Рассказ по серии сюжетных картинок «Весна». Рассказывание сказки («Репка»)
Предлагаемые методики направлены на выявление актуального уровня экспрессивной речи по следующим блокам: лексике, словоизменению, словообразованию и связной речи у дошкольников с нарушением слуха. Критерии оценка успешности выполнения заданий выражены в бальной системе, выведен средний балл по группе за каждую серию и блок в целом. Максимальное количество баллов исчисляется успешным выполнением количества речевых проб одной серии. Критерии построения предложений I. Семантического и синтаксического плана. Пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудности переключения. Ошибка: •пропуск отдельных смысловых звеньев, •единичные необоснованные повторы слов, •наличие непродуктивных слов; •неоднократные необоснованные повторы слов, •единичные необоснованные повторы грамматических конструкций (стереотипность оформления), •необходимость наводящих вопросов; •сочетание нескольких ошибок из всего предыдущего. Не оценивается ответ при невозможности построения связного текста или при однословных ответах на наводящие вопросы. 2. Лексического оформления. • Адекватное использование вербальных средств. Ошибки: •поиск слов, •единичные родственные словесные замены, •выраженная бедность словаря, •неоднократные вербальные замены (семантически близкие). Не оценивается ответ при неадекватном использование вербальных средств. 3. Грамматического плана. Пересказ оформлен грамматически правильно с использованием разнообразных грамматических конструкций. Ошибки: - пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, имеются нарушения порядка слов; - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы или параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств). Не оценивается ответ при грубых нарушениях, влияющих на смысл сказанного. Таким образом, уровень развития связной речи определяется исходя из: - общей структуры предложения, текста (наличие всех частей в рассказе, связь предложений, синтаксическая структура предложения); - грамматического оформления предложения, текста (отсутствие морфологических, грубых синтаксических ошибок); - использования выразительных языковых средств (прилагательных, наречий, экспрессивно-оценочных слов, прямой речи). Успешность выполнения (в баллах) снижается при: - ответе словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия после го предъявления инструкции; - пропуске предлогов; - нарушениях падежных отношений, нетрадиционном порядке слов в словосочетании и предложении, - неправильном выборе формы или вида глагола, - наличии грубых звуковых замен. Не оценивается ответ: - если дети молчат, т.е не могут составить предложение, - при перечислении объектов или субъектов действия.
Приложение 2
Творческая работа над образом слова, построенная на приеме «Слово-магнит» Задача: Разговорить детей, взволновать словом, вызвать на заинтересованный разговор. Обогатить лексикон детей новыми словами. Развивать детское речевое творчество. Начинается занятие: Язык может быть добрым другом и злым, жестоким и коварным. Слово - как живое существо, оно как человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться, как у людей, у каждого слова свой характер, своя душа. Произнесите любое слово. Как вы считаете оно или злое? Что помогло сделать ваш выбор? А теперь немного пофантазируйте: представьте себе, что произнесенное слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. Обратите внимание на то, что все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. «Солнце» («+») - радость, птицы, день, звери, весна, доброта, улыбка, золотое, красивое, любимое. - Но чаще всего само отдельное слово может быть изменчивым. Может слово стать недобрым? В каких случаях? (ответы детей). - Зарисуем слово - магнит «солнце» в картинках. Каким оно может быть? (Самостоятельная работа детей: вспомнить, какие слова назывались на занятии, добавляют свои «+» и «-»). Придумывание рассказов детьми по этим картинкам. Итог: Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова - дела важны? Дела - делами, а слова - словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. Этюды Заданные слова Задается текст к которому нужно найти оправдание, то есть сконструировать ситуацию, в которой он мог бы быть произнесен, выдумать людей, участвующих в этой ситуации, выбрать поведение говорящего и поведение всех слушающих, понять характер произнесения слов. Начинать можно с бытовых распространенных фраз. Например: «Не делай этого, пожалуйста!» И постепенно переходить к литературным репликам. Например, из пьес – сказок Маршака, Михалкова, Шварца.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |