Характеристика непубличного акционерного общества «Дзержинский мясокомбинат»
Дзержинский мясокомбинат – современное предприятие с хорошо оснащенной производственной базой, представленной новейшим высокотехнологичным оборудованием ведущих зарубежных компаний (LASKA, SCHALLER, REICH, HANDTMANN и других), полным технологическим циклом и высококвалифицированными кадрами, которое было образовано в 1935 году. На сегодняшний день комбинат является крупнейшим производителем мясной продукции в Нижегородской области. Ежедневно предприятие выпускает около 120 самых востребованных и популярных наименований готовых мясопродуктов и охлаждённых полуфабрикатов: варёной и копчёной, сырокопчёной колбасы, ветчины, сарделек, сосисок, шпикачек. Компания первой в Нижегородской области внедрила международную систему качества ХАССП на своем производстве для постоянного обеспечения и поддержания качества и безопасности продукции на высоком уровне. Ежегодно несколько видов продукции предприятия становятся победителями Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России». Также НАО «Дзержинский мясокомбинат» является победителем международного конкурса «Экологически чистая и безопасная продукция»[24]. Основная цель предприятия – получение максимальной прибыли, также которое достигается посредством удовлетворения материальных и социальных потребностей участников предприятия и населения. Направления деятельности, указанные в Уставе непубличного акционерного общества, продемонстрированы на рисунке 9.
Рисунок 9 – Разновидности функционирования НАО «Дзержинский мясокомбинат» Следовательно, в основном в направлениях работы рассматриваемого предприятия преобладает производственно-коммерческая деятельность. Помимо устава функционирование компании регулируется и контролируется Положениями о нормировании, премировании и оплате труда, о закупках, должностными инструкциями для различных работников, Кодексом этики и служебного поведения, приказами и иными нормативно-правовыми документами. Организационная структура непубличного акционерного общества — линейно-функциональная. Линейные подразделения: 1) отвечают за основную деятельность, 2) принимают решения, 3) передача информации направлена сверху вниз и осуществляется распоряжениями, приказами, указами. Функциональные структуры: a) предоставляют информацию и консультируют линейные службы по конкретным вопросам, b) при принятии решений, составлении планов и программ, доводят свои сведения и данные напрямую или через институциональный уровень управления, c) самостоятельно не отдают распоряжения производственному направлению, d) помогают технически подготавливать производство (например, обеспечивают внеоборотными активами – основными фондами), e) оказывают помощь в решении проблем, сопряжённых с этой подготовкой, планировании деятельности, f) проводят финансовые расчёты, g) также обеспечивают производственный процесс оборотными активами (например, запасами). Внутреннее устройство мясокомбината показано на рисунке 10. Рисунок 10 – Структура организации линейно-функционального типа Общее собрание акционеров осуществляет принятие решений по всем вопросам предприятия как внутреннего, так и внешнего характера. Совет директоров производит общее руководство деятельностью юридического лица, исключая проблемы и решения, которые разрешает и согласовывает собрание акционеров. Генеральный директор: - выполняет руководство текущим функционированием компании, - занимается организацией реализации решений собрания и совета, - имеет право представлять интересы и действовать от имени непубличного акционерного общества, - совершает управленческие операции других направленностей, - утверждает найм и увольнение персонала, - издаёт приказы и иные нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции; - даёт указания, обязательные для исполнения всеми сотрудниками юридического лица, - исполняет функцию контроля внутри предприятия. Ревизионная комиссия контролирует финансово-экономическое состояние (положение) мясокомбината путём анализа бухгалтерской и управленческой отчётности[3]. Нижестоящие уровни управления представлены: 1. финансово-экономическим направлением – где решаются вопросы и проблемы бухгалтерского учёта, планирования, начисления арендной платы за пользование объектами имущества компании, расчёты за предоставленные услуги и с подрядчиками; 2. коммерческим – где осуществляются и контролируются процессы снабжения, сбыта готовой продукции и полуфабрикатов, складирования и хранения запасов и других оборотных активов, маркетинга и продвижения; 3. техническим – где разрешаются вопросы и проблемы, сопряжённые с производственным процессом, парком технических средств (оборудования, машин, аппаратуры), наличия запасных частей и простых конструкций для ремонта и модернизации основных фондов, оценки технической и технологической подготовки производства; 4. кадровым – выполняются и контролируются процессы найма, подбора, увольнения сотрудников, карьерного роста, стимулирования работников, их обучения, повышения квалификации. Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры представлены на рисунке 11. Рисунок 11 – Позитивные и негативные стороны анализируемой структуры управления То есть уже в организационном внутреннем построении можно отметить некоторые функции управления, которые реализуются разными категориями персонала на мясокомбинате.
