Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и роль малого бизнеса в экономике региона



2020-03-19 382 Обсуждений (0)
Сущность и роль малого бизнеса в экономике региона 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Актуальность исследуемой темы обусловлена рядом факторов.

Во-первых, малый бизнес критически важен для развития конкуренции - одного из ключевых условий, необходимых для стабильного социально-экономического развития. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, появляющиеся на этих рынках - чуть ли не единственный фактор конкуренции. Во-вторых, малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость и адаптивность, что также имеет важнейшее значение для инновационной экономики, поскольку гораздо быстрее реагируют на появление новых рыночных ниш, изменение конъюнктуры. В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода "полигоном" для инноваций. Именно в малом бизнесе более высоки шансы появления инновационных продуктов или технологий, не просто улучшающих существующие, но создающие новые рыночные ниши, формирующие новые потребности. В-четвертых, малые компании - это та среда, откуда в перспективе "вырастают" и средние компании, и крупные корпорации. Мы знаем немало примеров компаний - мировых лидеров, выросших из малого, в том числе студенческого бизнеса.

Как мы видим, причины для вынесения проблем малого бизнеса на самый высокий уровень изучения более чем достаточно. И тем важнее предложить реально действенные механизмы, способные качественно повысить развитие малого бизнеса в Российской Федерации.

Объект курсовой работы - органы государственной власти Челябинской области, осуществляющие государственную поддержку малого бизнеса.

Предмет курсовой работы - деятельность органов государственной власти Челябинской области по поддержке малого бизнеса.

Целью исследования является анализ деятельности органов государственного управления субъекта РФ на примере Челябинской области по поддержки малого бизнеса.

В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:

Определение сущности и значения малого и бизнеса в социально-экономическом развитии региона;

Исследование содержания и роли государственного управления развитием малого бизнеса, анализ отечественного и мирового опыта поддержки малого бизнеса.

Проведение анализа современного состояния развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Анализ деятельности Министерства экономического развития Челябинской области по поддержке малого бизнеса.

Теоретической основой работы явились труды: Блинова А.О., Шапкина И.Н., Абалкина Л.И., Клейнера Б.Г., Демченко Н. Л., Лукьянец Т.Е, Кузнецова В.Ф. и других.

В качестве методологической основы исследования использовались системный подход к изучаемому объекту, приемы логико-теоретического анализа социально-экономических явлений. Свои выводы автор основывал на фактических данных статистической отчетности, экспертных данных, программных документах федеральных и региональных органов управления развитием малого предпринимательства в Российской Федерации и Челябинской области, а также общероссийских и региональных законодательных и нормативных материалах.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные предложения и выводы могут быть использованы для совершенствования деятельности органов государственной власти и управления развитием малого предпринимательства.


Глава 1. Теоретико-правовые основы поддержки малого бизнеса субъекта Российской Федерации

 

Сущность и роль малого бизнеса в экономике региона

 

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.

Россия, будучи сравнима с ведущими странами по размерам своих промышленных гигантов, по относительной насыщенности экономики мельчайшими, мелкими и средними предприятиями уступает США примерно в 10 раз. В странах Европейского союза насчитывается около 16 миллионов мелких фирм, в Японии - около 6,5 миллионов. Для нас эта проблема сегодня актуальна как, наверное, ни для какой другой страны в мире. Колоссальный потенциал малого чрезвычайно - предпринимательства не использован в России. Это обстоятельство опасный фактор для успешной реализации проводимых преобразований и политической стабильности в стране. Оно может повлечь весьма значительный рост безработицы в машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслях в случае вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28%.

 

Таблица 1 Малый бизнес в разных странах

Страны Кол-во предприятий, тыс. Кол-во занятых, млн. Доля малого бизнеса в ВВП Кол-во занятых на одном предприятии
Германия 2290 18,5 50-52 8,0
Италия 3920 16,8 57-60 4,2
США 7300 70,2 50-52 9,6
Япония 6450 39,5 52-55 6,0
Россия 844 8,3 10-11 9,9

 

Малый бизнес в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач);

низкий технологический и управленческий уровень деятельности.

