Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика «Какой я?» (авт. Немов Р.С.)



2020-03-18 2449 Обсуждений (0)
Методика «Какой я?» (авт. Немов Р.С.) 5.00 из 5.00 3 оценки




Цель методики : предназначена для определения самооценки ребенка 6-10 лет. Психолог, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Результаты определения типа самооценки по методике «Какой я?»

Таблица 2

Девочки Тип самооценки Мальчики Тип самооценки
Илуб Эмильмира Мунарева Влада Пуголовкина Полина Яринских Екатерина высокая средняя   средняя     высокая Анненков Константин Даутов Равиль Еремин Матвей Камалов Илья Нозимов Денис Оплетаев Роман Якимов Владимир Очень низкая Высокая Средняя Очень высокая Средняя Средняя Низкая

 

Полученные данные можно представить графически.

Таким образом, у мальчиков преобладает средняя или адекватная самооценка, но присутствует низкая самооценка. У девочек же низкой самооценки не отмечено, наоборот имеется завышенная самооценка. Кроме того, анализируя ответы детей, необходимо отметить, что девочки чаще давали категоричные утвердительные ответы («всегда честная», «всегда аккуратная» и т.д.), что может свидетельствовать о недостаточной самокритичности. У мальчиков таких ответов практически не встречалось.

Таким образом, на основании данных полученных после проведения всех экспериментальных методик, можно сделать вывод о том, что девочки склонны завышать собственную самооценку. Они стараются оценивать себя очень высоко по всем предлагаемым параметрам, причем оценивания себя они всегда характеризуют себя положительно и категорично, что указывает на неадекватно завышенную самооценку. У мальчиков более адекватное оценивания себя, причем у некоторых наблюдается заниженная самооценка и неадекватно отрицательное восприятие себя. Мальчики более неуверенно отвечали на задания и длительнее обдумывали свой выбор.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех девочек в данной выборке достаточно высокая самооценка, с преобладанием неадекватно завышенной самооценки, что отличает их от мальчиков. Это обстоятельство указывает на наличие гендерных особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из этих данных, мы не можем судить до конца ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье, а также не проводились повторные исследования уровня самооценки. Также можно говорить о необходимости выяснения причин заниженной самооценки у мальчиков и, по возможности, ее коррекции. Эти обстоятельства являются главными для определения направления и целей дальнейшего исследования.

Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова

Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).

Обработка результатов:

Таблица №3

Ф.И. Уровень самооценки Отношение с близкими людьми Социальная заинтересованность Индивидуализация
Анненков Константин   Средняя Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Даутов Равиль   Высокая Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Еремин Матвей   Низкая Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Илуб Эмильмира   Средняя Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Камалов Илья   Низкая Допускает давление бабуш., матери, отца,брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Мунарева Влада   Средняя Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей,учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Нозимов Денис   Средняя Допускает давление брата, матери, отца, баб. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Оплетаев Роман   Высокая Допускает давление матери и отца Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Пуголовкина Полина   средняя Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Яринских Екатерина   средняя Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Якимов Владимир средняя Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 7-средний и у 2- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 12%, средний – 76%, а низкий у 12% учащихся. Так же можно сказать что 61% учащихся во 2 «А» классе признает свое сходство с другими, а вот 39% считают себя уникальными.

 

 

Заключение

Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-образа», которая состоит из следующих компонентов:

Когнитивный;

Оценочный;

Поведенческий;

Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

Основными факторами , влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование во 2 «А» классе школы №7 с использованием следующих методик:

1.Методика «Лесенка» (Марцинкова Т.Д.)

2. Методика «Какой я?»( Немов Р.С)

3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).

Результаты показали, что из 11 учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 6-средний и у 3- низкий.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

 

 

Список литературы



2020-03-18 2449 Обсуждений (0)
Методика «Какой я?» (авт. Немов Р.С.) 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Методика «Какой я?» (авт. Немов Р.С.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)