Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дом и памятник Сурикова, усадьба В. Крутовского



2020-03-18 214 Обсуждений (0)
Дом и памятник Сурикова, усадьба В. Крутовского 0.00 из 5.00 0 оценок




Дом Суриковых. Ленина, 98. Бесценное сокровище Красноярска, Музей-усадьба В.И. Сурикова. Кроме этого он еще и образец постройки зажиточных красноярских казаков, каковыми были предки художника. Участок земли огорожен заплотом, деревянный тротуар от калитки к дому, крытая веранда, а в глубине двора конюшня, русская баня и сарай. Дом Суриковых сохранил неповторимый уклад жизни, самобытный казачий русский дух, который некогда питал будущего художника.

Памятник В.И. Сурикову установлен к 100-летию со дня рождения художника (1948 г., скульп. Л.Ю. Эйдлин) в «Суриковском сквере». Это название народное, стихийное, но не случайное, потому что памятник установлен в сквере Всехсвятской церкви (не сохранилась), где в 1848 г. был крещен Суриков.

Усадьба Владимира Крутовского. Карла Маркса, 12. Здесь со второй половины XIX в. была усадьба Вл.М. Крутовского, давшего в молодости клятву — посвятить свою жизнь Сибири, родному Красноярью. Он стал общественным деятелем, занимался всю жизнь врачебной деятельностью, садоводством, изданием газеты и журнала. Был активным областником, выступая за федеральную Сибирь. Сохранились остатки старинного сада.

Дом Цукермана. Ленина, 60. Невозможно пройти мимо этого удивительного особняка (арх. В.А. Соколовский). Двухэтажный деревянный особняк недавно отреставрирован. Резные балконы, открытые веранды и башенки, бельведеры и шпили, выполненные в дереве, намекают на южнофранцузский готический стиль. Ныне здесь расположен Литературный музей.

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова, Юдинская библиотека

Музей расположен в трех зданиях по адресам: Парижской Коммуны, 20 (отдел русского искусства XVIII — начала XX в.). Открыто ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Художественный музей им. В.И. Сурикова — единственный крупный художественный музей на территории Красноярского края, который обладает значительными коллекциями, имеющими высокую художественную ценность. Открыт в 1958 г. как художественная галерея, переведенная из Красноярского краеведческого музея. В 1983 г. переименована в Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. В числе коллекций музея — древнерусское искусство (иконы, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство), русский авангард, искусство XX в., западноевропейское искусство XVII — начала XIX в., народное искусство. Русское искусство ХVIII-ХIХ вв. представлено произведениями И. Крамского, И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Тропинина, И. Репина, А. Маковского, А. Бенуа. Можно увидеть один из вариантов картины «Озеро Горных Духов» алтайского мастера Г.И. Чорос-Гуркина. Коллекции, главным образом определяющие лицо музея, — произведения красноярских художников конца XIX — начала XX в. Гордостью музея является коллекция полотен В. Сурикова (78 работ), экспонируемая в отдельном зале. Большой любовью зрителей пользуется зал иконы, знакомящий как с образцами знаменитых центров русского иконописания, так и с работами сибирского письма. Советское изобразительное искусство отражают живопись, графика, скульптура А. и С. Ткачевых, О. Комова, этюды Н. Крымова, портреты Г. Шегаля; работы красноярских художников А. Поздеева, Т. Ряннеля и др. Раздел декоративно-прикладного и народного искусства: вологодское кружево, вятская и филимоновская игрушка, подносы Жостова, лаковая миниатюра Палеха, Федоскина, Мстеры, хохломская роспись; изделия из стекла и фарфора русских заводов XIX в. При музее богатая научная библиотека. Музей проводит научные конференции и «Суриковские чтения», издает ежегодные художественные календари на основе своих коллекций, альбомы, открытки.

Мемориальная библиотека-усадьба Г.В. Юдина. Была открыта к 100-летнему юбилею В.И. Ленина в 1970 г. В этой библиотеке в 1897 г. он работал над книгой «Развитие капитализма в России». Библиотека купца-библиофила была уникальной по содержанию и одной из самых крупных в Сибири (свыше 80 тыс. томов), уступая только библиотеке Томского университета. Юдин дорожил своим сокровищем и хранил книги на Таракановской даче, в специальном двухэтажном деревянном доме. Рядом на усадьбе жилой дом семьи Юдиных и два красивых, с балкончиками и колоннами флигеля, которые сдавались квартирантам. В 1881 г. после пожара, уничтожившего значительную часть Красноярска, Г.В. Юдин выстроил себе дачу и книгохранилище на Афонтовой горе. Ленинская экспозиция демонтирована, и в музее до капитального ремонта работала интересная выставка, посвященная жизни Красноярска и красноярцев в XIX в. В настоящее время Юдинская библиотека является мемориальной и исторической зоной Красноярска.