Публикации зарубежных и отечественных исследователей по различным аспектам становления и функционирования малого бизнеса свидетельствуют об усилении внимания руководства страны к проблемам малого предпринимательства и рекомендациям известных ученых-экономистов. Однако большинство работ, посвященных проблематике малого бизнеса, сосредоточено, как правило, на исследовании лишь отдельных его аспектов - социальных, правовых, финансовых и др., а освещение некоторых вопросов носит поверхностный, общий характер, не позволяющий дать глубокую, всестороннюю характеристику малому бизнесу как важнейшему, самостоятельному сектору экономики. При этом отсутствие анализа и достаточно ясного понимания места и роли малого предпринимательства в современной модели рыночного хозяйства не позволяют четко сформулировать концепцию развития малого бизнеса в России.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика к общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Современным моделям малого бизнеса нелегко конкурировать с крупными предприятиями. В то же время малые и микропредприятия способны на большую гибкость, на большую оперативность реагирования, внедрения инноваций. Более высокая маневренность позволяет им более эффективно осуществлять контроль над затратами и принимать меры по исправлению создавшегося положения. Меньшие размеры и большая простота модели организации малого и среднего бизнеса позволяют обеспечивать управленческий контроль под лаконичным лозунгом: "где мы находимся и куда мы вынуждены и хотим идти". А это - истинное конкурентное преимущество по сравнению со сложной и громоздкой структурой крупных фирм.

Кризис стимулировал многие малые и средние предприятия, столкнувшиеся с перспективой банкротства, смело провести реорганизацию, адаптировать менеджмент к новым масштабам деятельности. Эти элементы наряду с другими благоприятными факторами позволили им выжить - несмотря на тяжелые экономические обстоятельства.

Поэтому единственно правильным для малых и средних компаний будет отказаться от убеждения в том, что владелец может заниматься всем, поскольку якобы обладает "безошибочным чутьем". Следует определить и оценить критерии, с одной стороны, эффективного управления, а с другой - влияния на него участников предприятия. Это позволит выявить ущерб стоимости компании в результате управления им на основе "владения" - исторически сложившегося тормоза при определении направления капитала, при появлении в компании новых навыков, ее развитии и адаптации к изменениям на рынке. Именно в такой экономической ситуации, которую мы переживаем сейчас, необходимо объективно оценить все риски, выделив из них те, что связаны с клиентом, операциями, инвестициями, и тщательно оценив степень влияния на устойчивость компании.

В любой стране с развивающейся рыночной экономикой малое предпринимательство выполняет ряд важных функций:

снабжение рынка необходимой продукцией (товарами, услугами);

предоставление рабочих мест населению, то есть обеспечение занятости;

выполнение вспомогательных функций, но отношению к крупным и средним производителям, которые децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям,

обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты.

Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной государственной поддержки малых предприятий.

Необходимо также отметить, что субъект малого предпринимательства - это сложный, целостный во времени объект исследования, поведение которого далеко не всегда диктуется экономической выгодой, а зависит от комплекса психологических, социальных, этических и генетических факторов. Следует, по нашему мнению, осознавать диалектический характер малого бизнеса, проявляющийся в единстве позитивных и негативных моментов. Решая значимые экономические, социальные и инновационные задачи, малый бизнес может также выступать источником обострения социальных, политических и даже этнических проблем. Использование диалектического подхода позволило бы глубже понять природу и взаимосвязь структурных элементов исследуемой системы, определить закономерности ее развития и вместе с тем выработать научно обоснованные и жизнеспособные теоретические и практические рекомендации по формированию механизма регулирования и поддержки малого бизнеса.

Таким образом, одной из важнейших проблем исследования малого предпринимательства является научное обоснование критериев необходимого качества. От этого во многом зависит эффективность правового регулирования деятельности малых предприятий, налоговая политика, государственная поддержка и др.

В современной экономической литературе и практике не наблюдается единого подхода к разработке таких критериев. Отсутствует и единое определение малого бизнеса. В основном все усилия сводятся к попыткам установить общие критерии размера малого предприятия. Очевидно, что не все характерные черты, присущие малым предприятиям, могут выступать качественными критериями малого бизнеса в целом.

 




2020-03-19 382 Обсуждений (0)
Сущность и роль малого бизнеса в экономике региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и роль малого бизнеса в экономике региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)