Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль малых предприятий в экономике России



2020-03-18 209 Обсуждений (0)
Роль малых предприятий в экономике России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для определения роли малого бизнеса в экономике России важно реально оценить потенциальные и фактические возможности максимального проявления его сути. К ним относятся:

·   Быстрая реакция на изменение рыночной конъюнктуры. Это придает экономике необходимую гибкость (в современных условиях это свойство особенно важно ввиду быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг);

·   Мобилизация довольно значительных финансовых и производственных ресурсов населения (в том числе трудовых и сырьевых);

·   Активное участие в различных достижениях научно-технического прогресса и быстрое внедрении его результатов в производство (поиск и разработка новых идей, создание и освоение новых технологий);

·   Вклад в смягчение социальной напряженности и решение проблем занятости населения;

·   Мобилизация личного фактора;

·   Удовлетворение определенного круга потребностей людей;

·   Развитие рыночной конкуренции.

Кроме этого, предприятия малого бизнеса включаются в систему крупного производства для обслуживания крупных предприятий. Их отношения строятся не на жестком подчинении, а на партнерстве и взаимной выгоде. Довольно характерно, что во многих сферах хозяйственной деятельности малый бизнес становится все более необходимым дополнением к крупному, в особенности там, где нецелесообразно массовое производство.

Крупные предприятия нередко отказываются от заказов на мелкие серии, предоставляя их производство небольшим предприятиям, которые закрепляются в узкоспециализированных секторах производства, становясь поставщиками различных деталей, узлов, полуфабрикатов, продуктов отдельных стадий технологического процесса для крупных компаний. Благодаря этому крупные предприятия получают возможность расширить свое производство за счет увеличения мощностей, не теряя времени на «мелкие дела». Одновременно с этим крупные заводы начинают освобождаться от ремонтных цехов, передавая их функции мелким узкоспециализированным предприятиям.

Однако важно отметить, что малый бизнес не ограничивается только лишь вспомогательной ролью по отношению к крупному производству. Многие малые предприятия ориентированы непосредственно на рынок, производят конечную продукцию, как правило, потребительского характера. Эта функция малого бизнеса имеет особенно важное значение для региональной экономики, поскольку малые предприятия ближе, нежели крупные, расположены к местным рынкам, умеют быстро приспосабливаться к специфической клиентуре, ее запросам. Постоянный рост потребностей населения, их возрастающая дифференциация и индивидуализация диктуют быструю смену ассортимента, оперативное освоение новых видов продукции, пользующейся повышенным спросом, развитие производства мелкими партиями и по индивидуальным заказам. Всем этим требованиям предприятия малого бизнеса способны соответствовать в большей степени, чем крупные, причем с гораздо меньшими издержками. Не меньшее значение имеет также возможность использовать на мелких предприятиях местное сырье и небольшие местные источники энергии, а также отходы крупного производства, которые не могут быть утилизированы крупными предприятиями.

Последнее обстоятельство не только повышает эффективность производства в результате практически безотходного использования сырья, но и создает благоприятные условия для уменьшения загрязнения окружающей среды, что немаловажно в условиях существующей сложной экологической ситуации.

Очень важна роль малых предприятий в решении проблемы занятости населения, т.к. они имеют возможность использования таких резервов рабочей силы, которые неприменимы на крупных предприятиях ввиду их особенностей технологии и режима производства. Речь идет в первую очередь об учащихся, домохозяйках, пенсионерах и других лицах с ограниченной трудоспособностью. В настоящее время во всех странах, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, стимулируется включение таких категорий населения в общественное производство, в первую очередь на мелких предприятиях сферы торговли и обслуживания.

Предприятия малого бизнеса не только активно привлекают работников на условиях совместительства, но также являются основными источниками новых рабочих мест (в силу чего требуют к себе особого внимания в периоды экономического спада).

Еще сравнительно недавно особенностью экономики России считался фактор полной занятости, когда все трудоспособное население обеспечено работой. С переходом отечественной экономики на рыночные условия хозяйствования появилась рыночная концепция занятости, которая допускает 2-3% безработицу.

Важно отметить, что высокий уровень безработицы ведет к негативным экономическим и социальным последствиям, поскольку при рыночной экономике действует закон А. Оукена, согласно которому при небольшом ежегодном росте реального валового национального продукта (не превышающем 2,5%) уровень безработицы сохраняется практически постоянным, а при более глубоком изменении валового национального продукта 2% его изменений порождают сдвиг безработицы в обратную сторону на 1%, и, соответственно, наблюдается отставание валового национального продукта на 2,5%, в случае, если фактическая безработица будет выше естественной на 1%. Поэтому любое государство стремится к регулированию уровня безработицы, в том числе через поддержку малого бизнеса, прежде всего в регионах.

Такая поддержка является выражением государственной политики, направленной на содействие экономическому росту городов и укрепление налоговой базы местных бюджетов, следствием чего является повышение жизненного уровня населения в целом. Особую роль в развитых странах предприятия мелкого бизнеса играют в области инноваций. Они чаще всего занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя более крупным фирмам самые капиталоемкие стадии промышленного производства. Порядка 80% научно-технических нововведений приходится на долю мелких предприятий, которым свойственны достаточная гибкость, мобильность, а также способность идти на риск и быстро менять ассортимент продукции.

Малое предпринимательство служит помимо этого своего рода амортизатором колебаний экономики, поскольку, несмотря на жесткую конкуренцию между мелкими предприятиями, он создает необходимую для рынка атмосферу состязательности, обладает возможностью практически мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры.

Немаловажно отметить, что оживление конкуренции и духа предпринимательства противодействует монополистическим тенденциям, что является одним из факторов обеспечения стабильности экономических устоев хозяйственной системы.

 




2020-03-18 209 Обсуждений (0)
Роль малых предприятий в экономике России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль малых предприятий в экономике России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)