Задачи и методы исследования
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: выявить сущность явления слабой успеваемости учащихся в начальной школе; определить основные факторы слабой успеваемости младших школьников, разработать классификацию этих факторов; обосновать педагогические условия осуществления руководства учебной работой слабоуспевающих учеников младших классов; экспериментально проверить эффективность руководства учебной работой слабоуспевающих младших школьников. соотнести плохую успеваемость и психологический климат семьи. В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; изучение школьной документации; анкетирование; предметное и внепредметное тестирование; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; изучение и обобщение педагогического опыта; анализ продуктов деятельности (детских работ). Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях формирования и развития человека, а также положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности. Теоретическая база исследования - теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теория оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский); исследования психолого-педагогических проблем неуспеваемости школьников (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, В.С. Цетлин); принцип индивидуализации обучения (Г.Ф. Кумарина, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт). Источниковую базу исследования составили учащиеся первых и вторых, третьих классов Починковской средней общеобразовательной школы, учителя этих школ, родители учеников . Исследование осуществлялось в три этапа: Первый этап предусматривал изучение психолого-педагогической и другой литературы в целях определения методологии исследования, научного аппарата и общих особенностей педагогического руководства учебной работой слабоуспевающих младших школьников, а также соотношение успеваемости и психологического климата в семье. Второй этап включал теоретическую разработку проблемы причинности в педагогическом исследовании, экспериментальное выявление педагогических условий руководства учебной работой слабоуспевающих младших школьников. Третий этап был посвящен обоснованию и проведению эксперимента, направленного на повышение успешности обучения детей, статистической обработке материалов исследования, проверке выводов и окончательной формулировке гипотезы. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в разработке классификации факторов слабой успеваемости детей; обобщении данных об учебных трудностях и ошибках учащихся начальных классов. Были обоснованы педагогические условия руководства учебной работой слабоуспевающих младших школьников: обеспечение преемственности между школьным и дошкольным периодами обучения ребенка; учет особенностей психики, учебных трудностей и ошибок детей в их причинно-следственной связи; направленность общеклассной работы на устранение учебных ошибок, групповой - на преодоление учебных трудностей, индивидуальной - на нейтрализацию негативных действий, вызванных особенностями психики отдельных детей. Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями экспериментально подтверждены особенности организации педагогического руководства учебной работой слабоуспевающих младших школьников. Выводы и рекомендации были учтены педагогами ряда школ в работе с отстающими учениками. Разработано пособие "Комплекс методик по определению готовности детей к обучению в школе", которое нашло применение на констатирующем этапе эксперимента. Материалы диссертации могут быть использованы в работе со студентами педагогических высших и средних учебных заведений, учителями начальных классов, младшими школьниками, родителями учащихся. Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологическим подходом при определении исходных теоретических позиций исследования, опирающегося на психолого-педагогические положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, закономерностях формирования и развития человека; адекватностью выбранных методов поставленным задачам и логике исследования; репрезентативностью источниковой базы; подтверждается статистическими данными эксперимента. Выносятся следующие положения: . Слабая успеваемость как явление имеет сложную природу, формируясь в определенных условиях, при определенных причинах, под влиянием множества факторов. Детерминанты слабой успеваемости делятся на типы в зависимости от их источника и содержания: личностные психические и медицинские, семейные педагогические и бытовые, школьные педагогические, социальные педагогические и бытовые. Ведущую роль играют личностные психические факторы, причины и условия. . Формы слабой успеваемости различаются, в частности, по глубине и по устойчивости. Выделение трех уровней глубины и трех уровней устойчивости слабой успеваемости позволило разработать классификацию типов последней. . Важным фактором успеваемости в начальный период обучения является уровень школьной готовности, имеющей три основные составляющие: интеллектуальную, мотивационную и волевую. В свою очередь, готовность во многом определяет успешность адаптации к школе. . Педагогическое руководство учебной работой слабоуспевающих младших школьников будет способствовать повышению их успеваемости при условии: обеспечения преемственности между школьным и дошкольным периодами обучения ребенка; учета особенностей психики, учебных трудностей и ошибок детей в их причинно-следственной связи; направленности общеклассной работы на устранение учебных ошибок, групповой - на преодоление учебных трудностей, индивидуальной - на нейтрализацию негативных действий, вызванных особенностями психики отдельных детей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |