Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практика деятельности органов государственной власти Челябинской области по поддержки малого бизнеса



2020-03-19 235 Обсуждений (0)
Практика деятельности органов государственной власти Челябинской области по поддержки малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Органы государственной власти Челябинской области определяют развитие малого бизнеса как одно из приоритетных направлений экономики. Развитие малого предпринимательства - это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений.

В Челябинской области более десяти лет развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе программно-целевого метода. Данный метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства, основанный на реализации областных целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния дел в малом и среднем бизнесе, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, возможностью областного бюджета, полностью себя оправдывает. Комплексный подход обеспечивает наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых ресурсов для достижения целевой функции.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" вопросы развития малого и среднего предпринимательства, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации, должны быть решены на областном и муниципальном уровнях в процессе реализации долгосрочных целевых программ.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.09.2010 г. № 316 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" утратила силу форма федерального статистического наблюдения № МП (микро) "Основные показатели деятельности микропредприятий". В связи с этим, данные о деятельности микропредприятий - юридических лиц за 2010 год, доля которых в общем количестве малых организаций - юридических лиц составляет около 90,0 процентов, представлены по оценке Министерства экономического развития Челябинской области.

Министерством экономического развития Челябинской области ведется реестр СМП (на 01 января 2012г. внесено в реестр 3019 СМП).

В сети Интернет и на сайте Министерства экономического развития Челябинской области размещается информация по государственному областному, муниципальному заказу и инфраструктуре поддержки МП, регулярно обновляются информационные базы данных для СМП. Среди 41000 СМП распространен журнал учета проверок контролирующих органов.

В 2011 году завершена реализация пятой ОЦП развития малого и среднего предпринимательства. Всего за трехлетний период на ее приоритетные мероприятия направлено более 930,0 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 229,8 млн. рублей и 705,5 млн. рублей привлечено из федерального бюджета. При этом значительные федеральные средства (70%) в 2009-2010 годах были привлечены на создание и развитие Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области (далее именуется - Гарантийный Фонд) и реализацию программ развития монотерриторий. За 2011 год на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса направлено около 200,0 млн. рублей бюджетных средств.

 

Рис.1 - Объем финансирования Программы развития малого и среднего предпринимательства, тыс. рублей


Приоритетными направлениями реализации ОЦП в 2009-2011 годах являлись:

сокращение административных барьеров;

развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;

снижение налоговой нагрузки;

имущественная поддержка;

финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рассмотрим каждое из направлений более подробно.

. Сокращение административных барьеров.

В рамках реализации Федерального закона № 294-ФЗ с 2009 года введен механизм согласования с прокуратурой внеплановых проверок СМСП и ежегодных планов контрольных мероприятий, уведомительный порядок о начале осуществления предпринимательской деятельности. В 2011 году сократилась доля отклоненных органами прокуратуры заявлений контролирующих органов о проведении внеплановых проверок (на 5% по сравнению с 2010 годом).

На сайте Прокуратуры Челябинской области размещен Сводный ежегодный план проверок СМСП. На снижение административных барьеров нацелено также проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов общественными координационными советами (комиссиями) по вопросам предпринимательства (их количество составляет - 85). Такие советы также действуют при Правительстве и Прокуратуре Челябинской области, 11-ти территориальных подразделениях федеральных органов власти.

По поручению Губернатора области организована "горячая линия" по проблемам предпринимательства, на которую в 2011 году обратился 21 предприниматель.

. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства

С 2009 года на территории области действует Гарантийный Фонд с имущественным взносом 366,3 млн. рублей за счет средств областного и федерального бюджетов. Основной целью Гарантийного Фонда является предоставление поручительств по кредитам субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории региона. За время работы Гарантийного Фонда количество банков-партнеров увеличилось с 13 до 20.

В целях обеспечения доступности кредитных ресурсов малому бизнесу Попечительским советом Гарантийного Фонда принято решение:

об увеличении совокупного объема поручительств Фонда, одновременно действующего в отношении одного заемщика,

с 5,0 млн. рублей до 15,0 млн. рублей;

о снижении размера вознаграждения за предоставление поручительства

с 1,5% до 1,0% для предприятий инновационной сферы.

По состоянию на 01.01.2012 г. выдано 279 поручительств, объем полученных кредитов превысил 1,0 млрд. рублей.

На территории муниципальных образований области действует 7 объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, осуществляющих функции микрофинансирования. В 2011 году предпринимателям выдано 164 микрозайма на 91,1 млн. рублей.

. Для снижения налоговой нагрузки в течение 2-х лет на территории области действует УСН на основе патента для индивидуальных предпринимателей по 69 видам деятельности. Начиная с 01.01.2010 г., на патент перешли 1 168 микропредприятий (автотранспортные услуги, услуги по обучению и репетиторству, общественное питание, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья и др.).

В 2011 году внесены изменения в региональное законодательство о развитии инвестиционной деятельности, предусматривающие льготное налогообложение для предпринимателей-инвесторов (по налогу на прибыль и налогу на имущество).

. В целях оказания имущественной поддержки малому бизнесу утверждены Перечень областного имущества (49 объектов площадью 11,2 тыс. кв.м.), а также 108 Перечней муниципального имущества для предоставления в аренду предпринимателям, включающих 1,8 тыс. объектов общей площадью около 340,0 тыс. кв. метров.

В рамках "льготной приватизации" СМП подано 1 715 заявок на выкуп арендуемых областных и муниципальных помещений. В отношении 1 231 объекта были приняты положительные решения о приватизации. Из них уже выкуплено в собственность предпринимателей (заключены договоры купли-продажи) 1066 помещений общей площадью 177,0 тыс. кв. метров. В прошедшем году в целях контроля за выкупом арендуемых малым бизнесом помещений организован ежемесячный мониторинг реализации Федерального закона № 159-ФЗ, а также дополнительно направлено около 200 адресных оферт предпринимателям о наличии у них преимущественного права, которое может быть реализовано до 01.07.2013 г.

. Финансовая поддержка - это наиболее востребованная предпринимателями форма поддержки.

За время действия пятой ОЦП в 2009-2011 годах более 750 СМСП получили субсидии на сумму 196,8 млн. рублей (без учета СМСП - получателей поддержки в рамках муниципальных программ).

В рамках антикризисных мероприятий в 2009-2010 годах эффективной мерой снижения напряженности на рынке труда и содействия самозанятости граждан стали гранты начинающим предпринимателям на создание собственного дела. Всего за 3 года грантовую поддержку получили около 300 СМП на сумму 69,5 млн. рублей, в том числе в прошлом году - 37 начинающим предпринимателям предоставлены гранты на 10,0 млн. рублей.

В 2011 году за счет областных и федеральных средств 223 СМСП предоставлены субсидии на 76,1 млн. рублей, в том числе:

44,7 млн. рублей - на возмещение процентов по кредитам и лизинговым платежам 76 СМСП;

3,1 млн. рублей - на компенсацию затрат по реализации предпринимательских проектов 31 субъекта молодежного предпринимательства;

19,0 млн. рублей - на модернизацию предприятий 75 субъектам женского и семейного предпринимательства;

4,9 млн. рублей - на возмещение затрат 12 СМСП, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

2,5 млн. рублей - возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов 10 СМСП, осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов;

1,9 млн. рублей - на возмещение затрат СМСП по разработке бизнес-планов, аттестации рабочих мест, землеустроительным работам и других затрат, связанных с реализацией предпринимательских проектов.

В результате реализации предпринимательских проектов, получивших финансовую поддержку, планируется создать 1,1 тыс. новых и сохранить - порядка 6,0 тыс. рабочих мест.

Финансовая поддержка оказывается и некоммерческим организациям предпринимателей. В 2011 году 6 некоммерческим организациям предоставлены субсидии на 600 тыс. рублей на оказание информационно-консультационных услуг СМСП, а всего за годы реализации Программы поддержку получили 11 некоммерческих организаций (11,0 млн. рублей).

Кроме того, в 2011 году в рамках мероприятий по поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности предоставлена субсидия НП "Гильдия мастеров-оружейников Златоуста" - 10,0 млн. рублей для реализации бизнес-плана по продвижению бренда южноуральских мастеров и популяризации имиджа региона.

С переносом акцента развития предпринимательства на уровень муниципалитетов особое место в Программе занимает софинансирование муниципальных программ. В 2011 году в области продолжена работа по развитию монопрофильных территорий и реализации КИПов, приоритетным направлением которых является развитие предпринимательства.

Всего в прошлом году из средств федерального и областного бюджетов профинансировано 35 муниципальных программ почти на 100,0 млн. рублей, в том числе на поддержку моногорода Карабаша направлено 9,6 млн. рублей.

В результате реализации в 2011 году областных и муниципальных программ развития предпринимательства поддержкой воспользовались 1,4 тыс. СМСП, из них около 900 получателей поддержки - в рамках муниципальных программ развития предпринимательства.

. Совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности СМСП.

В решениях на федеральном уровне в прошлом году поддержаны предложения Челябинской области по:

снижению ставки страховых взносов (с 34% до 30% - для основной массы плательщиков, до 20% - для предпринимателей производственной и социальной сферы);

освобождению от обложения налогом на прибыль организаций (налогом

на доходы физических лиц - ИП) средств, выделенных СМСП для оказания финансовой поддержки в рамках федеральных (региональных, муниципальных) программ;

совершенствованию законодательства о применении УСН на основе патента (отмена применения контрольно-кассовой техники, зачисление не менее 90% поступлений от патента в бюджеты муниципальных образований, увеличение перечня видов деятельности, предельных значений численности работников и годового дохода ИП, желающих перейти на патентную систему);

отмене НДС для сделок по льготному выкупу арендуемых помещений (в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ);

снижению ставки таможенных сборов при экспорте наноалмазов и продуктов на их основе.

Направлены предложения в Правительство РФ и в аппарат полномочного представителя Президента России в УФО в части:

рассмотрения возможности сохранения ЕНВД и введения нормы добровольности применения данного налога (предоставление СМСП выбора наиболее удобной системы налогообложения);

введения налоговых преференций для малых предприятий, внедряющих энергоэффективные и импортозамещающие технологии, и осуществляющих модернизацию производства;

распространения сферы действия Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" на вклады ИП;

совершенствования законодательства о "льготной приватизации", в том числе расширения сферы действия Федерального закона № 159-ФЗ на федеральное имущество, исключения зависимости временных условий реализации преимущественного права СМСП (аренда не менее 2-х лет) от даты вступления закона в силу и др.

Информация на сайте Министерства экономического развития Челябинской области, созданного с целью повышения эффективности информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства, пополняется с большим опозданиям. Как следствие информация становится бесполезной для предпринимателей.

В связи с этим необходимо обеспечить регулярное, не менее чем раз в месяц обновление информации. Это позволит обеспечить необходимую и своевременную информационную малого бизнеса Челябинской области.

 


Заключение

 

По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Сегодня сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого и среднего бизнеса. Основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из соответствующих бюджетов, предоставление государственных гарантий субъектам малого бизнеса, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов. Активизация всей работы в данной области будет способствовать успешному становлению в нашем обществе эффективно функционирующей рыночной системы.

Одной из важных проблем является однобокость развития малого и среднего бизнеса - только в торгово-посреднической среде. В настоящее время в России отсутствуют условия для развития производства вообще - и малого, и среднего, и крупного. Поэтому в такой ситуации приоритетное выделение малого бизнеса, принятие специальных мер и создание благоприятных условий может дать только кратковременный эффект или вообще не дать такового. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного предпринимательства, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере. А малые по размеру предприятия будут оставаться таковыми и не перерастут в малое предпринимательство без изменения роли государства в социально-экономических преобразованиях.

Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.

Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.

Главным принципом государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

В рамках совершенствования деятельности органов государственной власти и управления по поддержке малого бизнеса в Челябинской области необходимо обеспечение следующих мероприятий:

1. обеспечить проведение экономических переписей субъектов малого предпринимательства с периодичностью не реже 1 раза в год;

2. обеспечить формирование положительного образа предпринимателя;

.   создать специальные радио и телевизионные программы по тематике малого предпринимательства, организовать регулярный выпуск Челябинского областного журнала и информационно-аналитических изданий о предпринимательской деятельности;

.   обеспечить информационную и консультационную поддержку предпринимателям по следующим направлениям:

предоставление информации о действующих нормативных актах, затрагивающих сферу малого предпринимательства;

разработка и распространение пакетов типовых документов (устав, бизнес-план и так далее), программного обеспечения в области бухгалтерского и налогового учета, информации о реестрах государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду или продаже;

предоставление справочной информации (адреса, телефоны) об органах, осуществляющих регистрацию предприятий, налоговых органах, банках, осуществляющих кредитование малого предпринимательства (включая информацию об основных условиях кредитования), об учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (и условиях обучения);

консультирование по вопросу выбора наиболее перспективных направлений развития бизнеса, возможных поставщиках ресурсов и рынках сбыта товаров (работ, услуг), о наличии необходимых трудовых ресурсов;

правовое консультирование.

    Для этого необходимо обеспечить регулярное, не менее чем раз в месяц обновление информации на сайте Министерства экономического развития Челябинской области. Это позволит обеспечить необходимую и своевременную информационную малого бизнеса Челябинской области.




2020-03-19 235 Обсуждений (0)
Практика деятельности органов государственной власти Челябинской области по поддержки малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практика деятельности органов государственной власти Челябинской области по поддержки малого бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)