Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экскурсионный маршрут, виды маршрута, требования к маршруту



2020-03-18 310 Обсуждений (0)
Экскурсионный маршрут, виды маршрута, требования к маршруту 0.00 из 5.00 0 оценок




Маршрут в целом должен обеспечить необходимую зрительную основу для наиболее полного раскрытия темы экскурсии[19].

Требования: наиболее рациональный путь следования экскурсионной группы для последовательного осмотра объекта.

- изучаемые объекты не должны располагаться слишком близко друг от друга, заслонять один другой или контрастировать.

- переезд или переход между экскурсионными объектами не должен занимать 10-15 мин.

Маршрут экскурсии следует рассматривать как хорошо продуманный, связанный с процессом показа объектов, путь следования экскурсионной группы автобусной или пешеходной. Маршрут строится в зависимости от принятой для данной экскурсии последовательности осмотра объектов. Маршрут способствует наиболее глубокому раскрытию темы.

Существуют три варианта построения маршрута:

1) хронологический,

2) тематический (предметный),

3) тематико-хронологический.

При разработке экскурсионного маршрута следует:

-   уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки автобуса или группы,

-   провести хронометраж времени, которое необходимо для показа объектов, их словесную характеристику и передвижения автобуса,

-   уточнить время экскурсии в целом, проверить целесообразность использования намеченных приёмов показа, выбрать лучшие точки для показа.

После объезда экскурсионный маршрут утверждается ГИБДД, МЧС и составляется карта-схема и паспорт экскурсионного маршрута.

Составление "портфеля экскурсовода"

"Портфель экскурсовода" - принятое экскурсионными работниками условное название комплекса наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Внешний вид - папка или небольшой портфель. Назначение "портфеля экскурсовода" - восстановить недостающие звенья, объекты, утратившие свой первоначальный вид.

Составление технологической карты экскурсии

Технологическая карта экскурсии[20] - основной документ экскурсионного учреждения, который при наличии текста даёт право на проведение и оплату экскурсии по определённой теме и служит руководством для работы экскурсовода.

Технологическая карта экскурсии - коллективный труд творческой группы экскурсоводов, методистов, которые разрабатывали эту экскурсию. Она составляется в конце творческого процесса создания экскурсии.

Цель технологической карты экскурсии - указать экскурсоводу, как правильно провести экскурсию. В тексте раскрывается содержание экскурсии, делаются выводы по подготовке подтем в целом, указывается, что нужно сказать экскурсоводу об объектах показа, как в логической последовательности. Технологическая карта экскурсии показывает, как результативно, на конкретных примерах донести содержание до различных категорий. экскурсантов. В ней даются рекомендации экскурсоводу наиболее целесообразных методических приёмах, указываются выводы по подтемам и логические переходы от одной подтемы к другой, которые помогают экскурсоводу объединить показ и рассказ в единое целое[21].     

В разработке всё целенаправленно и взаимосвязано: маршрут, остановки объекты показа, наименование подтем, организационные и методические указания.

Требования к технологической карте

-   актуальность,

-   целенаправленность,

-   обязательное соблюдение структуры экскурсии,

-   соблюдение тематического принципа, подбор объектов, которые помогают раскрыть содержание определённых подтем и темы экскурсии в целом,

-   логичность, целостность разработки, поиск таких логических переходов,

-   рациональное соотношение общего и локального материала,

-   отражение принципа построения маршрута (хронологического, тематико-хронологического, тематического).

Приём экскурсии

При положительной оценке контрольного текста экскурсии и технологической карты, при наличии хорошо укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута назначается дата приёма экскурсии. Сдача новой экскурсии поручена одному из группы.

Утверждение экскурсии

o Издаётся приказ директора, утверждающий новую экскурсию.

o Осуществляется подготовка экскурсовода к проведению новой экскурсии.

Экскурсовод, утвержденный в качестве ответственного за тему, регулярно вносит изменения и дополнения в контрольный текст экскурсии, в методическую разработку, в содержание карточек экскурсионных объектов[22].

Профессиональные требования к специалисту-экскурсоводу

До конца 1960-х годов работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.), лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми в 1969 году директивными органами по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами в крупную отрасль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности.  

К началу 1990-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тыс. экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела. Одним из главных направлений совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов является специализация[23].

Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.

 Экскурсовод, в силу особенности своей профессии, поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача - наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.

У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Для экскурсовода характерны четыре вида способностей: (1) конструктивные, (2) организаторские, (3) коммуникативные и (4) аналитические[24].

Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить отношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с работниками туристско-экскурсионного предприятия, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями. Важную роль в развитии способностей экскурсовода играют учеба на курсах, работа в методических секциях, самостоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.

Следует указать, что экскурсия по существу - театр одного актера, коим является экскурсовод. Несомненно, он должен обладать в определенной степени артистизмом и владеть ораторским мастерством, обладать хорошей памятью и способностью активно peагировать на внезапные вопросы экскурсантов. 



2020-03-18 310 Обсуждений (0)
Экскурсионный маршрут, виды маршрута, требования к маршруту 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экскурсионный маршрут, виды маршрута, требования к маршруту

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)