Содержание и реализация функций менеджмента в НАО «Дзержинский мясокомбинат» На предприятии на различных уровнях управления осуществляются все функции менеджмента – организация, координация, мотивация, планирование и прогнозирование, контроль и регулирование. Организация как функция отражена в рамках структуры управления. В ней отмечаются 3 звена менеджеров – высший, средний и низший, каждый из которых имеет свои полномочия и обязанности, но каждый вышестоящий из них может дублировать функционал более низких, что вызвано и спецификой внутреннего построения компании. Высший уровень управленческого персонала представлен общим собранием акционеров, советом директоров и генеральным директором. Их функционал уже был описан, но Совет директоров также может определять приоритетные направления работы – утверждать бюджет предприятия, перспективные и годовые планы, инвестиционные программы, планы капитального ремонта и технического перевооружения, определять основные принципы маркетинговой, ценовой и тарифной политики, избирать генерального директора и досрочно прекращать его полномочия, устанавливать размеры выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций; согласовывать все возможные режимы делегирования полномочий Генерального директора (выдача доверенностей, подписание приказа о назначении исполняющего обязанности и др.) для совершения действий от имени организации, утверждать по представлению генерального директора кандидатур на должности его заместителей (директоров по направлениям деятельности), главного бухгалтера и освобождать их от занимаемой должности, рекомендовать размер выплачиваемых членам ревизионной комиссии вознаграждений и компенсаций и определять размер оплаты услуг аудитора, утверждать внутренние документы компании, структуру и штатное расписание и их изменения и некоторые другие функции менеджмента. Главный директор также осуществляет юридическую и инвестиционную деятельность, поскольку нет специализированных подразделений для их реализации. Ему подчинён средний уровень управления – главный бухгалтер, коммерческий, технический и HR директоры. Директор по персоналу занимается управлением сотрудниками предприятия, рассчитывает необходимую численность работников, обеспечивает привлечение новых и удержание существующих специалистов, формирует резерв персонала, разрабатывает кадровую политику, систему мотивации и обучения трудовых ресурсов. Технический директор отвечает за модернизацию и поддержание работоспособности производственных процессов в непубличном акционерном обществе, продумывает направления технического развития организации, ведет переговоры с поставщиками, обеспечивает безопасность на производстве и своевременный ремонт оборудования. Коммерческий директор – топ-менеджер, который комплексно руководит продажами, закупками, логистикой и маркетингом компании. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью собственности, активным воздействием на повышение результативности хозяйственной деятельности компании. Среднему звену управления подчиняется нижележащий, где функционал распределён между сотрудниками в зависимости от их квалификации и специализации. Организационная структура показывает и координацию как функцию менеджмента. Коммуникационный процесс реализуется как горизонтально, так и вертикально. То есть вышестоящие уровни запрашивают информацию о положении внутри своего направления деятельности для отчётности и ознакомления, а также принятия решений, с которыми по нисходящему пути знакомят подчинённых, как и собственных идей, замыслов, целей и задач. Примером распространения информации на одном уровне менеджеров является запрос бухгалтерии к производственному отделу или отделу снабжения о наличии определённых ресурсов или их закупке. При этом информация может быть отражена в отчётах, ведомости о потребности в материальных ресурсах, сметы. Также к этой функции относят делегирование полномочий. Этот процесс довольно распространён в анализируемом юридическом лице как в запланированной форме (при отпусках, отгулах, отсутствии на рабочем месте по заявлению), так и незапланированной (по болезни, при передаче части функционала вышестоящим руководством). Таким образом увеличивается трудоёмкость некоторых работников и производительность их труда при большем выполнении обязанностей. С предыдущими функциями тесно связаны регулирование и контроль. Они представлены непосредственно функционалом и обязанностями самих сотрудников, организационно-правовыми документами (Положения об оплате, нормировании и организации труда, о премировании, об организации, о структурных подразделениях, об экспертной архивной комиссии, о генеральном директоре, об адаптации, аттестации, о подборе персонала, Кодекс профессиональной этики, Правила взаимодействия с поставщиками и покупателями, внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Устав, приказы и распоряжения, отчёты о деятельности сотрудников по направлениям, штатное расписание), а также учёт и анализ бухгалтерской, статистической и управленческой отчётности (баланса, Отчётов о