Покровский кафедральный собор. Сурикова, 26 (на пересечении проспекта и улицы). Заложен был в 1785 г., освящен в 1795 г. Собор каменный, самый древний из всех красноярских храмов, имеет 3 придела: главный — Покрова Богородицы, правый — Петра и Павла, левый — Святителя Николая. Собор представляет собой образец сибирской ветви русского барокко, традиционный тип одноэтажной церкви, где алтарь, собственно храм, трапезная и колокольня располагаются по одной оси. Особенно изящен силуэт ярусного пятиглавия: его главки венчают позолоченные восьмигранные луковицы с фигурными прорезными крестами. С 1990 г. — кафедральный собор Красноярско-Енисейской епархии. Напротив собора — симпатичный современный скверик с мостиком и фонтаном (арх. Ю. Кузнецова, 1999 г.).

Улица Дубровинского – набережная Енисея

Набережная не только украсила город, но и сделала возможной мечту красноярских архитекторов и строителей: развитие современной системы общегородского центра с раскрытием его в сторону живописного Енисея. Набережная — любимое место свиданий, прогулок, отдыха красноярцев. С нее открываются великолепные виды на Енисей, острова, мосты, правобережный город и Куйсумские горы. К концу весны — началу лета здесь яркими розовыми облаками зацветают декоративные яблони с нежным названием «Греза», придающие особое очарование набережной. Сорт выведен на Красноярской плодово-ягодной станции замечательным сибирским садоводом Н.Н. Тихоновым, учеником И.В. Мичурина.

Александровский бульвар. За оригинальным зданием речного вокзала сохранился огражденный изящной металлической решеткой самый старый в городе бульвар, названный в 1912 г. по решению городской думы Александровским. На бульваре, среди яблонь и берез, на пьедестале огромный якорь — это памятник 100-летию судоходства на Енисее, а началось оно в 1863 г.

Здание Краеведческого музея. Дубровинского, 84. Построено специально для музея в 1912 г. архитектором Л.А. Чернышевым в аскетичном варианте стиля модерн с редко встречающимся подражанием египетской архитектуре. Напоминает усеченную пирамиду. Ассоциируется с древнеегипетским культовым сооружением. Обращенный к реке главный вход акцентирован массивными пилонами, сверху украшенными живописными панно с изображениями людей, животных и растений, стилизованными под египетские фрески. Архитектору удалось создать выразительный образ музея-храма с использованием мотивов египетской архитектуры периода Нового царства. Надо сказать, что проект и дальнейший надзор за строительством Чернышев выполнял бесплатно — в подарок городу. Енисейский губернатор И.И. Крафт первым пожертвовал на строительство музейного здания 1000 рублей. Его примеру последовал преосвященный епископ Красноярский и Енисейский Никон. В 1914 г. недостроенный музей отдали под солдатские казармы, а затем под госпиталь. После опустошительного пожара в 1920 г. Чернышев восстановил его только в 1927-1929 гг. В годы войны музей был законсервироан, экспозиции свернуты. Здесь находились эвакуированные учреждения «Главсевморпути». В октябре 1945 г. музей возобновил свою деятельность. С 1987-го по 2000 г. здание находилось на реставрации. Вновь открыто для посетителей в марте 2001 г.

Правобережье

Красноярск, включенный в список исторических населенных мест России, состоит из двух неравных частей — левобережной, расположенной на высоких террасах Енисея и ограниченной с севера обрывистым холмом (Караульной горой), а с запада — лесистой Гремячинской Гривой, и «Заречной стороны» на правобережье. В правобережную часть города можно проехать городским транспортом, маршрутным такси по Коммунальному мосту (длина 2100 м, ширина 25 м) через Енисей. Остановка транспорта на улице Вейнбаума, прямо у въезда на мост. Пересекая Енисей, можно любоваться его речными далями, островом Пасадным, железнодорожным мостом, островами Молокова и Отдыха (через последний проходит Коммунальный мост). Проект железнодорожного моста на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. был удостоен Золотой медали как высочайшее достижение технической мысли. Кстати, такую же награду получила в том же году и Эйфелева башня.

На острове Отдыха (бывшем Конном) есть замечательные спортивные сооружения: Дворец спорта им. Ивана Ярыгина, названный в честь известного борца, двукратного олимпийского чемпиона, и Центральный стадион, который до недавнего времени носил имя Ленинского комсомола. Оба сооружения оригинальны по своей архитектуре, оба построены по проекту группы красноярских архитекторов во главе с В. Ореховым. На площади у центрального входа во Дворец спорта установлен памятник И.О. Ярыгину.

