Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы по второй главе



2020-03-17 306 Обсуждений (0)
Выводы по второй главе 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные причины неуспеваемости школьников - это здоровье, проблемные ситуации в семье, конфликты с учителями, конфликты с товарищами, неадекватность требований предъявляемых к ребенку.

Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения; эмоциональные расстройства. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения.

Неуспеваемость может возникать вследствие несформированности мотивационных механизмов учебной деятельности.

Личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешней (деятельность внешней системы контроля) и внутренней мотивации (деятельность внутреннего контроля).

У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Система обучения должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

В результате проведенного мною исследования среди учеников 4 класса Починковской школы была проанализирована специфика эмоционально-личностной сферы и отношения к учебной деятельности школьников младших классов, живущих в полных и неполных семьях

Сравнительный анализ практически всех показателей выявил одну и ту же тенденцию, согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей, и отношение их к учебной деятельности в целом более негативное, чем у детей из полных семей. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.


Заключение

 

Сравнение полных и неполных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в СУЗах, чем на поступление в ВУЗ. С одной стороны, это свидетельствует о большей самостоятельности, а с другой - связано с худшей успеваемостью, трудными материальными возможностями неполной семьи. В неполных семьях матери больше привлекают подростков к выполнению хозяйственных обязанностей, заботе о младших братьях и сестрах. Отношения с матерью оценивают как хорошие 73% подростков из полных и лишь 58% из неполных семей. Последние реже информируют матерей о своих делах, у них чаще не совпадают мнения по многим вопросам. Большинство правонарушений и девиаций совершается подростками из неполных семей. Причины здесь разные. Одинокие родители располагают меньшим количеством времени для воспитания ребенка, они постоянно должны заботиться о материальном достатке в семье. Отсутствие авторитета отца в материнской семье порождает массу педагогических проблем. Асоциальное поведение ребенка может быть реакцией на развод родителей, предразводную конфликтную ситуацию в семье, и на свой особый "социальный статус". На эффективность воспитания ребенка в неполной семье влияют типичные ошибки:

· "гиперопека", когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности;

·   отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке ("чтобы он был не хуже, чем другие") может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов;

·   препятствие контактам ребенка с отцом вплоть до настойчивого "искоренения" унаследованных от него качеств. Некоторые женщины даже пытаются воспитать у дочерей отрицательное отношение к мужскому полу вообще;

·   двойственное отношение к ребенку, проявляющееся либо в приступах "чрезмерной любви", либо во вспышках раздражения, когда на нем вымещают собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии развитием у ребенка невроза;

·   стремление матери сделать ребенка "образцовым, несмотря на то, что у него нет отца". Результаты могут быть неопределенными, так как ребенок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает "бунтовать", что детерминирует его активный уход в неформальные группы;

·   девиантное поведение матери в силу ее безответственности, примитивных интересов; недоброжелательного отношения к ребенку, который напоминает женщине о ее неудачах в личной жизни.

Изучение последствий разводов свидетельствуют, что дети из распавшихся семей в дальнейшем испытывают затруднения в следовании принятым в обществе моделям поведения, соответствующим полу. У мальчиков, потерявших отца до пяти лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. Эти особенности наблюдаются в последствии и в младшем школьном возрасте, что бывает причиной отклоняющегося поведения. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений. В дальнейшем они могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами и в построении счастливой семьи. На основании анализа многих исследований, можно сделать вывод, что дети, которые воспитывались одинокой матерью, в большей мере страдают нарушениями умственной и эмоциональной сферы, у них затруднен процесс социальной адаптации.

 


 

Список литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского университета, 1980. - 195с.

2. Афанасьева Т.М., Семья сегодня.- М.: Знание, 2003. - 201с.

3. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. - М.: Флинта, 1998. - 48 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. -352с.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968. -445 с.

.   Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. -274с.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999г. - 528с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. -374с.

9. Драгунова Т. В. Кризис объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: МПСИ, 1996. - 306 с.

10. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.

.   Джемс У. Психология. - М.: МПСИ, 1991. - 350 с.

.   Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: АПН СССР, 1982. - 164с.

.   Дугина О.А. Как повысить эффективность проведения обучения // Персонал. - 2001. - №3 //http://www.hrc.ru

.   Ермолаева М. В. Психология развития: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 376 с.

.   Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. - 195с.

.   Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997. - 212с.

.   Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1986г. - 147с.

.   Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977.- 168с.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997. - 293 с.

.   Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64с.

.   Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. - 554 с.

.   Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

23. Мерлин В.С. Очерк психологии личности. Пермь, 1959 - 443 с.

24. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981. - 221 с.

.   Мудрость воспитания / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М., 1988.- 288с.

.   Мухина В.С. Детская психология. - М., 2010. - 352с

.   Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии - 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 573с.

28. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.,2000. - 688 с.

. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М, 2000. - 608 с.

30. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. - 256с.

31. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.

.   Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 147с.

.   Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982.

.   Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.

.   Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994. - 335 с.

.   Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973. - 219 с.

.   Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981. - 195 с.

38. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М., 2003 - 656 с.

39. Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002. - 57 с.

40. Соловейчик С. Вечная радость. М.: Педагогика, 1986 - 143 с.

41. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Педагогика, 1989 - 228 с.

42. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Питер,1972. - 187 с.

43. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону.: Феникс, 2009. - 214с.

.   Фельдштейн Д. И. Психология взросления. - М.: МПСИ: «Флинта», 1999.,

45. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. - 608 с.

46. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - М.: Крон, 1999. - 220 с.

47. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.

48. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. - М.: Педагогика, 1986. - 107 с.

.   Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994. -398

.   Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения. - М.:Феникс, 2010. - 332 с.

.   Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М.: Просвещение, 1974. - 398 с.



2020-03-17 306 Обсуждений (0)
Выводы по второй главе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы по второй главе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)