана. Он убеждён, что никто кроме самого человека не может судить о его чувствах: «Кто же бы высказать мог когда-либо мысли другого?» (33(104,стр.314)

Ещё одно важное качество, «божеский дар», о котором пишет Архилох - «стойкость могучая». По словам поэта, это качество спасает человека от всех «зол неизбывных» (47(13),стр.223). И действительно, стойкость, сила духа необходима человеку, чтобы в трудной ситуации сделать верный выбор, пережить все трудности, посылаемые богами.

В произведениях Архилоха также нет крайностей - во всём нужно искать золотую середину:

 


В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй.

Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт. (29(128),стр.220)

 

Возможно, имеется ввиду, что, ударяясь в крайности, человек перестаёт объективно смотреть на многие вещи. В.Н. Ярхо, анализируя тот же фрагмент из лирики Архилоха, приходит к выводу, что вся жизнь для поэта схожа с чередой «приливов и отливов на море». Ведь жизнь человека не статична - она имеет свой «ритм». По темпераменту Алкей в чём-то похож на Архилоха: в текстах его стихотворений много экспрессии («не лишённый ума»(31(67),с.347),» власть заберёт он, рехнувшийся»(32(141,с.347) и т.д.). Поэт бурно реагирует на различные события, «которые не осмысляются как проявление какой-то общей, объединяющей их закономерности»

Сильно выделяется на фоне Алкея и Архилоха Солон, который, судя по биографии, так же был активным и темпераментным человеком. Взять, к примеру, его обращение к афинянам, когда, притворившись душевнобольным, поэт обратился к согражданам, призывая их возобновить войну за Саламин. Однако есть принципиальное различие: если внутренняя активность Алкея и Архилоха по сути бесцельна, то Солон старается целенаправленно воздействовать на судьбу своего государства.

Феогнид довольно много пишет о том, что невозможно угодить всем, а значит есть смысл оставаться самим собой («Но не могу я никак гражданам нравиться всем» - 24,стр.255). Так же как Архилох, Феогнид не советует читателю ударяться в крайности:

 

Во всём выбирай середину.

Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело. (335-336, стр.261)


Меру следует знать не только в труде, но и в удовольствиях. Из всех пороков больше всего Феогнида отталкивает «низкая жадность», «гордость надменная» (836,стр.268), человеческие подлость и предательство. Как и Архилох, он ценит в людях доблесть и много пишет о том, как важен разум. Да и вообще, создаётся впечатление, что это человек рационального склада ума, отдающий предпочтение рассудку, а не чувствам:

 

Резкие взлёты ума и души бесноватым присущи.

Трезвый расчёт и совет - вот что к добру приведёт. (1053-1054,стр.271)

 

Больше всего Феогнид боится лукавства, с помощью которого чёрное выдаётся за белое и наоборот («Часто бывает, что люди со лживой, лукавой душою прячут её, что ни день мысли меняя свои» - 965-966,стр.270)

Искренность - высшая ценность и для Мимнерма. Обращаясь в одном из своих произведений к Нанно, поэт говорит:

 

…да встанет меж нами с тобою правдивость!

Выше, святей, чем она, нет ничего на земле. (5(2),стр.243)

 

Ещё одно важное умение для человека - наслаждаться собственной жизнью. Об этом качестве также пишут многие поэты:

 

Я ненавижу всех тех, кто заботы дня,

Тягость трудов своих в душах лелеют. (7(71),стр.361)

 

Для Анакреонта жизнь - череда удовольствий, поэт просто не видит смысла тратить время на бесполезные переживания.

Семонид Аморгосский, человек во многом иных взглядов на жизнь, соглашается с Анакреонтом, что жить нужно «здесь и сейчас», ведь


Чтоб умереть, у нас довольно времени,

Живём лишь только плохо годы краткие. (3(3),стр.237)

 

Я постаралась обратить внимание на те черты характера некоторых из древнегреческих поэтов, о которых было мало сказано в предыдущих главах. Мне кажется, это необходимо для наиболее полного представления о том, в чём для них заключалось счастье и чем была наполнена их жизнь.

В данной главе я пришла к выводу, что, хоть счастье и субъективно, и большую роль играют внутренние переживания человека, вместе с тем есть немало объективных факторов влияющих на формирование понятия «счастья». К примеру, сильная, не ставившаяся под сомнение вера в существование богов, а отсюда - убеждения о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Смерть по определению не может быть счастьем, ведь она ведёт человека в тёмное, страшное царство Аида, многократно описанное различными авторами (к примеру, 11 песнь «Одиссеи» Гомера).

Ещё один фактор - жизненные обстоятельства, различные социальные условия, формирующие личность человека. Так, например, сравнивая отношение к старости у Мимнерма и Солона, необходимо делать поправку на то, что это люди, воспитанные в очень разной среде. Именно поэтому в одном из подпунктов («Жизнеотношение»,4.3), я постаралась обозначить наиболее важные личностные качества различных поэтов, от которых зависит содержание их творчества.

 


Заключение

 

Работа практически закончена - осталось только подвести итоги. Выбранная мной тема «Категории счастья в ранней греческой лирике» очень многогранна и, конечно, рассмотреть её со всех сторон у меня не получилось. Я по своему усмотрению выделила наиболее значимые категории счастья, рассмотрела их на примере некоторых из древнегреческих поэтов VII - VI веков; всё это - люди с разным мировосприятием, которое складывается из множества факторов, таких как жизненный опыт, социальная среда и т.д. Очень интересно было проследить взаимосвязь эпохи и личных переживаний человека, найти для себя сходства и различия в восприятии окружающей действительности современным человеком и гражданином Древней Греции.

Работу я разделила на четыре части, первая из которых посвящена любовной тематике, вторая - анализу военной лирики, в третьей главе я постаралась выяснить, «в деньгах ли счастье» для различных авторов и наконец, в четвёртой части «Жизнеотношение» подытожила рассуждения о категориях счастья, уделив большее внимание личностным качествам поэтов.

Переход от объективного восприятия реальности к субъективному на бумаге - несомненно, огромный прорыв для мировой литературы. Наиболее ярким примером служит любовная элегия, в которой нет места отвлечённым рассуждениям - в любовной лирике тех времён уже отражён широкий спектр эмоций человека. Некоторые из поэтов, (Ивик, например) испытывают ужас при одной лишь мысли о мучениях, которые приносит человеку Эрот, а другие с наслаждением переживают лёгкие любовные увлечения (Анакреонт). На мой взгляд, наиболее многогранно описывает свои Эмоции Сапфо: здесь есть нежность, страсть, тоска, любовное томление и невероятное упоение собственными чувствами. И опять-таки именно на примере Сапфо можно проследить, что представляла собой любовь в творчестве древнегреческих поэтов тех времён. Самое главное, что я для себя поняла - ни у кого из авторов VII - VI веков нет внутреннего диалога со своей возлюбленной или возлюбленным. Пока что мы видим поэзию о собственных чувствах.

Во второй главе мы говорили о военной тематике в древнегреческой лирике: здесь военно-патриотические элегии Каллина и Тиртея и фрагменты произведений Архилоха, полные демонстративного пренебрежения к нормам общественной морали тех времён. Конечно, идеи, высказанные Архилохом, не ему первому пришли в голову. Думаю, для многих воинов-наёмников сохранить жизнь на поле боя - важнейшая задача; другое дело, что на бумаге таких идей раньше никто не высказывал. И вот тут Архилох и в самом деле «абсолютный новатор», в корне изменивший подход к вопросам военного дела. Впервые счастье - не погибнуть за родину, как у Каллина и Тиртея, - счастье выжить в битве, пусть даже и потеряв на поле боя свой щит.

В следующей главе я рассмотрела тему богатства и бедности в творчестве Солона и Феогнида. По большей части у поэтов в этом вопросе схожие взгляды, но в силу жизненных обстоятельств есть и значительные различия. Так, например, Феогнид, как ни пытается убедить самого себя, что «не в деньгах счастье», всё равно рано или поздно сбивается и начинает проклинать нищету, в которой нет красоты и благородства, присущего аристократии. Ну, а у Солона мы видим отвлечённые рассуждения о добродетели и о том, что не деньги делают человека счастливым, хотя и в крайней нужде ничего хорошего нет - всё должно быть в меру.

Также я обратилась к творчеству Гиппонакта. Анализируя фрагменты его произведений, я не сразу поняла, что лирический герой в данном случае мало общего имеет с самим автором и его внутренними переживаниями. Поэт, который на первый взгляд так явно пишет на тему материального достатка, по сути не пишет о нём вовсе, ведь он лишь создаёт маску, за которой совсем не видно реального человека.

И, наконец, в последней главе мы поговорили о том, что влияет на формирование понятия «счастья». Влияет множество факторов, наиболее важные из которых, пожалуй: социальная среда и религиозные убеждения человека (а так как в те времена вера в богов под сомнение не ставилась, то речь идёт об отношении к действиям, совершаемых небожителями). Поэты VII - VI веков - представители различных слоёв населения и, как следствие, люди с нередко противоположными взглядами на одни и те же вопросы.

Так же, как и в начале работы с творчеством древнегреческих поэтов, я по-прежнему убеждена, что тема «Категории счастья в ранней греческой лирике» актуальна в XXI веке. Самое очевидное: внутренние переживания, то, чем наполнена лирика, волнует любого человека во все времена. Также для меня лично было очень интересно увидеть знакомые черты современной поэзии, основы которой были заложены в архаический период. Ещё одна причина, по которой данная тема особенно важна и нужна именно в наше время - это то, что поэзия сейчас совсем не так актуальна, как, скажем, в XX веке.

Говорят, сейчас читать стали гораздо меньше, чем раньше - наверное, это действительно так. Но, если уж на то пошло, в первую очередь это касается поэзии. Людям почему-то сейчас тяжело воспринимать лирику, я знаю это и на собственном опыте. В том числе поэтому я и выбрала такую тему, чтобы научиться, читая, вникать, ощущать через текст эмоции автора. Надеюсь, у меня получилось. Думаю, это важный навык для любого человека.

 


Список использованной литературы

I.  Источники (тексты древнегреческих поэтов VII - VI веков):

·   «Эллинские поэты VIII - III вв. до н.э.», пер.: В.Вересаева, Г.Церетели, В.Ярхо, М.Гаспарова, С.Радцига, С. Апта, В. Иванова; издательство «Ладомир»,1999

·   «Античная литература. Греция. Антология, часть 1», пер.: Г.Церетели, В.Вересаева, С.Апта, В.Латышева; изд-во «Высшая школа», 1989. Научная литература:

·   В.Н.Ярхо - «Эпос.Ранняя лирика», изд-во «Лабиринт», 2001

·   Т.Б. Гвоздева - «Греческая лирика VII - VI вв. до н.э.», изд-во Литературного института им.А.М.Горького,2006

·   С.А.Ошеров - «Найти язык эпох: от архаического Рима до русского серебряного века», изд-во «Аграф», 2001

·   А.И.Доватур - «Феогнид и его время», изд-во «Наука», 1989



2020-03-18 223 Обсуждений (0)
Что делает человека Человеком 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что делает человека Человеком

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)