Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность малого бизнеса



2020-03-18 204 Обсуждений (0)
Понятие и сущность малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет государственной службы, труда и занятости

Кафедра истории экономической науки

 

Комплексная междисциплинарная курсовая работа

на тему: «Малый бизнес, его необходимость, сущность и роль в экономике. Проблемы становления малого бизнеса в России»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

группы ФМ-2

Трубникова Т.М.

Проверил: Гоца Н.В.

 

 

Москва 2012


Содержание

 

1. Введение

. Понятие и сущность малого бизнеса

. Особенности малого предпринимательства в России

. Роль малых предприятий в экономике России

. Проблемы становления и перспективы развития малого бизнеса в России

Федеральные программы поддержки малого бизнеса в России

Программы поддержки малого бизнеса г. Москвы

. Заключение

Список литературы

 


Введение

Основой рыночной экономики любой страны является малый бизнес. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Основываясь на вышесказанном, можно сказать, что именно малое предпринимательство составляет основу существования среднего класса в экономически развитых странах. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). В связи с этим, проблема развития малого предпринимательства в России может рассматриваться, в том числе в аспекте формирования стабильного и значительного среднего класса.

Целью написания данной работы являлось следующее:

обозначить критерии, принятые для определения понятия малого бизнеса в соответствии с законодательной базой;

ознакомится с формами и видами малого предпринимательства;

выявить главные отличия малого и среднего бизнеса от крупного;

определить роль и место малого предпринимательства в экономике России;

выявить проблемы становления и определить перспективы развития малого бизнеса в России.

Целям работы соответствует ее структура. В работе использованы основные законодательные акты, регламентирующие функционирование малого бизнеса, учебная литература, монографии, соответствующие статьи и публикации в сети Интернет.


Понятие и сущность малого бизнеса

Любой крупный и средний бизнес всегда начинается с малого бизнеса (предпринимательства). Для более ясного понимания этого термина, приведем определение. Итак, «малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующим сущность этого понятия».

Малый бизнес имеет ряд преимуществ перед средним и крупным бизнесом. Во-первых, малые предприятия более гибкие и мобильные, чем крупные компании. Они быстрее реагируют на различные изменения рыночных предпочтений, быстрее подстраиваются под постоянно меняющуюся рыночную ситуацию. Малые предприятия такжелучше знают уровень спроса на местном уровне. Они способны быстрее внедрять новые системы управления, поскольку малый бизнес требует меньше капиталовложений, а также его затраты при внедрении новых технологий и изобретений существенно ниже. Ввиду этого, именно малый бизнес чаще, чем крупный и средний, занимается инновационными технологиями, освоением принципиально новых видов товаров и услуг, а также теми направлениями, где присутствует повышенный коммерческий риск. Это обосновано тем, что у малых предприятий фактически меньше сроки строительства, им проще перевооружаться (с гораздо меньшими затратами), существенно ниже издержки управления. Кроме того, отсутствие большого бюрократического аппарата позволяет принимать в оперативном режиме большинство управленческих решений.

Однако малые предприятия имеют и свои недостатки:

·   Малый объем первоначального капитала;

·   Длительные сроки развития предприятия из-за этого;

·   Финансовые трудности (сложность получения кредита);

·   Невысокий уровень профессионального менеджмента;

·   Относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия;

·   Неуверенность партнеров при заключении контрактов;

·   Трудности привлечения высококвалифицированных кадров;

·   Высокий уровень занятости кадров и т.д.

Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры малых предприятий. Подробности этого вопроса будут освещены в данной работе чуть позже.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие требованиям, предъявляемым к малым и средним предприятиям.

Согласно Федеральному закону 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», малый бизнес имеет следующий ряд ограничений:

.   Ограничение по статусу

Предполагается, что доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %. Таким образом, суммарная доля участия субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

.   Ограничение по численности работников

Все предприятия, в зависимости от средней численности работников за календарный год, подразделяются на:

·   микропредприятия - до 15 работников

·   малые предприятия - до 100 работников

·   средние предприятия - до 250 работников

Следует отметить, что такое разделение принято только для России. В других странах, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, приняты иные граничные значения численности.

Так, например, во Франции малым считается предприятие, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 200 миллионов франков. В США к наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек; к малым от 25 до 99, к промежуточным - от 100 до 499 человек, к крупным - от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими.

Важно отметить, что в некоторых отраслях граничные значения численности работников могут отличаться. Так, максимальное число работников для признания предприятия малым составляет:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

.   Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

·   микропредприятия - 60 млн рублей

·   малые предприятия - 400 млн рублей

·   средние предприятия - 1 млрд рублей

В процессе развития малого бизнеса образуются различные формы организации частных фирм. В настоящее время наиболее известны две правовые формы: единоличные и партнерства (товарищества).

Единоличное владение бизнесом - наиболее простая форма организации для малого предпринимательства. Обычно для открытия такого предприятия достаточно получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговую марку.

Деловые партнерства (товарищества) представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Различают полные партнерства, в которых все партнеры несут полную ответственность, и ограниченные (коммандитные) партнерства, в которых есть хотя бы один партнер с ограниченной ответственностью. В учредительном договоре ограниченного партнерства должны содержаться сведения о партнерах с ограниченной ответственностью, а также о пределах их ответственности. Регистрация такого вида партнерств, а также внесение изменений в их учредительные документы, осуществляется только при наличии предварительного разрешения министра юстиции.

Права партнера с ограниченной ответственностью в ограниченном (коммандитном) партнерстве тоже ограничены: он не может осуществлять управление партнерством и не может свободно распоряжаться средствами, которые он инвестировал в данное партнерство. В случае, если партнер с ограниченной ответственностью участвует в управлении партнерством, он так же несет ответственность по обязательствам партнерства, как и обычные партнеры.

Ввиду своих особенностей (малый объем капитала, проблемы финансирования, недостаточный уровень профессионализма персонала и т.д.), малый и средний бизнес терпит крах чаще, нежели крупный. Однако, несмотря на это, количество создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Часто малое предприятие не исчезает в никуда, а лишь выкупается более крупной фирмой.

По итогам вышесказанного можно выделить три модели развития малого бизнеса:

· медленное расширение деловой активности;

· быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;

· сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне.

 




2020-03-18 204 Обсуждений (0)
Понятие и сущность малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность малого бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)