финансовых результатах, движении денежных средств, об изменении капитала). Таким образом происходит контролирование и регулирование трудовой деятельности, её нормирование, установление эффективной системы оплаты труда и премирования работников, качественные подбор и адаптация персонала приводят к результативной работе сотрудников, поскольку мотивируют их и заставляют нести ответственность, а также оказывают помощь в выявлении проблем в процессах производства и управления. Исследование всех форм отчётности помогает выявить, в каком положении находится мясокомбинат, насколько результативно сформированы и расходуются его финансовые и иные ресурсы, проблемы, связанные с этими процессами, и разработать предложения для улучшения ситуации. Проанализируем эффективность организации труда и использования рабочего времени на 2019 год путём сопоставления фактических данных с нормами трудовой деятельности и исследования баланса времени работы у различных категорий трудовых ресурсов (таблицы 1 и 2) [2]. Таблица 1 — Баланс рабочего времени
Следовательно, минимальное количество затраченного времени работы регистрировалось у руководителей, максимальное – у основного производственного персонала. Такая же ситуация и с трудозатратами, что вызвано и численностью этих категорий сотрудников, а также сложностью процесса производства и делегирования функций от руководителей служащим и специалистам. Существует необходимость в минимизации потерь времени на отпуск по беременности и родам, болезни, сдаче экзаменов и зачётов. Это позволит сделать производственный и управленческий процесс ещё более результативными. Таблица 2 — Показатели нормирования труда и фактические данные
Значит, в основном процессы управления и производства организованы эффективно, рассмотренные выше функции менеджмента применяются довольно результативно и стимулируют сотрудников к наращиванию производительности труда. От норм при этом отклоняются численности работников и подчинённых, что может занижать выработку, поэтому необходим донабор основных производственных рабочих и специалистов и служащих. Все выявленные проблемы можно разрешить следующими 2 функциями управления: планированием и прогнозированием. Планирование как процесс заключается в увеличении в плановом периоде количества персонала, объёмов выпуска, производительности труда, фонда оплаты труда, выручки (стоимости реализованной продукции). При этом применяется подетальный метод планирования, когда 1 или несколько факторов будут увеличены, что отразится на конечном показателе. На мясокомбинате действуют все 3 вида планирования – стратегическое, тактическое и оперативное. В последнем случае акционерное общество составляет план по некоторым экономическим показателям на ближайший год. Первый вид представляет постановку стратегий развития на будущий период (3-5 лет) – например, стратегий роста или развития продуктов. Второй применяется при инвестиционном планировании и составлении соответствующих планов под выбранную стратегию. Прогнозирование – в построении статистических моделей влияния фактора на результативный признак (уравнений регрессии). Например, влияние численности сотрудников на фонд оплаты труда продемонстрировано на рисунке 12. Рисунок 12 – Поле корреляции заработной платы и численности трудовых ресурсов Таким образом, фонд оплаты труда изменяется по уравнению квадратичной регрессии при изменении количества сотрудников. С помощью прогнозирования как функции менеджмента можно определить и плановое значение в будущем периоде, и упущенный эффект при максимально возможном значении фактора в данный промежуток времени. Фонд оплаты труда относится к сфере мотивационной функции управления, помимо отчислений на социальные нужды, различных наград, благодарности руководства, карьерного роста, развития творческих умений и навыков, повышения квалификации, получения дополнительных знаний. То есть в компании присутствует как материальное (денежное и неденежное), так и нематериальное стимулирование. Отчисления на социальные нужды составляют 30% в 2019 году от суммы фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда включает фонды заработной платы и материального поощрения. Второй формируется за счёт премиальных и некоторых других выплат, первый – благодаря формам и системам оплаты труда. На мясокомбинате находят применение сдельная и повременная формы и косвенно-сдельная и повременно-премиальная системы. Премии выплачиваются как по результатам работы и достижения определённых задач, так и единоразово по окончании года или по итогам участия в конкурсах[1]. Показатели материального стимулирования у разных категорий работников на 2019 год показан в таблице 3. Таблица 3 — Материальное стимулирование групп сотрудников
Значит, трудовые ресурсы достаточно хорошо материально простимулированы, особенно служащие, специалисты и руководители. Затраты на оплату труда этих категорий максимальны. При этом премиальные выплаты составляют большой процент в структуре фонда оплаты труда (около 50% от этой суммы).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |