Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иерархия значимости компонентов компетентности



2020-03-19 253 Обсуждений (0)
Иерархия значимости компонентов компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проверка соответствия между иерархией значимости различных компонентов компетентности и введенной моделью социализации показала, что ключевые по важности в меняющемся обществе компоненты компетентности, относящиеся к средствам, направленным на себя (мета-средства) и КК задающие общую направленность жизни, (когнитивная аксиоматика) представлены на верхних уровнях иерархии достаточно слабо (Таблица 7).

Важно отметить, что многие из ключевых КК смещены на самый низ иерархии значимости в будущем (Таблица 8). В частности это относится к экологическому сознанию, что можно понять как существенный неуспех программ и концепций (Дерябо, Ясвин, 1996) развития экологического образования в школе и ВУЗе.

 

Таблица 7. Максимальный рейтинг компонентов компетентности

 

 

Биофизики

 

 

2

6

Уверенность в себе

5,52

6,64

7

35

Крепкое здоровье

5,23

71,03

6

28

Фундаментальное профессиональное образование

4,46

8,25

1

4

Умение общаться и сотрудничать ради достижения поставленной цели

4,29

18,88

7

32

Навыки, обеспечивающие поступление на хорошую работу

4,08

14,39

4

16

Умение самостоятельно осваивать знания и навыки

3,87

3,19

2

9

Настойчивость в достижении цели

3,81

2,05

5

22

Научный кругозор;

3,79

16,08

 

 

ППФ2

 

 

2

6

Уверенность в себе

5,42

2,75

7

35

Крепкое здоровье

4,05

6,23

5

23

Профессиональная эрудиция

3,76

3,32

6

28

Фундаментальное профессиональное образование

3,72

3,15

3

12

Установка на самосовершенствование

3,71

2,75

4

16

Умение самостоятельно осваивать знания и навыки

3,59

1,82

1

3

Эффективное мышление, как нахождение решения в незнакомых ситуациях

3,53

2,28

1

5

Умение ставить и достигать реалистические цели в работе

3,47

1,07

 

 

ППФ3СП

 

 

7

35

Крепкое здоровье

5,22

17,69

1

1

Умение оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации

4,42

10,48

2

9

Настойчивость в достижении цели

4,34

10,76

2

6

Уверенность в себе

4,19

4,31

4

16

Умение самостоятельно осваивать знания и навыки

3,95

7,02

1

2

Умение замечать проблемы и находить пути их решения в сложных ситуациях

3,66

2,21

1

3

Эффективное мышление, как нахождение решения в незнакомых ситуациях

3,49

2,83

3

11

Ответственное отношение результатам и последствиям своей деятельности

3,48

1,50

 

 

Психологи-заочники

 

 

7

35

Крепкое здоровье

6,44

25,74

2

10

Самоконтроль (тенденция избегать поспешных решений)

5,72

21,96

1

3

Эффективное мышление, как нахождение решения в незнакомых ситуациях

5,23

11,21

2

6

Уверенность в себе

4,88

14,60

1

5

Умение ставить и достигать реальные цели в работе

4,76

13,81

5

23

Профессиональная эрудиция

4,72

20,03

1

1

Умение оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации

4,71

23,41

4

16

Умение самостоятельно осваивать знания и навыки

4,35

10,33

 

 

КГТУ (ФИПУ)

 

 

2

6

Уверенность в себе

5,94

13,35

7

35

Крепкое здоровье

4,40

8,93

2

9

Настойчивость в достижении цели

4,39

4,21

1

1

Умение оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации

3,48

2,42

6

28

Фундаментальное профессиональное образование

3,47

0,92

7

31

Навыки, необходимые для жизни в обществе

3,46

2,96

4

16

Умение самостоятельно осваивать знания и навыки

3,39

2,13

1

2

Умение замечать проблемы и находить пути их решения в сложных ситуациях

3,37

1,65

 

 

КИЦМ

 

 

7

35

Крепкое здоровье

6,02

22,79

7

32

Навыки, обеспечивающие поступление на хорошую работу

5,36

24,55

7

34

Хорошая спортивная подготовка

3,95

2,97

2

6

Уверенность в себе

3,80

2,46

3

15

Установка на профессиональный успех

3,73

11,49

2

9

Настойчивость в достижении цели

3,73

4,66

1

2

Умение замечать проблемы и находить пути их решения в сложных ситуациях

3,55

1,99

3

13

Установка на лидерство

3,49

8,75

                 

 

Таблица 8. Минимальный рейтинг компонентов компетентности

Биофизики

4

17

Управление своим поведением в соответствии со своими представлениями и ориентирами

1,87

0,58

2

8

Принятие решений на основе собственных оценок ситуации

1,86

0,36

5

24

Экологическая грамотность

1,65

1,14

6

30

Экологическое сознание

1,36

0,96

6

29

Общефилософская логико-методологическая культура

1,36

1,64

 

ППФ2

3

13

Установка на лидерство

2,09

2,03

6

30

Экологическое сознание

2,00

1,13

2

10

Самоконтроль (тенденция избегать поспешных решений)

2,00

0,89

7

34

Хорошая спортивная подготовка

1,97

1,45

5

24

Экологическая грамотность

1,87

0,47

 

ППФ3СП

5

25

Общекультурная эрудиция

1,70

0,96

5

22

Научный кругозор;

1,69

1,24

6

30

Экологическое сознание

1,55

1,28

6

29

Общефилософская логико-методологическая культура

1,55

0,91

5

24

Экологическая грамотность

1,38

0,60

 

Психологи-заочники

5

24

Экологическая грамотность

0,97

1,28

6

30

Экологическое сознание

0,96

1,16

6

26

Самосогласованная научная картина мира

0,90

1,72

3

13

Установка на лидерство

0,90

1,46

6

29

Общефилософская логико-методологическая культура

0,71

1,21

 

КГТУ (ФИПУ)

6

30

Экологическое сознание

2,03

0,47

6

29

Общефилософская логико-методологическая культура

1,94

1,14

7

33

Навыки, обеспечивающие успешность в научной деятельности

1,94

0,66

3

14

Терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих

1,93

1,48

5

25

Общекультурная эрудиция

1,70

1,56

 

КИЦМ

6

27

Целостное, универсальное восприятие мира (в противовес мозаичному сознанию)

1,97

2,71

2

8

Принятие решений на основе собственных оценок ситуации

1,81

2,45

6

29

Общефилософская логико-методологическая культура

1,67

1,52

6

26

Самосогласованная научная картина мира

1,55

0,85

7

33

Навыки, обеспечивающие успешность в научной деятельности

1,41

2,72


ВЫВОДЫ

 

1. Предложена модель необходимых условий для успешной социализации в изменяющемся обществе и составлена анкета для выявления иерархии необходимых компетентностей, позволяющая при этом оценивать степень продуманности этой иерархии.

2. Показано, что, не смотря на различие в возрасте и специализации, оценки значимости всех опрашиваемых распределились достоверно сходным образом по выделенным типам компонентов компетентности, что может указывать на культурную обусловленность в восприятии этих компонентов.

3. Сравнительный анализ структуры предпочтений показывает, что близкие к 0 значения наклона кривой предпочтений присутствуют у всех групп опрашиваемых. Это говорит о недостаточной оформленности некоторых сторон образа будущего. Однако доля нулевых значения наибольшая у психологов-заочников и студентов ППФ второго курса, что указывает на ощутимую неоформленность образа будущего.

4. Наличие идеализированных представлений о будущем в наибольшей степени продемонстрировали психологи-заочники, затем первокурсники КИЦМа, и в малой степени биофизики 3-го курса.

5. Обнаружено явное различие между структурой предпочтений студентов дневного отделения и у школьников, проявляющееся в виде значительной доли сбалансированных выборов. Это может свидетельствовать о более реалистичном образе будущего, что представляется естественным для людей, выбравших профессию.

6. В то же время у психологов-заочников вышеупомянутая особенность в структуре предпочтений («горб» в распределении) не обнаружена, что может быть объяснено не достаточно оформленными представлениями о своей будущей профессии.

7. Показано, что ключевые по модели социализации компоненты компетентности присутствуют на верхних уровнях иерархии предпочтений в небольшой степени и в более значительной степени они присутствуют на нижних уровнях иерархии, что можно оценить как негативный с точки зрения социализации фактор.

 


Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 1998.

2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений. Т.4.М.: Педагогика, 1984г.

3. Винникова М.С., Ефимов В.С., Охонин В.А. и др. Методы исследования структуры коллективных и индивидуальных предпочтений // Препринт 8-97, Красноярск, 1997г.

4. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996.

5. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций, 2004г.

6. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 1994. №3.

7. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса, №4, 2000.

8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1996.

9. Ефимов В.С., Охонин В.А. Структура самоопределения: модели и методы исследования. Современные исследования по проблемам философии образования и антропологии. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.

10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня №5, 2003г.

11. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Наука, 1989г.

13. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании, 2004г.

14. Лефевр В.А. Формула человека. М.: Прогресс 1991г.

15. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: "Когито-Центр", 2003.

16. Немировский В.Г. Образ желаемого будущего как фактор формирования социально – профессиональных ориентаций подростков // Соц. исл. №4, 1984

17. Обухова Л.Ф. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович) // Возрастная психология. М., 1996г.

18. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.:ООО "Издательство АСТ", 2001.

19. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление , развитие и реализация – М., 2002г.

20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Фен икс, 1996г.

21. Татур Ю.Г. Компетентности в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня №3, 2004г.

22. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ). // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993г.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета

 

АНКЕТА

Укажите, пожалуйста, свой пол _____, возраст ______, курс ______ и факультет ______________.

 

Представьте себе, что у Вас есть 700 единиц (времени, сил, вообще жизненных ресурсов), которые Вы можете «заплатить» (потратить), чтобы приобрести компетентности, важные для успешной деятельности после окончания ВУЗа. Поделите эти 700 баллов сначала между условными группами компонентов компетентностей, а затем - внутри каждой группы так, чтобы общая сумма была равна 700. Количество баллов, выставленное каждому компоненту компетентности, должно соответствовать значимости этого компонента в Вашей жизни после окончания ВУЗа: чем больше значимость - тем больше балл. Нулевой балл соответствует компоненту с нулевой для Вас значимостью. Оценивайте значимость так, как будто ни один из компонентов у Вас в настоящее время не проявлен, словно Вы начинаете с 0 и платите за то, что Вы считаете нужным.

 

№№ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ баллы

Условная группа 1. (выделено ________ баллов)

1 Умение оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации  
2 Умение замечать проблемы и находить пути их решения в разных сложных ситуациях  
3 Эффективное мышление, как нахождение решения в незнакомых ситуациях  
4 Умение общаться и сотрудничать ради достижения поставленной цели  
5 Умение ставить и достигать реалистичные цели в работе  

Условная группа 2. (выделено ________ баллов)

6 Уверенность в себе  
7 Инициативность  
8 Принятие решений на основе собственных оценок ситуации  
9 Настойчивость в достижении цели  
10 Самоконтроль (тенденция избегать поспешных решений)  

Условная группа 3. (выделено ________ баллов)

11 Ответственное отношение результатам и последствиям своей деятельности  
12 Установка на самосовершенствование  
13 Установка на лидерство  
14 Терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих  
15 Установка на профессиональный успех  

Условная группа 4. (выделено ________ баллов)

16 Умение самостоятельно осваивать знания и навыки  
17 Управление своим поведением в соответствии со своими представлениями и ориентирами  
18 Умение использовать опыт при выборе стратегии собственного поведения  
19 Умение понимать свои ценности и установки по отношению к конкретной цели  
20 Умение анализировать свою роль и роли других людей в организации и обществе в целом  

Условная группа 5. (выделено ________ баллов)

21 Социальная грамотность (адекватное понимание смысла политических терминов)  
22 Научный кругозор;  
23 Профессиональная эрудиция  
24 Экологическая грамотность  
25 Общекультурная эрудиция  

Условная группа 6. (выделено ________ баллов)

26 Самосогласованная научная картина мира  
27 Целостное, универсальное восприятие мира (в противовес мозаичному сознанию)  
28 Фундаментальное профессиональное образование  
29 Общефилософская логико-методологическая культура  
30 Экологическое сознание  

Условная группа 7. (выделено ________ баллов)

31 Навыки, необходимые для жизни в обществе  
32 Навыки, обеспечивающие поступление на хорошую работу  
33 Навыки, обеспечивающие успешность в научной деятельности  
34 Хорошая спортивная подготовка  
35 Крепкое здоровье  

 

 



2020-03-19 253 Обсуждений (0)
Иерархия значимости компонентов компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иерархия значимости компонентов компетентности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)