За островом Отдыха мост пересекает Абаканскую протоку и выходит на правобережную Предмостную площадь. Отсюда уходит вдаль одна из самых длинных улиц города — проспект им. газеты «Красноярский рабочий» — главная магистраль промышленного правобережья, или, как раньше называли, «заречной стороны». Здесь не увидишь ни старинных купеческих особняков, ни старых деревянных построек с резными фронтонами и наличниками окон. Это современная часть города, построенная в основном в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Жилые современные кварталы и многочисленные промышленные предприятия, среди которых заводы «Красмаш» и «Красцветмет» им. В.Н. Гулидова, целлюлозно-бумажный комбинат и завод «Сибэласт», химкомбинат «Енисей» и завод «Сибтяжмаш». В последние два десятка лет появились интересные в архитектурном отношении здания: торговый центр «Красноярье», Свято-Никольский храм-памятник, здание банка «Енисей» и др. Здесь расположены гостиница «Турист», отделение Академии художеств, цирк, театр юного зрителя. Именно по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий» проходил вдоль Енисея Московский тракт.

Енисейск

Енисейск – один из старейших сибирских городов. С его прошлым нераздельно всязана история присоединения Восточной Сибири к России. Город был заложен в 1619 году отрядом казаков как военная крепость (острог) на левом берегу Енисея в 12 верстах от его притока Кеми. На протяжении полутора столетий этот город был "главными воротами" в Восточную сибирь и "отцом" Сибирских городов.

До конца 18 века Енисейск оставался столицей огромного края. Быстро распространив свое влияние на обширные территории по среднему течению Енисея, бассейнам рек и Ангары и Лены до Забайкалья, он начал взимать ясак с местных кетских и тунгусских племен. Пушные богатства привлекали на Енисей массу промышленников и скупщиков пушнины. Соболь стал символом Енисейска, не случайно его изображение появилось на гербе города в 1635 году.

Во второй половине 17 века Енисейск становится крупным центром промышленного производства. К концу 17 века Енисейск стал в Сибири вторым после Тобольска центром ремесла и торговли. Широкую известность приобретает продукция енисейских мастеров кузнечного, серебряного и литейного дела, резчиков по дереву, кожевников, иконописцев и золотошвеек.

Не раз суждено было Енисейску пережить времена расцвета и упадка. В конце 18 века был проложен "южный" московский торговый тракт через Красноярск на Иркутск и водный путь через Енисейск утратил свое значение. В первой половине 19 века фортуна вновь улыбнулась Енисейску: с открытием богатейших золотоносных россыпей в Северо-Енисейской тайге город становится одним из центров золотодобывающей промышленности на короткий период "золотой лихорадки".

Типичный купеческий особняк – самый яркий образец классицизма в жилой архитектуре на всей территории бывшей Енисейской губернии Первая половина 19 века.

В начале 19 века Енисейск – самый крупный город губернии – входил в десятку лучших уездных городов Российского государства, он также был одним из красивейших городов Сибири. Здесь работали знающие свое дело зодчие, и у города несомненно было свое лицо.

Лиственница и сосна служили основным строительным материалом. Эти породы и сегодня придают городу и его домам своеобразный колорит. Для украшения деревянных построек енисейские мастера использовали различные виды резьбы. Затейливое кружево обрамляет наличники окон, фронтоны и фризы домов, ворота. Резьба, богатой россыпью насыщающая всю деревянную застройку города, разнообразна по рисунку и технике. Здесь особенно ярко проявляются и общие тенденции и творческая индивидуальность отдельных мастеров. Довольно много образцов стамесочной резьбы на больших плоскостях досок – на лобанях наличников. в простенках веранд, над калитками. Наибольшее распространение получила в Енисейске объемная – "фряжская" резьба. Эти тяжеловесные наличники, изгибающие над и под окнами свои мощные завитки-листья, стали неотъемлимой частью, своеобразной эмблемой енисейской застройки. Дома оформлялись не только деревянной резьбой, но и изделиями из жести: резными дымниками и водостоками.

Прежний бревенчатый Енисейск не раз сгорал в пожарах и вновь возрождался. С 1722 года в городе начинается каменное строительство. Из добротного енисейского кирпича возводятся постройки, являющие неповторимые образцы местной школы сибирского барокко. Два монастыря и 10 каменных церквей украсили город.

Путешественники, ученые, дипломаты, чей путь пролегал через Енисейск, отмечали великолепие береговой панорамы города. Норвежский ученый Фритьоф Нансен, посетивший город в 1913 году (его корабль подходил к пристани с севера), в своем путевом дневнике сделал такую запись: "Около часу дня мы начали различать колокольни, а по мере приближеня над рекой стали вырастать зелёные и золотые купола и белые стены церквей. Я не знаю, сколько именно церквей в городе, но я насчитал их не менее 12-13..."



2020-03-18 214 Обсуждений (0)
Дом и памятник Сурикова, усадьба В. Крутовского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дом и памятник Сурикова, усадьба В. Крутовского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)