Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовые основы поддержки малого бизнеса в РФ и Челябинской области



2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Нормативно-правовые основы поддержки малого бизнеса в РФ и Челябинской области 0.00 из 5.00 0 оценок




 

июля 2007 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Действовавший в этой сфере ранее Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусматривал определенные льготы и привилегии в сфере малого предпринимательства. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для предпринимателя, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания компании. Такой мораторий надежно защищал малый бизнес от повышенных ставок единого налога на вмененный доход, введения налога на добавленную стоимость для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать эту оговорку закона, но Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения. Кроме того, Закон 1995 г. давал малым предприятиям право на ускоренную амортизацию - они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов как амортизационные отчисления.

В статьях 3 и 4 Закона 2007 г. раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства.

Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.

Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.

Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, - без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

В статье 6 Закона 2007 г. названы основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в частности: обеспечение равного доступа субъектов к участию в соответствующих программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

Для реализации поставленных задач в ст. 7 Закона 2007 г. предусматриваются следующие меры: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальные формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона 2007 г.). Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ.

Принимая во внимание большую социальную значимость малого бизнеса и довольно низкую его конкурентоспособность по сравнению с крупным бизнесом, законодатель в ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрел такой вид имущественной поддержки малого бизнеса, как передача во владение и (или) в пользование государственного имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений). Перечень имущества, подлежащего передаче малому бизнесу, утверждается органами исполнительной власти соответствующего уровня. Создание такого перечня обусловлено необходимостью установления ряда ограничений при их использовании, учитывая льготное положение субъектов малого бизнеса по отношению к иным участникам гражданского оборота. К примеру, нежилые помещения, включенные в данный перечень, не подлежат приватизации.

Нехватка денежных средств остается существенным фактором, сдерживающим развитие бизнеса, что предопределяет высокую важность оказания финансовой поддержки. В сложившихся на данный момент экономических обстоятельствах банки не справляются с задачей обеспечения кредитными ресурсами субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сфера кредитования малого и среднего предпринимательства продолжает сокращаться. Многие банки свернули программы кредитования малого бизнеса из-за высоких операционных издержек.

В данных условиях финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны государства становится актуальной как никогда.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ финансовая поддержка может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства. Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются бюджетам субъектов в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ.

Рассмотрим подробнее каждую из форм оказания финансовой поддержки.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом указанные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:

категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;

цели, условия и порядок предоставления субсидий;

порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Бюджетное законодательство выделяет следующие условия предоставления государственных гарантий.

. Принятие закона о бюджете, предусматривающего программу государственных гарантий. Программа государственных гарантий является приложением к соответствующему закону о бюджете и представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению государственных гарантий на очередной финансовый год.

. Проведение финансовой проверки принципала (получателя гарантии).

В соответствии со ст. 115.2 БК РФ проверка финансового состояния принципала является обязательным условием предоставления государственных гарантий. Эти полномочия возложены на финансовые органы субъектов Российской Федерации и осуществляются в установленном ими порядке.

Кроме того, в Законе 2007 г. названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т.д.

Действующее законодательство, регулирующее вопросы предоставления финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, требует существенной доработки. В частности:

необходимо принять нормативный акт, регламентирующий передачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в публичной собственности. В нем должны быть установлены порядок определения стартовой ставки аренды и порядок изменения арендной платы в течение действия договора;

разработать способ и порядок зачета вложенных инвестиций в улучшение и реконструкцию арендуемых субъектами малого бизнеса нежилых помещений в счет арендной платы;

установить не конкретную дату окончания всех договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства, а предельный срок действия договора, на который они могут перезаключаться без конкурса;

разработать механизм проведения торгов на право аренды нежилого помещения без выселения действующего арендатора;

внести изменения в ст. 79 БК РФ, предусмотрев возможность принятия программы инвестиций, в которой будут отражены общий объем бюджетных инвестиций, предполагаемых к предоставлению в соответствующем финансовом году, и направления (цели) инвестирования.

 




2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Нормативно-правовые основы поддержки малого бизнеса в РФ и Челябинской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовые основы поддержки малого бизнеса в РФ и Челябинской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)