Организация педагогической деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Анализ теоретических положений, представленных в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам разработать педагогическую технологию формирования связной речи слабослышащих дошкольников с использованием моделирования. В разработке данной технологии мы опирались на положение о том, что работа в данном направления не на сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний. Представлялось важным формировать у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста умение составлять рассказы, включающие разнообразные средства выразительности, а также способность логично, последовательно излагать свои мысли, строить рассуждения, делать выводы, умозаключения в собственной речевой деятельности. Такой подход проблеме позволил наиболее эффективно использовать моделирование как один из приемов обучения слабослышащих дошкольников рассказыванию, развивать ребенка не только в речевом, но и в интеллектуальном плане. Комплексный игровой и развивающий xaрактер предложенных творческих блоков и игр-занятий может являться одним из путей оптимизации обучения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Работа предполагает подготовительный этап к реализации содержания занятий через игры, различные ситуации, творческие задания. Игра - это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребенка, его жизнь. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается развивает мышление и воображение. При разработке развивающих игр и заданий мы остановились на выборе комплексной формы организованного обучения, включающей серии занятий: «Почувствуем слово!»; «Строим рассуждения и играем»; «Сочиняем» в соответствии с этапами технологии. Задачи, решаемые при проведении серии занятий «Почувствуем слово»: развитие образного восприятия слова и моделирование образа, развитие умений постигать художественный образ через средства выразительности.
Таблица.4
Задачи, решаемые при проведении серии занятий «Строим рассуждения и играем»: дать детям представление о структурных особенностях рассказов и возможности их моделирования в картинках-«рамках», моделях, учить детей «читать» схемы, модели, предложенные воспитателем.
Таблица.5.
Задачи, решаемые при проведении серии занятий «Сочиняем»: самостоятельное придумывание фантастических историй, рассказов из личного опыта, включающих разные средства выразительности, с опорой на модель.
Таблица.6
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу по развитию связной речи мы начинали с уточнения, расширения и совершенствования словаря. В процессе работы над словом дети учатся ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета», учатся графически правильно изображать предметы. На первом этапе дети упражняются в умении подбирать слова, раскрывают «душу» и даже настроение слов, текстов, объясняют связь между предметной картинки с элементами модели. Для этого используют «зашифрованные письма» (пиктограммы), «письма в картинках», слова-магниты. Одновременно дети учатся использовать в играх средства выразительности. Именно в психологической атмосфере, обеспечиваемой игровыми упражнениями с постепенным усложнением (разными вариантами) и должно идти все обучение. Тогда оно становится радостным процессом приобретения коммуникативных способностей в речевой деятельности. Ребенок тянется к игре, живет игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и незаметно для себя еще и пользу от игровых действий. Тогда обучение - это праздник рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, фантазировать, чувствовать и ощущать. Для сброса эмоционального напряжения использовали аутотренинга, этюды, рефлексия, расслабляющие упражнения. Необходимо обращать внимание детей на то, что одни и те же вещи могут быть и приятными и неприятными: голос, если грубый; взгляд, если злой; слова, если неприветливые, недобрые (сказка Г.Андерсена «Гадкий утенок»). Для снятия отрицательных эмоций используются упражнения в виде выкрикивания текста. Например, прием «Я - страшный Бармалей». «Я страшный, беспощадный Ужасный Бармалей, Я бегаю по Африке И кушаю детей! Да! Да! Да!» В играх-драматизациях, в диалогах из сказок дети побывали и в положительных, и отрицательных, и даже «молчаливых» ролях: стула, дерева, лужицы. Это придает новый оттенок и сказочному сюжету, а, главное, развивает у детей образные представления и связную речь. Как происходит «вхождение в роль»? Когда дети остановили свой выбор на какой-нибудь роли, им предлагается на минуту закрыть глаза и представить своего героя в этот момент. Что герой чувствует? Что делает? (думает) Как двигается? Какое настроение у него в этот момент? Открыв глаза, дети вслух описывают чувства и настроения, действия своего героя. Упражнения проводятся на материале разных художественных текстов. Важно вначале изолированно показать каждое выразительное средство раскрытия образа и возможности его использования при описании портрета, чувств и настроения героя, места и времени действия. Таким образом, в процессе коррекционной работы при ознакомлении детей с образным значением слова, дети уточняют значения слов, их назначение, что способствовало точному их использований в речи. Кроме того, постигая художественный потенциал слов, дети учатся использовать в своей речи разнообразные средства выразительности. При отборе программного материала важное место отводится наиболее эффективным средствам и способам решения познавательных и творческих задач. Одним из центральных методов, развивающих у детей коммуникативную и планирующую функции речи, является использование опорных символов и моделей. Работа на втором этапе начинается с ознакомления детей с моделями в такой последовательности: предметная модель => приметно-схематическая => схематическая, так как постепенное, поэтапное включение их в содержание игр и занятий составляет канву, основу речевого высказывания ребенка. Важной предпосылкой повышения эффективности и результативности обучения детей является длительная и регулярная активизация всех усвоенных речевых конструкций в различной речевой практике. Например, в игровой деятельности серии «Строим рассуждения и играем» для сюжета игр-придумываний подбираются несколько картинок, и на их основе составляются истории на самые разнообразные темы по плану: - Как ты думаешь, что происходит на твоей картинке? - А почему произошло это событие? - Что ему предшествовало, как действовали изображенные, а может быть, и отсутствующие на картинке персонажи? - Как же они (она, он) будут действовать дальше? Ребенок, осваивая в игре с педагогом конкретные смысловые «кусты» ролей, постепенно переходит от простых сюжетов, воссоздающих единичные реальные события, цепочку действий, чаще всего обговоренных и составленных в схеме, к более сложным и последовательно связанным событиям. Наиболее удобным для этого являются сюжеты волшебных сказок. Все они имеют общую сюжетную схему: 1) Герой сказки отсылается или отправляется сам за объектом, который пропадает или «желается»; 2) Герой встречается с «дарителем» волшебного средства, но чтобы его получить, проходит испытания, 3) Герой получает волшебное средство, с помощью которого достает (добывает) искомый объект; 4) Герой побеждает противника и проходит основное испытание или сражается; 5) Герой побеждает противника и получает искомый объект; 6) Герой возвращается домой и получает заслуженную награду. Сохраняя общую смысловую канву событий, надо лишь изменять конкретные условия, в которых действуют персонажи - и получится новая сказка. Можно встретить дополнительные препятствия: колдунью, морского царя и др. - которых успешно побеждает герой. Полученные награды можно заменить любой привлекательной вещью. Обращение к народным и авторским сказочным произведениям давно зарекомендовало себя как надежное и плодотворное воспитательное средство, а яркие образы героев, их поведение служат импульсом к работе детского воображения, Чтобы поддержать интерес к сказкам, использовали литературные викторины. В викторине «Волшебные слова» детям можно предложить вспомнить кому принадлежат фразы - заклинания и по какому поводу они произносились: - «По щучьему веленью, по моему прошенью»; - «Сивка - бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой»; - «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…»; - «Раз, два, три, горшочек, вари!» и т. д. В викторине «Волшебное превращение необходимо ответить на вопрос о различных метаморфозах, случившимся с персонажем: - «В кого превращались князь Гвидонн, великан-людоед из сказки Ш. Перро, гадкий утенок?» Диапазон содержания викторин достаточно обширен. Здесь и «транспортные» варианты передвижений персонажей, и имена близких друзей главных героев, и месторасположение приключений, и многое другое. Задания рассчитаны не только на развитие связности речи детей, но и их догадливость, чувство юмора, находчивость. На первоначальных этапах ознакомления с моделями можно использовать «опорные слова», с помощью которых у детей развивалось умение определять героев сказки по моделям-схемам. Коллективная беседа по вопросам плана, подбор ключевых слов - это еще один прием обсуждения, где также создаются условия для развития связной речи. План отражает основное содержание текста, его можно рассматривать как самое краткое изложение текста, он помогает более глубоко и детально его осмыслить, осознать основные события в тексте и их последовательность. При коллективном обсуждении плана, его вариантов, повторении отрывков и уточнении их заголовков детям предлагается зарисовать в «рамочки», «окошечки» героев и все основные события. Обязательно упражнение «Проверь себя»: сравнить схемы мою и вашу. - Какие персонажи пропущены? - Какие переставлены? - Попробуем пересказать историю каждого из них (По схеме, желательно нарисованной другим ребенком). Для того чтобы подвести детей к самостоятельному составлению рассказов и сказок, можно использовать методику и руководство игрой-придумыванием в такой последовательности: 1. Надо сориентировать детей на слушание рассказов друг друга, на продолжение рассказа партнера, на изложение знакомой сказки (без оценок качеств детской речи и требований полноты рассказа). Через один - два дня предложить придумать одну общую сказку, которую рассказывали так: «Сначала я придумаю, потом - Маша, потом Коля, а потом опять я». 2. Начинать преобразование сказки проще всего с замены главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства. Воспитатель должен заготовить для себя несколько вариантов начала новой сказки, но в ходе игры дети будут вносить свои предложения, развертывать сюжет по-своему. 3. В дальнейшем в таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в сказку по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, сразу соединяя сказочные и реалистические элементы. Например, «Ивану - царевичу захотелось учиться в школе, и он отправился ее искать». Чем неожиданнее будут образы воспитателя и детей, тем интереснее игра-придумывание. В этих играх присутствует и такая задача: ребенок учится понимать других людей, осознает, что его замыслы могут отличаться от замыслов партнеров. 4. По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события воспитатель может стимулировать детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием, предлагая роли, принадлежащие разным смысловым сферам (разноконтекстные роли). 5. В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая придумывать не сказки, а настоящие истории. Придумывание историй может осуществляться уже в группах. Третий этап работы заключался в том, что на основе формируемых умений и благодаря созданной мотивации дети самостоятельно придумывают рассказы и сказки на основе предложенных моделей. Выводы С целью исследования изучения развития связной речи слабослышащих дошкольников на занятиях по развитию речи нами было решено несколько взаимосвязанных задач: Были подобраны методики экспериментального исследования особенностей связной речи дошкольников с нарушением слуха. Для определения уровня развития и качества связной речи и умения последовательно логически мыслить использовалась методика «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Весна». Для определения уровня развития связной речи применялась методика «Пересказ сказки «Репка». В нашем исследовании принимало участие 8 человек посещающих детский сад №97, в котором существует группа для детей с нарушением слуха. В ходе проведенного нами исследования было изучен уровень развития связной речи слабослышащих дошкольников. Анализируя полученные результаты пришли к выводам о том, что построение предложений и связного текста детей соотносится с низким уровнем сформированности. При составлении рассказа по серии сюжетных картин количественные показатели успешности выполнения задания составляют 12,5%. У слабослышащих детей экспериментальной группы недостаточно формируются умения самостоятельного пересказа по изученному тексту. Количественное своеобразие усвоения компонентов предложений проявляется в том, что при составлении рассказа по серии сюжетных картин не справились с заданием 25% детей. При пересказе сказки «Репка» в группе не справились с заданием 37,5% слабослышащих дошкольников. Общим при выполнении заданий для дошкольников явилось: - перечисление действующих лиц или действий с грубыми грамматическими ошибками, -однословные ответы на вопросы, -устно-дактильный рассказ из односоставных или двусоставных нераспространенных предложений с большим количеством ошибок семантического, синтаксического и грамматическою планов. Большинство слабослышащих дошкольников смогли составить только устно-дактильный рассказ с сопутствующими жестами. Устного или устно-дактильного рассказа из простых распространенных предложений не построил никто. Успешность выполнения заданий по изучению связной речи у детей низкая. При выполнении этих заданий большинство слабослышащих дошкольников составляли рассказы на основе устной и устно-дактильной форм речи. На уровне текста событийная последовательность в речи детей изложена верно. Наблюдаются нарушения в виде: - отсутствия предикатов; - нарушений связей как внутри предложений, так и между предложениями; - однообразные грамматические конструкции; - пропуски предлогов; - употребление глаголов и существительных в начальной форме или в единственном числе; - незаконченность предложения. В целом по результатам анализа связной, речи у детей, можно сделать вывод, что большинство слабослышащих дошкольников конструируют собственные выражения, в основном, на уровне слов - предложений, несущих в себе функциональное сообщение и являющихся, в связи с этим, синтаксической, а не логической единицей. Расширение речевого взаимодействия при посещении группы ДОУ, в досуговой деятельности, в семье, своевременная систематическая дополнительная коррекционная помощь, направленная на активизацию речевой деятельности слабослышащих дошкольников, должны позволить всем детям с нарушениями слуха лучше понимать обращенную речь, употреблять изученные словоформы собственной речи, но самое главное, конструировать свою речь, используя закономерности употребления в речи языковых средств общения. Анализ теоретических положений, представленных в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам разработать педагогическую технологию формирования связной речи слабослышащих дошкольников с использованием моделирования. В разработке данной технологии мы опирались на положение о том, что работа в данном направления не на сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний. Комплексный игровой и развивающий xaрактер предложенных творческих блоков и игр-занятий может являться одним из путей оптимизации обучения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Анализ отечественной и зарубежной литературы, практики воспитания детей с нарушениями слуха выявили значительную актуальность проблемы коррекционно-педагогической помощи слабослышащим дошкольникам по вопросам развития связной речи. Усвоение дошкольниками языковых средств, постижение закономерностей их функционирования в речевой деятельности служат коммуникативным и другим социальным целям. Формируемая в дошкольном возрасте произвольность объединяет языковые факты и закономерности со способностями и возможностями детей, объективизирует и обеспечивает их развитие. Этот механизм реализуется в разнообразной речевой деятельности дошкольников, которые учатся произвольно оперировать собственными умениями. Анализ научной литературы, в которой раскрыты различные аспекты речевого развития детей при нормальном и нарушенном слухе, представлен в первой главе. Именно он позволяет нам предположить, что на активизацию речевого развития слабослышащих дошкольников, непосредственно влияет комплекс личностных достижений и особенностей ребенка: уровень понимания обращенной речи, уровень владения языковыми средствами общения, доминирование речевой активности, наличие коммуникативно-значимых личностных качеств. Изучение связной речи у дошкольников с нарушенным слухом рассматривается в исследованиях Р.М. Боскис, А. Г. Зикеева и К.В. Коровина, в которых представлено широкое понимание этого термина. С опорой на положение, что связная речь по своему характеру и выполняемой функции может относиться к любому из стилей речи, А.Г. Зикеев рассматривает связную речь в системе обучения слабослышащих в широком плане. В исследованиях вышеуказанных авторов подчеркивается, что обучение связной речи должно быть направленно на развитие умений правильно строить собственное высказывание. С целью исследования изучения развития связной речи слабослышащих дошкольников на занятиях по развитию речи нами было решено несколько взаимосвязанных задач: Были подобраны методики экспериментального исследования особенностей связной речи дошкольников с нарушением слуха. Для определения уровня развития и качества связной речи и умения последовательно логически мыслить использовалась методика «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Весна». Для определения уровня развития связной речи применялась методика «Пересказ сказки «Репка». В нашем исследовании принимало участие 8 человек посещающих детский сад №97, в котором существует группа для детей с нарушением слуха. В ходе проведенного нами исследования было изучен уровень развития связной речи слабослышащих дошкольников. Анализируя полученные результаты пришли к выводам о том, что построение предложений и связного текста детей соотносится с низким уровнем сформированности. При составлении рассказа по серии сюжетных картин количественные показатели успешности выполнения задания составляют 12,5%. У слабослышащих детей экспериментальной группы недостаточно формируются умения самостоятельного пересказа по изученному тексту. Количественное своеобразие усвоения компонентов предложений проявляется в том, что при составлении рассказа по серии сюжетных картин не справились с заданием 25% детей. При пересказе сказки «Репка» в группе не справились с заданием 37,5% слабослышащих дошкольников. Общим при выполнении заданий для дошкольников явилось: - перечисление действующих лиц или действий с грубыми грамматическими ошибками, -однословные ответы на вопросы, -устно-дактильный рассказ из односоставных или двусоставных нераспространенных предложений с большим количеством ошибок семантического, синтаксического и грамматическою планов. Большинство слабослышащих дошкольников смогли составить только устно-дактильный рассказ с сопутствующими жестами. Устного или устно-дактильного рассказа из простых распространенных предложений не построил никто. Успешность выполнения заданий по изучению связной речи у детей низкая. При выполнении этих заданий большинство слабослышащих дошкольников составляли рассказы на основе устной и устно-дактильной форм речи. На уровне текста событийная последовательность в речи детей изложена верно. Наблюдаются нарушения в виде: - отсутствия предикатов; - нарушений связей как внутри предложений, так и между предложениями; - однообразные грамматические конструкции; - пропуски предлогов; - употребление глаголов и существительных в начальной форме или в единственном числе; - незаконченность предложения. В целом по результатам анализа связной, речи у детей, можно сделать вывод, что большинство слабослышащих дошкольников конструируют собственные выражения, в основном, на уровне слов - предложений, несущих в себе функциональное сообщение и являющихся, в связи с этим, синтаксической, а не логической единицей. Расширение речевого взаимодействия при посещении группы ДОУ, в досуговой деятельности, в семье, своевременная систематическая дополнительная коррекционная помощь, направленная на активизацию речевой деятельности слабослышащих дошкольников, должны позволить всем детям с нарушениями слуха лучше понимать обращенную речь, употреблять изученные словоформы собственной речи, но самое главное, конструировать свою речь, используя закономерности употребления в речи языковых средств общения. Анализ теоретических положений, представленных в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам разработать педагогическую технологию формирования связной речи слабослышащих дошкольников с использованием моделирования. В разработке данной технологии мы опирались на положение о том, что работа в данном направления не на сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний. Комплексный игровой и развивающий xaрактер предложенных творческих блоков и игр-занятий может являться одним из путей оптимизации обучения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |